Семинар-практикум Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности

Семинар-практикум
«Толерантность как составляющая педагогической культуры и педагогической компетентности»
Если ребенок окружен критицизмом,
Он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются,
Он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
Он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок окружен терпимостью,
Он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят,
Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить.
Если ребенка ободряют,
Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются
с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.


Дорис Лоу Ноулст















Цель – развитие терпимого отношения к детям как профессионального качества личности педагога.
Задачи:
повышать сензитивность педагогов к идеям ненасилия, толерантности как общечеловеческим ценностям;
ориентировать педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми за счет развития способности к принятию (понимание, эмпатия, ассертивность) и терпению (выдержка, самообладание, самоконтроль);
отработать навыки конструктивного общения с «проблемными» детьми.
Ход занятия
Вводная часть
1. «Знакомство»
Необходимое время: 15 минут.
Упражнение «Солнце» (Клепцова Е.Ю.).
«В каждом человеке солнце только дайте ему светиться»
Сократ
Ход выполнения – каждый участник рисует солнце, на лучах которого написано, что и кого он согревает своей любовью. Чем больше лучей, тем крепче « связан человек любовью к жизни».

2. « Разминка»
Цели:
создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Необходимое время: 10 минут.
Расшифровать слово ТЕРПИМОСТЬ по буквам:
Т – такт
Е – единство
Р – равенство
П – принятие другого, потакание
И – искренность
М – мудрость
О – открытость
С – сдержанность
Т – терпение
Ь - мягкость


Основная часть
Теоретическая справка
«Характеристика терпимого отношения к детям»
Среди всего многообразия отношений педагогов к детям терпимое отношение занимает особое место. От того, насколько терпимо складываются отношения между педагогом и детьми, зависит эффективность воспитательно-образовательного процесса в целом.
В педагогическом процессе проявление терпимого или нетерпимого отношения к детям определяется, с одной стороны, тем, как педагог разрешает противоречие между необходимостью со своей стороны предъявлять в соответствии с принятыми нормативами определенные требования к детям. И с другой стороны, мерой реального воплощения этих требований детьми.
Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявляемым педагогом требованиям, начинает раздражать, провоцировать скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, игнорирует либо эмоционально реагирует, пытается изменить поведение ребенка.
В свою очередь, терпимый педагог спокойно реагирует на внешний вид, качества личности, поведение ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение; способен принимать детей и их негативные качества, поведение такими, какие они есть, осознавать, что стоит изменять, а что не стоит, если же принимает решение об изменении, то делает это постепенно, ненасильственно, не причиняя излишнего ущерба. Такой педагог обнаруживает не только сам факт поступка, поведения, черты личности, которые могут раздражать, но и мотивы, факторы, условия, приводящие к этому, если он сам и испытывает раздражение по поводу того или иного ребенка, то способен проявить выдержку, терпение, не обвиняет ребенка, его родителей, других людей, которые якобы не оказали должного влияния на него, а пытается самостоятельно, используя психолого-педагогические средства, решать проблемы, работая как с самим ребенком, так и его родителями и другими взрослыми.
Терпимое отношение к детям выступает как сложное личностное образование, включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты педагогической деятельности.
В педагогическом процессе терпение выступает как механизм толерантности и проявляется в ситуациях, когда педагогу необходимо проявить выдержку, самообладание и самоконтроль. Как полагает Л. М. Митина, педагоги несут за их разрешение большую ответственность, чем другие люди, потому что в проблемные ситуации включены и их ученики хитрые, шаловливые, тревожные, замкнутые, доверчивые и ранимые. Выдержка, самообладание, самоконтроль позволяют «преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием и терпением, зависть доброжелательностью, коварство великодушием, нетерпимость состраданием, скепсис надеждой». Принятие как психологический механизм терпимости находит свое выражение в проявлении педагогом понимания, эмпатии, ассертивности к детям.
Понимание ребенка, внутренних причин его поведения, меняет тип мышления педагога, помогает децентрироваться, взглянуть на те же действия и поступки детей с иных позиций.
Проявление терпимого отношения к детям ставит приоритетность приобретения эмпатической ассертивности педагогом. При эмпатической ассертивности значимую роль в отношениях играет понимание другого, иного, нивелирование и отказ от принуждений и манипуляций: «Ассертивно поступающий человек не действует в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет «вить из себя веревки». Таким образом, ассертивность выступает как ненасильственное педагогическое воздействие.
Рассматривая систему отношений педагога с детьми, необходимо затронуть проблемы эмпатии, эмпатического отношения к детям. Т. П. Гаврилова, Л. П. Стрелкова и другие пишут о двух ведущих формах эмпатии: сопереживании и сочувствии, где сочувствие рассматривается как более высокая форма эмпатического реагирования.
А. В. Зимбули полагает, что терпимое отношение в педагогическом процессе между педагогом и детьми возможно представить при помощи семантического поля, где ведущими будут являться эмпатия и требовательность к ребенку. Мы соглашаемся с данной позицией и считаем, что необходимо к исходным эмпатии и требовательности добавить еще одну ведущую составляющую принятие ребенка, именно принятие ребенка, на наш взгляд, выражает терпимое отношение, только в данном случае, по нашему мнению, возможно прояввление по настоящему терпимого отношения.

