О индивидуальном подходе к детям
(Слайд 1). Сиротство – это социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Если после Великой Отечественной войны сиротами в основном были дети погибших в ходе боев военных, то сегодня в основном эти дети из неблагополучных семей. 95% нынешнего поколения сирот имеют родителей, которые лишены родительских прав или отказались от них сами, и только 5% - круглые сироты.
(Слайд 2). В последние годы в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерации актуальность данной проблемы резко возросла. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» сиротство, распространяющееся под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи. Следствием этого становится изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. (Статистические данные на слайде).
За последние 5 лет число детей-сирот увеличилось на 70%.
Обратите внимание на статистические данные: слайд 3
(Слайд 3). Большинство учащихся - сирот не могут успешно адаптироваться в школе и в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Сирота адаптируется к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем «проб и ошибок». Такие дети часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов.
(Слайд 4) Государство не может заменить обыкновенную, рядовую, даже не очень благополучную семью. В организации жизни интерната есть факторы, препятствующие нормальному развитию детей:
отсутствие условий для возникновения и развития личных эмоциональных связей ребенка и заботящегося взрослого;
постоянная смена сиротских учреждений;
невозможность побыть «наедине с собой»;
отсутствие личного – вещей, пространства, времени;
изолированность обыденной жизни.
Поэтому вопрос индивидуального подхода к личности ребенка в исследованиях специалистов и ученых вышел на первый план.
( Слайд 5) Виды индивидуального подхода:
(социальный, психологический, педагогический, социально-педагогический).
(Социальный подход – включает в себя материальную помощь, помощь в организации питания, отдыха и лечения, выплаты льгот и пособий, предусмотренных законодательством РФ; помощь детям в жизненном самоопределении.)
Психологический подход – система мер, способствующая социальному и профессиональному самоопределению личности с целью её адаптации к окружающей жизни. Подробнее остановлюсь на индивидуальном подходе к воспитанникам в психологической работе.
(Педагогический подход – является помощью воспитанникам в обучении, носит нормативно – правовой характер.
Социально - педагогический подход - один из элементов системы педагогического индивидуального подхода, направлен на решение проблем ребенка посредством изучения его социума.)
( Слайд 6) Сущность индивидуального подхода к учащимся-сиротам состоит в:
создании условий для полноценного развития ребенка, в понимании и принятии ребенка и его природы, в понимании его проблем и затруднений, в поддержании ребенка в процессе его школьной жизни, оказание ему помощи в решении важнейших жизненных ситуаций.
( Слайд 7) ПРИНЯТИЕ – это признание того, что ребенок принят со всеми его недостатками и имеет право быть таким, какой он есть. Если взрослый не принимает воспитанника или принимает его формально, то скорее всего, он относится к нему отрицательно. Искреннее принятие ребенка проявляется в сочувствии и теплом к нему отношении.
(Слайд 8) Любящий ребенка педагог понимает и воспитывает лучше, ибо действует не только умом, но и сердцем. Требовательность к ребенку идет на пользу только на фоне положительного отношения, желания помочь.
(Слайд 9) Педагог, осуществляющий индивидуальный подход, является помощником, создающим благоприятные для развития ребенка условия.
Значимость психологического подхода
(Слайд 10). В качестве основных положений психологического подхода указываются следующие: обратите вним. на слайд.(
концентрация внимания на достоинствах ребенка и окрашивание недостатков;
вера учащихся-сирот в свои возможности;
снятие чувства психологического дискомфорта при неудачах;
использование стратегий личностно-развивающего взаимодействия: авансирования, стратегии организации поиска внутренних ресурсов.)
«Индивидуальный психологический подход» - это предоставление учащимся возможности саморазвития, помощь в становлении и развитии личности, помощь в развитии психологической индивидуальности, в построении коммуникативных навыков, в осуществлении личностного роста.
Психолог является другом, союзником ребенка, нуждающегося в помощи. Психологический подход является одной из составляющих системы индивидуального подхода наряду с медицинским и социальным
(Слайд 11). Суть идеологии психологического индивидуального под
·хода к учащимся-сиротам можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность».
