Программа по дисциплине Информационные системы в профессиональной деятельности, спец. 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
ГАПОУ Пензенской области «ПЕНЗЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМ. Е. Д. БАСУЛИНА»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
___________Л.С. Лачугина
«____»_______________2014 г.
№ регистрации
034702 – У – 2010 – 2014 – ЕН.04
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные СИСТЕМЫ в профессиональной деятельности
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 034702 «Документационное обеспечение и архивоведение» по программе углубленной подготовки.
.
Согласование с Ростехнадзором не требуется.
Организация-разработчик: ГАПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина».
Разработчик:
Обойщикова И.Г., кандидат педагогических наук, преподаватель.
Рекомендована цикловой комиссией математического и общего естественнонаучного цикла
Протокол от 30 августа 2014г. № 1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные СИСТЕМЫ в профессиональной деятельности»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 034702 «Документационное обеспечение и архивоведение» по программе углубленной подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре профессионального образования:
Математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели учебной дисциплины – формирование у обучающихся знаний и умений использования информационных систем в профессиональной деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
освоение студентами основных понятий информационных систем, обеспечения их безопасности;
овладение технологиями работы с информационными системами;
приобретение навыков эффективного использования информационных систем в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально-ориентированных информационных системах;
обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
классификацию информационных систем;
виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 192 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося 64 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
192
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
128
в том числе:
практические занятия
50
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
64
в том числе:
ответы на вопросы темы
28
подготовка доклада
8
оформление отчета по работе
25
работа с конспектом
2
подбор материала для информационного буклета
1
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Количество часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение.
Учебная дисциплина «Информационные системы в профессиональной деятельности»; ее основные задачи и связь с другими дисциплинами.
2
1
Раздел 1. Понятие и структура информационной системы (ИС)
9
Тема 1.1. Понятие информационной системы (ИС), автоматизированной ИС.
Понятие информации, системы, информационной системы, автоматизированной информационной системы. Свойства информационной системы. Задачи, решаемые информационными системами.
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
1
Тема 1.2. Структура и классификация информационных систем.
Структура информационных систем. Классификация информационных систем (по характеру использования информации, по характеру обрабатываемых данных, по сфере применения).
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
1
Тема 1.3. Этапы развития информационных систем.
Этапы развития информационных систем. Понятие поколений информационных систем, их характеристика.
Контрольная работа.
1
1
1
3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
1
Раздел 2. Организация информационных систем
9
Тема 2.1. Программные средства обработки информации.
Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения.
Прикладное программное обеспечение. Классификация прикладного программного обеспечения по назначению.
2
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
2
Тема 2.2. Методы организации и проблемы построения информационных систем.
Создание и проблемы организации информационных систем. Методы организации информационных систем.
Самостоятельная работа.
1
1
1
3
Самостоятельная работа: работа с конспектом.
1
Раздел 3. Проектирование информационных систем
33
Тема 3.1. Основные понятия технологии проектирования информационных систем.
Проектирование информационной системы. Цели и этапы разработки проектов информационной системы. Оценка рисков проекта. Жизненный цикл программного обеспечения информационной системы и его этапы.
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
1
Тема 3.2. Компьютерное моделирование
Моделирование - важный этап проектирования информационных систем. Основные понятия метода моделирования, классификация моделей. Общая схема процесса моделирования.
Компьютерное моделирование. Виды компьютерных моделей.
2
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; работа с конспектом.
2
Тема 3.3. Технологические процессы обработки информации в информационных системах. CASE-средства для разработки информационных систем.
Виды технологических процессов обработки информации в информационных системах; описание процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, особенности их применения.
Понятие CASE-средств, их применение для разработки информационных систем.
Современные CASE-средства для разработки информационных систем.
2
2
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы, подготовка доклада на тему: «Современные CASE-средства для разработки информационных систем».
3
Тема 3.4. Информационная безопасность.
Понятие информационной безопасности информационной системы. Категории информационной безопасности.
Правовые основы обеспечения информационной безопасности.
Методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Компьютерные вирусы и борьба с ними. Антивирусные программы.
Контрольная работа.
2
2
2
1
1
1
1
1
1-2
3
Практическое занятие. Обеспечение достоверности информации в процессе автоматизированной обработки данных.
2
2
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите, подготовка доклада на тему: «Антивирусные программы».
5
Раздел 4. Организационно-технические средства при работе делопроизводителя
4
Тема 4.1. Техническое оснащение рабочего места специалиста
Понятие технического оснащения рабочего места. Средства хранения документов. Технические средства обработки информации. Копировально-множительная техника.
2
1
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Технические средства обработки информации».
2
Раздел 5. Работа делопроизводителя с современными средствами телекоммуникации и связи
3
Тема 5.1. Современные средства телекоммуникации и связи
Автоматизированная передача информации. Модемы и их типы. Телефонная связь. Радиотелефонная связь. Телеграфная и факсимильная связь.
2
1-2
Самостоятельная работа: ответы на вопросы.
1
Раздел 6. Информационные технологии в ДОУ
99
Тема 6.1. Понятие информационных технологий, классификация
Основные понятия и определения информационных технологий. Сферы применения, возможности, ограничения. Принципы новой информационной технологии.