Работа с таблицей 1-2
«Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям».
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.
Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения.
Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика педагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.
Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям ( «Диктатор»).
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.
Педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям ( «Снежная Королева» ).
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но
не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе;
уход от проблем.
Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям ( « Боец» ).
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, скорректировать его личность.
Тактика поведения:диктат.
Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям ( « Сноб » ).
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы
вырастете!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие надменность, кичливость. Тактика поведения: контроль, опека.
Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям ( «Стоик»).
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи сколько выдержишь!»
·Лозунг, которым пользуется педагог: «Все получится нужно только немного подождать!»
·Позиция, занимаемая по отношению к ребенку «рядом но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование
I1реобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом
Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».
Педагогическое кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание к детям.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.
Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям ( «Черепаха Тортилла»).
Педагогическое кредо: «Это дети, и этим все сказано!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас все получится со временем!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», позиция покровительствующего «родителя».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль.
Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист» ).
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.
Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям ( «Миролюбец»).
Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к проблеме отношений, и педагогических отношений в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически определили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на основе функционирования механизмов принятия и терпения.

3. Работа с алгоритмом терпимого отношения к ребенку (детям)
1.Сдержите негативные эмоции по отношению к ребенку (детям).
2.Постарайтесь увидеть что-то позитивное в ребенке (детях) внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.
3.Попробуйте понять мотивацию поступков ребенка (детей). Осознание мотивов поведения частично нейтрализует раздражение.
4.На этой основе примите ребенка (детей) таким, каков он есть, со всем положительным и тем, что вы считаете недостатком. Простите его (их) за это.
5.Попытайтесь изменить свое отношение и поведение к ребенку (детям).
6.Попробуйте воздействовать на мотивацию ребенка (детей) с целью ее изменения.
7.Если ни то, ни другое не удается, признайте право на несовершенство ребенка (детей) и откажитесь от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления воздействовать и исправлять ребенка (детей). Ведь Вы и сами в чем-то не безгрешны?!
8.При сохранении внутреннего дискомфорта от общения с ребенком (детьми) найдите приемлемый путь его погашения (с остервенением вымойте доску).
9.Проведите анализ своего эмоционального состояния.
Попробуйте проанализировать, почему именно эти качества не принимаются вами в ребенке. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком Вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний. Может быть, поэтому важнее для Вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что Вам не нравится в ребенке (детях).
4. Работа в парах «Как быть толерантным в общении» (отработка алгоритма).
5.Теоретическая справка:
Наибольшие трудности возникают при использовании алгоритма толерантного взаимодействия при общении с «проблемными» детьми. Зачастую такое взаимодействие носит конфликтный характер.
Данное конфликтное взаимодействие имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении участников. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.
Конфликтное взаимодействие имеет свою динамику и структуру (Н.Самоукина, 1995г.).


Заключительная часть
Упражнение
Человек часто задается вопросом: "Разделяют ли другие мою точку зрения?" Для ответа на этот вопрос ведущий тренинга предлагает каждому участнику группы написать свое имя, затем разделит лист бумаги на три графы по вертикали: в первой графе ответить на вопрос: "Каким я вижу себя человеком?" Для этого следует написать десять слов-эпитетов. Во второй графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые. В третьей графе на тот же вопрос отвечает кто-нибудь из группы, т.е. все отдают подписанные листы бумаги ведущему, который их перемешивает и раздает каждому участнику группы с целью написать о том человеке, чье имя указано на листе бумаги. После завершения работы листы отдаются участникам, подписавшим свое имя.
При обсуждении результатов можно обратить внимание на следующие аспекты:
- повторяется ли какое-либо качество во всех трех графах;
- отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
- совпадают ли Я - концепция и представления других об этом человеке.
Участники группы обсуждают вопрос ответственности за презентацию себя другим людям.