«Проблема» – это индивидуальная характеристика, выражающая доминирующее негативное состояние личности ребенка в данный момент.
«Защита» - это обеспечение психологической, моральной безопасности воспитанников, оказание помощи.
«Самостоятельность» – результат совместной деятельности психолога и воспитанника, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи собственные проблемы, применяя полученные знания и навыки.
(Слайд 12) . Успешность такого взаимодействия наиболее вероятна при соблюдении следующих условий: при согласии воспитанника на помощь, т.е либо он просит помощи, либо не отвергает ее. При включенности, заинтересованности ребенка в процессе решения проблемы, и при моей деликатности и доброжелательности. Психолог призван в любых обстоятельствах поддерживать сторону воспитанников. Даже когда они нарушают общепринятые нормы, необходимо искать возможность «смягчить наказание», помня, что каждый человек имеет право на ошибку.
( Слайд 13). Положительную роль в индивидуальном подходе играет создание ситуации успеха, условий для раскрытия личности воспитанника, значимости его личных вкладов в решение общих задач.
(Слайд 13) .Индивидуальный подход на занятиях с психологом осуществляется в несколько этапов: 1 этап: обследование ребенка, диагностика его проблемы.
2 этап: выявление причин проблемы с учетом точки зрения ребенка,
3 этап: планирование действий по устранению проблемы,
4 этап: действия совместно с воспитанником по преодолению проблемы,
5 этап: рефлексия успехов и неудач, анализ итогов предпринятых действий.
(Слайд 14) Индивидуальное консультирование -
Цель консультирования - оказание помощи ребенку в решении его социально-индивидуальных проблем, налаживании межличностных отношений с окружающими.
Процесс консультирования помогает учащемуся посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, обычно не осознаются и не контролируются. В ходе консультационной беседы учащийся может шире иначе оценить свою роль в ситуации, и в соответствии с новым видением изменить свое свое поведение и отношение к ситуациям.
(Слайд 15). Виды и различия психологического, педагогического и индивидуального подходов, направления деятельности различных подходов. Содержатся в ваших распечатках для ознакомления.
Психологический
Педагогический подход
Социальный подход
подход
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая ди-
Изучение среды, в кото-
Охрана и защита прав
агностика;
рой находятся сироты;
сироты;
Психогигиена обще-
Защита от насилия со сторо-
ния учащегося -сироты;
Выявления позитивных и негативных факторов,
ны других детей или взрослых.
Психопрофилактика
влияющих на жизнедея-
Организация питания, от-
семьи и педколлекти-
тельность
дыха и санаторно-
ва;
сирот;
курортного лечения;
Оздоровление внут-
Выявление педагогиче-
Решение жилищных про-
реннего мира
ских проблем
блем;
сироты;
сироты, с которыми он не
может справиться само-
Помощь в обустройстве бы-
Предотвращение
стоятельно;
та;
межличностных кон-
фликтов;
Установление с ним до-
Защита материальных и
говорных отношений;
имущественных интересов
Игровая коррекция
сироты;
поведения и общения;
Привлечение к решению
проблемы преподавателей
Предупреждение конфлик-
Помощь в самоизу-
и других специалистов
тов с законом;
чении и самореализа-
ции;
Изучение среды (семьи,
Консультирование пре-
улицы);
Составление про-
подавателей и других лиц,
грамм по саморазви-
взаимодействующих с
Изучение особенностей со-
тию и самовоспита-
сиротами;
циальной адаптации;
нию.
Совместный анализ ре-
Помощь в профессиональ-
зультатов решения воз-
ном саморазвитии и само-
никшей педагогической
реализации;
проблемы.
Участие в процессе формирования и развития профессионально-значимых качеств;
Организация производственной практики;
помощь в трудоустройстве.
(Слайд 16). Своевременное выявление индивидуальных проблем воспитанников дает им возможность избежать многих кризисных ситуаций в процессе обучения в школе.
Наибольшую эффективность в организации помощи воспитанникам в образовательном процессе дает одновременная комплексная работа всех индивидуальных подходов: педагогического, психологического, социального, медицинского; осуществляемых воспитанникам в нашей школе.
(Слайд 17) – Цитата.
(Слайд 18) – благодарим за внимание.
15