Классификация информационных технологий. Проблемы использования информационных технологий.
2
2
1
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы.
2
Тема 6.2. Технология обработки текстовой информации в MS-Word
Текстовый процессор MS-Word. Интерфейс, ввод и редактирование данных. Форматирование данных. Колонки, списки, колонтитулы.
Вставка графических объектов. Построение и форматирование таблиц.
2
2
1-2
Практическое занятие. Ввод и форматирование текста в MS-Word.
2
2-3
Практическое занятие. Создание и форматирование таблиц в MS-Word.
2
2-3
Практическое занятие. Работа с шаблонами в MS-Word.
2
2-3
Практическое занятие. Комплексное использование возможностей MS-Word для создания текстовых документов.
2
3
Практическое занятие. Комплексное использование возможностей MS-Word для создания текстовых документов.
2
3
Практическое занятие. Комплексное использование возможностей MS-Word для создания текстовых документов.
2
3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета по работе.
7
Тема 6.3. Технология обработки числовой информации в MS-Excel
Табличный процессор MS-Excel. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы.
Расчеты с использованием формул и встроенных функций. Способы поиска информации в электронной таблице.
Построение диаграмм и графиков. Редактирование диаграмм. Использование Поиска решения для решения задач оптимизации.
2
2
2
1-2
Практическое занятие. Использование формул и встроенных функций в MS-Excel.
2
3
Практическое занятие. Задачи оптимизации в MS-Excel.
2
2-3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета по работе.
5
Тема 6.4. Системы управления базами данных, принципы работы
Создание базы данных в MS-Access. Виды создаваемых объектов. Ввод и форматирование данных. Фильтрация данных.
Работа с формами. Создание запросов, отчетов.
2
2
1-2
Практическое занятие. Использование СУБД в профессиональной деятельности.
2
2
Практическое занятие. Использование СУБД в профессиональной деятельности.
2
2
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите.
4
Тема 6.5. Применение программы MS-Publisher для создания публикаций
Применение программы MS-Publisher для создания публикаций. Возможности и правила работы.
Создание, редактирование, форматирование публикаций разных видов: буклетов, бюллетеней в MS-Publisher.
2
2
1-2
Практическое занятие. Создание буклета в MS-Publisher.
2
3
Практическое занятие. Создание и изменение буклетов, бюллетеней и др. текстовых объектов средствами программы MS-Publisher.
2
3
Самостоятельная работа: подбор материала для информационного букL°лета; ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите.
4
Тема 6.6. Применение справочно-правовых систем в ДОУ
Понятие справочно-правовых систем (СПС), рынок отечественных СПС, тенденции развития. Преимущества СПС.
СПС «Консультант Плюс»: интерфейс, приемы работы.
Решение профессиональных задач в СПС «КонсультантПлюс»
2
2
2
1-2
Практическое занятие. Поиск документов в СПС «Консультант Плюс».
2
3
Практическое занятие. Использование СПС «КонсультантПлюс» в профессиональной деятельности.
2
3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; подготовка доклада на тему: «Рынок отечественных СПС», оформление отчета к защите.
6
Тема 6.7. Web-технологии и информационные ресурсы, используемые в ДОУ
Архитектура вычислительных сетей. Компьютерные сети. Принципы построения компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей: по территориальной распространенности, ведомственной принадлежности, скорости передачи информации, типу среды передачи
Глобальная сеть Интернет. История появления сети. Способы подключения к Интернет. Информационные услуги, предоставляемые сетью Интернет. Работа с электронной почтой.
Web-технологии: понятие, назначение, разновидности, структура. Современные Web-технологии.
Контрольный тест.
2
2
1
1
1-2
1-2
1-2
3
Практическое занятие. Поиск информации в Интернет.
2
3
Практическое занятие. Работа с электронной почтой.
2
3
Самостоятельная работа: подготовка доклада на тему: «Информационные услуги сети Интернет»; ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите.
5
Раздел 7. Профессионально-ориентированные информационные системы
33
Тема 7.1. Прикладное программное обеспечение для автоматизированных систем ДОУ (АС ДОУ)
Прикладное программное обеспечение для автоматизированных систем ДОУ. Назначение и функции АС систем «Евфрат-документооборот», «Дело»; технология работы.
Назначение и функции АС «БОСС-Референт»; технология работы.
2
2
1-2
Практическое занятие. Работа в АС ДОУ «Евфрат-документооборот».
2
2-3
Практическое занятие. Работа в АС ДОУ «Евфрат-документооборот».
2
2-3
Практическое занятие. Работа в АС ДОУ «Дело».
2
2-3
Практическое занятие. Работа в АС ДОУ «Дело».
2
2-3
Практическое занятие. Система электронного документооборота
«БОСС-Референт»
2
2-3
Практическое занятие. Система электронного документооборота
«БОСС-Референт»
2
2-3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите.
8
Тема 7.2. Информационные технологии в архивном деле
Информационные технологии в архивном деле. Назначение и функции системы учета архивных документов «1С: Архив», технология работы.