Рефлексия участников

Упражнение № 1
Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить другим участникам. В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими
Методика диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми
(автор В.Г. Маралов.)

Инструкция.
Вашему вниманию предлагаются суждения, касающиеся процесса воспитания и обучения дошкольников.
Если вы полностью согласны с тем или иным суждением, поставьте напротив него
балл «5».
Если в большей степени согласны, чем не согласны, балл «4».
В том случае, если вы согласны и не согласны в равной степени, поставьте балл «3».
Если вы не согласны в большей степени, чем согласны, балл «2».
Если полностью не согласны, поставьте балл «1».

№п/п
Утверждения
балл

1.
Строгий воспитатель лучше, чем не строгий -.....


2.
Воспитатель главная фигура, от него зависит успех и эффективность воспитательной работы -.....


3.
На занятиях, в ходе режимных моментов ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем -.....


4.
Послушание детей заслуга педагога-......


5.
Ребенок подобен глине, из него можно «лепить» все, что угодно ...


6.
Ребенок должен выполнять все требования воспитателя


7.
Основная цель воспитателя реализовать требования программы воспитания и обучения детей ...


8.
Центральная задача учебно-воспитательной работы вооружение детей знаниями, умениями, навыками ...


9.
Главное в работе педагога добиться исполнительности детей ...


10.
Воспитание прежде всего требовательность к детям


11.
Поощрять следует только те желания и инициативу детей, которые соответствуют поставленным педагогом задачам...


12.
Хорошая дисциплина залог успеха в воспитании и обучении детей -


13.
Наказание не лучшая форма воспитания, но оно необходимо ...


14.
Деятельность детей нуждается в постоянном контроле



Обработка результатов:
Оценив приведенные примеры, нужно сложить все баллы.
Примерные нормативы.
48 баллов и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;
43-47 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель;
38-42 балла – умеренная ориентированность на личностно-ориентированную модель;
37 баллов и выше – выраженная ориентированность на личностно-ориентированную модель;

Таким образом, чем выше сумма баллов, тем выраженее ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми.



Опросник на выявление терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к субъектам педагогической реальности.

Инструкция.
Уважаемые коллега!
Вашему вниманию предлагается утверждения, касающихся разных сторон
педагогической деятельности. Пожалуйста, выразите свое Отношение к приведенным ниже утверждениям по пятибалльной шкале.
Если вы полностью согласны с утверждением, то поставте напротив него балл «5».
Если в большей степени согласны, чем не согласны, - балл «4».
Если согласны и не согласны в равной степени - балл «3».
Если в большей степени не согласны, чем согласны, - балл «2».
Если однозначно не согласны, то поставьте балл «1».

№п/п
Утверждения
балл

1.
Каждый раз общение с администрацией приводит меня в состояние благожелательной радости.


2.
Стараюсь быть «ровной» даже с детьми, которые мне нравятся меньше других.


3.
С родителями воспитанников стараюсь достичь согласия по вопросам образования детей.


4.
Пытаюсь реагировать не на сам факт плохого поведения воспитанников, а на то, что побудило ребенка так себя вести.


5.
Активно сотрудничаю с коллегами; делюсь педагогическим опытом, методическими пособиями, литературой.


6.
Учусь быть сдержанной в своих реакциях относительно того, что мне не нравится в ребенке ( поведение, внешний вид, личные качества и т.д.), пытаюсь понять причину такого отношения.


7.
Успехи и профессиональные победы коллег меня подстегивают к новым достижениям.


8.
Если руководство поступает несправедливо по отношению ко мне или моим коллегам, то дипломатично отстаиваю свою позицию.


9.
При тщетных попытках переубедить администрацию поменять итоговое решение, могу отказаться от своих первоначальных позиций, если это не противоречит внутренней убежденности.


10.
При сложных ситуациях взаимодействия с коллегами пытаюсь понять, что побуждает их так себя вести.


11.
Спокойно отношусь к собственным неудачам, не терзаю себя сомнениями :«.... А вел себя иначе ...».



Обработка результатов:
Обработка индивидуальных результатов проводится в соответствии с ключом.
Интерпретация результатов.
4-8 баллов – нетерпимое отношение.
9-11 баллов – толерантное отношение.
12-15 баллов - терпимое отношение.
Далее по результатам интерпретации методики экспертных оценок и опросника вычерчивается диаграмма отношений педагогов к различным субъектам педагогической реальности выявляется индивидуальная картина предпочтений (избегания) тех или иных объектов педагогической реальности и уровень терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к ним.

Ключ.

Ориентированность на:
Номера вопросов
Сумма баллов

себя
11,14,15


администрацию
1,8,9


коллег
5,7,10


детей
2,4,6


родителей
3,13,17


общественность, СМИ
12,16,18



Объекты педагогической реальности.
Отношение к вышестоящему руководству (администрации)
Отношение к коллегам
Отношение к детям
Отношение к средствам массовой информации (общественность)
Отношение к себе
Отношение к родителям




























Опросник на определение преобладающей формы отношений педагогов к детям и на эмпатическое отношение к детям методом самооценки
Уважаемый педагог! Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. В вашей группе есть дети, которые нравятся меньше других, иногда Вас раздражают?
Да, такие дети есть.
Нет, ко всем детям я отношусь одинаково
2. Часто ли Вас раздражают дети?
Практически всегда
Часто
Иногда
Редко
Практически никогда
3. Как Вы к этому относитесь? (К тому, что не нравиться или раздражает)
Отношусь снисходительно
Принимаю детей и то, что в них раздражает, так, как оно есть
Уступаю
Высокомерно
Терплю
Ощущаю свою беспомощность
Эмоционально реагирую, пытаюсь изменить поведение ребенка или его черту характера
Игнорирую
Отношусь пренебрежительно
Благодарим Вас! Всего доброго!





























Функции и особенности терпимого отношения
С психологической точки зрения особый интерес представляют вопросы определения функций терпимого отношения, его особенностей, видов, форм, дифференциации терпимого, толерантного и нетерпимого отношения, этапов развития терпимости, психологической структуры, конкретных механизмов формирования.
Функции терпимости. Одним из центральных является вопрос о том, какова роль терпимости во взаимодействии человека с миром и другими людьми, каковы их функции.
В. А. Петрицкий выделяет следующие функции терпимости и толерантности:
Коммуникативная - она дает возможность преодолеть барьеры общения, выстроит его в русле взаимодействия».
Ориентационно-эврическая функция – позволяет выработать оптимальную таткику взаимодействия в условиях несовпадения взглядов, мнений, позиций.
Прогностическая – дает возможность выстроить вероятные прогнозы.
Адаптивная – приспособление к неблагоприятным факторам, выражающимся в различных взглядов, позиций. Отношений.
Активная – способность изменить мнения и позиции другого, изменяться самому под влиянием противоположной стороны.
сочетание внутренней свободы и самодостаточности со способностью эмпатического понимания и принятия другого, отличного от тебя по самым разным параметрам.