Контрольный тест.
1
1
1
3
Практическое занятие. Автоматизированный учет архивных документов в «1С: Архив».
2
2-3
Практическое занятие. Автоматизированный учет архивных документов в «1С: Архив».
2
2-3
Самостоятельная работа: ответы на вопросы темы; оформление отчета к защите.
3
Всего:
192 ч.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стулья:
- доска классная (маркерная);
- информационные стенды.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиа-проектор;
- экран проекционный;
- электронные обучающие курсы;
- мультимедийные презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб. пособие для учреждений НПО / М.Ю. Свиридова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.
Федорова Г.Н. Информационные системы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г. Н.Федорова. 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.Л. Федотова. - М: ФОРУМ, 2009.
Дополнительная литература:
1. Емельянова Н.З. Основы построения автоматизированных информационных систем: учебное пособие / Н.З. Емельянова. - М: ИНФРА-М, 2007.
2. Кузин А.В., Демин В.М. Компьютерные сети: учебное пособие / А.В. Кузин, В.М. Демин. - 2-е изд. - М: ФОРУМ, 2008.
3. Сапков В.В. Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.В. Сапков. - М.: Академия, 2008.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля (проведения практических занятий, подготовки докладов, выполнения самостоятельных и контрольных работ, тестирования, зачетной практической работы). Формой промежуточной аттестации является экзамен.
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 1.
Тема 1.2.
Раздел 3.
Тема 3.3.
Раздел 6.
Тема 6.2.
Тема 6.3.
Тема 6.4.
Тема 6.5.
Тема 6.6.
Тема 6.7.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 3.
Тема 3.4.
Знания:
- классификация информа-ционных систем;
- виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения;
- методы и приемы обеспечения информаци-онной безопасности.
Изложение классификации информационных систем по разным признакам.
Выделение и обоснование видов технологических процессов обработки информации в информационных системах. Подготовка докладов.
Выделение методов и приемов обеспечения информационной безопасности.
Устный и письменный опросы.
Традиционная оценка знаний.
Контрольная работа по 1 разделу. Традиционная оценка знаний.
Устный опрос, устное сообщение по докладу.
Традиционная оценка знаний.
Самостоятельная работа по 2 разделу. Традиционная оценка знаний.
Устный опрос.
Традиционная оценка знаний.
Контрольная работа по 3 разделу.
Традиционная оценка знаний.
Раздел 6.
Тема 6.6.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 3.
Тема 3.4.
Умения:
- использовать технологии сбора, размещения, хра-нения, наполнения, преобразования и пере-дачи данных в профес-сионально-ориентирован-ных информационных системах;
- обеспечивать достовер-ность информации в процессе автоматизи-рованной обработки данных.
Выполнение практических заданий по сбору, размещению, хранению, наполнению, преобразованию и передаче данных в профессионально-ориентиро-ванных информационных системах.
Демонстрация обеспечения достоверности информации в процессе автоматизированной обработки информации.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Контрольный тест по 6 разделу.
Традиционная оценка знаний.
Контрольный тест по 7 разделу.
Традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Раздел (тема) учебной дисциплины
Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели результатов подготовки
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Раздел 6.
Тема 6.2.
Тема 6.3.
Тема 6.4.
Тема 6.5.
Тема 6.6.
Тема 6.7.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 6.
Тема 6.2.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 6.
Тема 6.6.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 6.
Тема 6.2.
Раздел 7.
Тема 7.2.
Раздел 6.
Тема 6.2.
Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2.
Раздел 6.
Тема 6.2.
Умения:
- осуществлять информа-ционную работу по документам, в том числе с использованием оргтехни-ки, программных средств учета, хранения и поиска документов и других специализированных баз данных (ПК 3.1);
- принимать меры по упорядочению состава документов и информационных потоков, сокращению их количества и оптимизации документо-потоков организации (ПК 3.2);
- вести работу по созданию справочного аппарата по документам с целью обеспечения удобного и быстрого их поиска (ПК 3.3);
- подготавливать данные, необходимые для составления справок на основе сведений, имею-щихся в документах архива (ПК 3.4);
- принимать участие в разработке локальных нормативных актов организации по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК 3.5);
- принимать участие в работе по подбору и расстановке кадров службы документационного обеспечения управления и архива организации (ПК 3.6).
Выполнение практических заданий по осуществлению информационной работы по документам, в том числе с использованием оргтехники, программных средств учета, хранения и поиска документов и других специализированных баз данных
Выполнение практических заданий по принятию мер по упорядочению состава документов и информацион-ных потоков, сокращению их количества и оптимизации документопотоков организа-ции
Выполнение практических заданий по созданию справочного аппарата по документам с целью обеспечения удобного и быстрого их поиска.
Выполнение практических заданий по подготовке данных, необходимых для составления справок на основе сведений, имеющихся в документах архива.
Выполнение практических заданий по разработке локальных нормативных актов организации по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела.
Выполнение практических заданий по подбору и расстановке кадров службы документационного обеспечения управления и архива организации.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
Практическое занятие.
Работа выполнена и защищена – традиционная оценка знаний.
.
Заголовок 115