Другими словами, терпимость позволяет выстроить гибкую тактику взаимодействия, не отвергая сразу то, что неприемлемо, а попытаться разобраться в этом понять, а уж затем строить тактику поведения, связанную либо с изменением другого, либо с изменениями себя, либо тактику невмешательства.
Виды терпимости.
В современной науке предпринимаются попытки выделить и описать виды терпимости. Существует несколько видов терпимости, но мы остановимся только на двух.
Негативная терпимость проявляется в равнодушии, пассивности, безразличии, показном цинизме.
Позитивная терпимость основывается на эмпатическом понимании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохранение при этом внутреннего спокойствия, самоуважения, свободы. На этой основе идет безоценочное принятие объекта взаимодействия. В реальном общении это проявляется как неподдельная искренность, открытость, конгруэнтность. Принятие исключает прямое оценивание: ни плохо ни хорошо, ни хвалить ни ругать. Принятие меньше всего выражается открытым текстом.
Формы терпимости. Обратимся теперь к формам выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения. Эти формы могут быть выделены в зависимости от позиции, которую занимает человек в процессе взаимодействия.
В психологии позиции взаимодействующих субъектов описываются различными терминами. Наиболее простой вариант классификации в педагогике – это позиций: «Сверху», «Рядом», «Снизу».
При терпимом отношении в позиции «сверху» оно выступает как снисходительность, невзыскательность, покровительственное разрешение чего-то, патронаж, опека.
Толерантное отношение в позиции «сверху» проявляется как высокомерие, ярко выраженная или завуалированная надменность.
Нетерпимость варьирует в пределах от пренебрежения до презрения, беспощадности, безжалостности, безоговорочности.
При равноправных позициях терпимое отношение к объекту характеризуется как сотрудничество, взаимное согласование мнений в ситуациях расхождения и несовпадения взглядов, оценок и т. д. В основе сотрудничества лежит принятие другого, мнения и т. д. как данности, как объективно существующей реальности.
В позиции «рядом» толерантность выступает как терпение, терпеливость. Терпеливость предполагает проявление выдержки, самообладания, самоконтроля и проявляется, как способность делать что-то долго, настойчиво, упорно, как умение владеть собой. В основе терпеливости лежит механизм терпения.
Нетерпимость при равноправии проявляется как отстраненность, равнодушие, безразличие, безучастность, отчужденность. В поведении данные характеристики реализуются в виде сознательного игнорирования того, что раздражает, противоречит собственным воззрениям.
В позиции «снизу» терпимое отношение принимает формы уступчивости, покладистости, вежливо-смиренного отношения, готовности подчиниться чужой воле.
При толерантном отношении в позиции «снизу» наблюдается беспомощность, осознание невозможности изменить ситуацию, покорность, угодливость, конформизм.
Нетерпимость характеризуется переживанием отрицательных эмоций: враждебности, злорадства, открытой неприязни; стремлением действовать активно: бороться, ругаться, кричать, драться, наносить физический, материальный и моральный ущерб и т. д.
Границы терпимости. Отдельно остановимся на границах терпимости.
А.В. Зимбули выделяет три фактора нравственной меры терпимости:
конкретность (социальный фон, внутреннее состояние человека, резкий контраст между воспринимаемым фактом и ожиданиями и т. д.),
инструментальность (сопряженность с другими нравственными ценностями);
внутренняя напряженность .
При толерантном отношении границы расширяются: человеку безразлично происходящее, пока оно не касается его самого. В ряде случаев такая позиция оправдана, в других же нет. Многое зависит от нравственного контекста ситуации, в которую включается индивид.
При толерантности снижается чувствительность личности к событиям, т.е. она выступает как пассивная форма реагирования. Терпимость же, как личностное свойство, активна. Она предполагает наличие сдержанности, терпеливости, понимания, и в конечном итоге, принятия. И только тогда, когда эти механизмы не дают ощутимого эффекта, допустимо принуждение.

Можно выделит две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность». Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: диалог, сотрудничество, опека, подавление, индифферентность, конфронтация, конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта. Второй тип взаимодействия сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: контактность; доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); отсутствие тревожности; мобильность действий; вежливость (учтивость); терпение; доверительность; социальная активность.
Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность; высокий уровень эмпатии; экстравертность; социальная активность; умение прийти на помощь.



В зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения и на основе функционирования механизмов принятия и терпения перейдем к построению теоретической типологии педагогов (см. приложение таблицу «Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям»).
Любой педагог в разных ситуациях может проявлять и снисхождение, и уступчивость, и отстраненность, но с течением времени в силу развития или неразвития механизмов принятия и терпения та или иная форма поведения может закрепляться. В зависимости от того, какая форма закрепляется, можно выделить типы педагогов с терпимым, толерантным или нетерпимым отношением.
Коротко обозначим каждый тип педагога, используя схему: педагогическое кредо; лозунг, которым пользуется педагог; позиция, занимаемая по отношению к ребенку; способы общения; преобладающая форма отношений; тактика поведения.
Предлагаемая психологическая характеристика педагогических типов не преследует цели обидеть педагогов или злорадно указать на их недостатки. Психологическая характеристика педагогов, она необходима прежде всего для понимания причин появления этих недостатков в работе и для предостережения педагогов от грубых воспитательных ошибок.
Педагоги с преобладанием пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Диктатор»).
Педагогическое кредо: «Я поставлю вас на место!»
Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Вы ответите мне за все!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», контролирующий, принуждающий, преследующий «родитель».
Способы общения: запрет, требование, манипулирование, угроза, наказание, оскорбление.
Преобладающая форма отношений: пренебрежительное отношение к ребенку, презрение, неприязнь, вплоть до ненависти.
Тактика поведения: диктат.

Педагоги с преобладанием отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения к детям («Снежная Королева»).
Педагогическое кредо: «Оставьте меня в покое!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Это вы сами в состоянии сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, безучастный, холодный, отстраненный «взрослый», «на равных», но не вместе.
Способы общения: холодная наблюдательность, раздраженное неприятие, различные виды манипулирования.
Преобладающая форма отношений: отстраненность, безучастность, игнорирование.
Тактика поведения: сосуществование рядом, но не вместе; уход от проблем.

Педагоги с преобладанием импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения к детям (« Боец» ).
Педагогическое кредо: «Я вылеплю из вас людей!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Делай, как я!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», эмоционально неустойчивый «подросток», стремящийся всем показать, что он «взрослый».
Способы общения: наставление, запрет, требование, наказание, манипулирование.
Преобладающая форма отношений: неприятие с эмоциональным реагированием, стремление изменить поведение ребенка, скорректировать его личность.
Тактика поведения:диктат.

Педагоги с преобладанием высокомерия как формы выражения толерантного отношения к детям (« Сноб » ).
Педагогическое кредо: «Ох уж эти детки!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «И когда только вы вырастете!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», позиция надменного, кичливого «родителя».
Способы общения: нотация, морализирование, наставление, разъяснение, назидание.
Преобладающая форма отношений: высокомерие надменность, кичливость.
Тактика поведения: контроль, опека.

Педагоги с преобладанием терпеливости как формы выражения толерантного отношения к детям («Стоик»).
Педагогическое кредо: «Все можно пережить! Терпи сколько выдержишь!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «Все получится нужно только немного подождать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку «рядом но не вместе».
Способы общения: диалог, поддержка, манипулирование
I1реобладающая форма отношений: терпеливость, выдержка, самообладание, самоконтроль.
Тактика поведения: сосуществование рядом.

Педагоги с преобладанием беспомощности как формы выражения толерантного отношения к детям «Золушка».
Педагогическое кредо: «Я готов вытерпеть, лишь бы вам было хорошо». Лозунг, которым пользуется педагог: «Ну что я могу для тебя сделать?»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», приспособление.
Способы общения: приноравливание к детям.
Преобладающая форма отношений: беспомощность.
Тактика поведения: невмешательство.

Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям («Черепаха Тортилла»).
Педагогическое кредо: «Это дети, и этим все сказано!»
Лозунг, которым пользуется педагог: «У вас все получится со временем!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «сверху», позиция покровительствующего «родителя».
Способы общения: наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение.
Преобладающая форма отношений: снисходительность, покровительственное отношение.
Тактика поведения: опека, забота, умеренный контроль

Педагоги с преобладанием уступчивости как формы выражения терпимого отношения к детям («Альтруист).
Педагогическое кредо: «Я так вас люблю, что готов все принять, лишь бы вам было хорошо!».
Лозунг, которым пользуется педагог: «Все дано от природы, я мало что могу сделать!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «снизу», приспособление.
Способы общения: уступчивость, сговорчивость, покладистость.
Преобладающая форма отношений: уступчивость.
Тактика поведения: попустительство.

Педагоги с преобладанием сотрудничества как формы выражения терпимого отношения к детям («Миролюбец»).
Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Лозунг, которым пользуется педагог: «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!»
Позиция, занимаемая по отношению к ребенку, «рядом», позиция друга, помощника, наставника, когда это необходимо.
Способы общения: понимание, помощь, диалог, поддержка.
Преобладающая форма отношений: сотрудничество.
Тактика поведения: сотрудничество, ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к проблеме отношений, и педагогических отношений в частности, проанализировали особенности проявления терпимого отношения педагогов к детям, гипотетически определили индивидуально-типические особенности его проявления в зависимости от преобладающей формы выражения терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям, а также на основе функционирования механизмов принятия и терпения.

Методы и приемы саморегуляции

Основными средствами, способствующими стабилизации взаимодействия в диаде «учитель - ученик», являются использование методов и приемов саморегуляции педагога в рамках учебного процесса.
Методы и приемы саморегуляции условно можно разделить на несколько групп:
Управление дыханием.
Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных процессов, способствует мышечному расслаблению.
Упражнение 1.
Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
- на следующие четыре счета проводиться задержка дыхания;
- затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
- снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Упражнение 2.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 -15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Упражнение 3.
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный вдох, поэтому необходимо:
- глубоко вздохнуть,
- задержать дыхание так долго, как только возможно,
- сделать несколько глубоких вдохов,
- снова задержать дыхание.
Упражнение 4.
Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели вверх. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери класса. А когда вы вдыхаете – не напрягайтесь, пусть воздух просто войдет в ваше тело, при этом придайте дыханию какой-нибудь цвет. Например, выдыхайте серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой цвет, например голубой. И представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.

Управление тонусом мышц, движением.
Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
- быстрыми движениями сотрите с доски,
- движение большими пальцами рук в «полузамке»,
- перебирание бусинок на бусах,
- перебирание четок,
- ходьба по кабинету (коридору) несколько раз, делая на 2 шага – вдох,
на 5 шагов – выдох,
- поливка цветов,
- выполнение быстрых записей в блокноте с последующим их уничтожением,
- подравнивание парт и стульев в классе,
- перевешивание наглядных пособий.
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Способ 1.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
- дышите глубоко и медленно,
- пройдитесь внутренним взором по всему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног, и найдите место наибольшего напряжения,
- постарайтесь еще больше напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе,
- прочувствуйте это напряжение,
- резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе,
- сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Способ 2.
В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
- осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением,
- каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь – прочувствовать - расслабить»,
- напряжению соответствует вдох, расслаблению выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
- лица (лоб, веки, губы, зубы),
- затылка, плеч,
- грудной клетки,
- бедер, живота,
- кистей рук,
- нижней части ног.

Способ 3.
Инструкция: «Сядьте на стул так, чтобы спина касалась спинки стула и поза была для вас удобной. Затем обхватите стул обеими руками снизу и , напрягшись, попытайтесь поднять себя со стулом – останьтесь в таком положении так долго, сколько сможете, но не слишком усердствуйте, а затем мгновенно опустите руки и подышите глубоко. Если понадобиться – повторите несколько раз Волнение и возбуждение отступят».

Способ 4.
Инструкция: «Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив вниз руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, и – вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую свежесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу.

Воздействие слова.
Известно, что « слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировка самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самоприказы
Самоприказ – это короткое отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с волнением: «Разговаривать спокойно!», «Молчать! Молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно:
- сформулируйте самоприказ,
- мысленно повторите его несколько раз (если возможно, повторите вслух).

Самопрограммирование
Во многих случаях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах:
- вспомните ситуацию, когда вы справились с подобной ситуацией,
- сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня у меня все получится», «именно сегодня я буду самой сдержанной, находчивой, уверенной» и т.д.
- мысленно повторите это несколько раз.

Самоодобрение
Люди часто не получают поддержки со стороны окружающих. Это является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим, мысленно хваля себя: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течении рабочего дня не менее 3-5 раз.



Алгоритм терпимого отношения к ребенку (детям)

1.Сдержите негативные эмоции по отношению к ребенку (детям).

2.Постарайтесь увидеть что-то позитивное в ребенке (детях) внешний вид, поведение, черты характера или качества личности.

3.Попробуйте понять мотивацию поступков ребенка (детей). Осознание мотивов поведения частично нейтрализует раздражение.

4.На этой основе примите ребенка (детей) таким, каков он есть, со всем положительным и тем, что вы считаете недостатком. Простите его (их) за это.

5.Попытайтесь изменить свое отношение и поведение к ребенку (детям).

6.Попробуйте воздействовать на мотивацию ребенка (детей) с целью ее изменения.

7.Если ни то, ни другое не удается, признайте право на несовершенство ребенка (детей) и откажитесь от внутреннего, а значит, и внешнего сопротивления воздействовать и исправлять ребенка (детей). Ведь Вы и сами в чем-то не безгрешны?!

8.При сохранении внутреннего дискомфорта от общения с ребенком (детьми) найдите приемлемый путь его погашения (с остервенением вымойте доску).

9.Проведите анализ своего эмоционального состояния.
Попробуйте проанализировать, почему именно эти качества не принимаются вами в ребенке. Возможно, это связано с собственным эгоцентризмом. Например, с послушным ребенком Вам легче работать, он доставляет меньше неудобств и неприятных переживаний. Может быть, поэтому важнее для Вас собственное эмоциональное благополучие, нежели переживания по поводу того, что Вам не нравится в ребенке (детях).

Наибольшие трудности возникают при использовании алгоритма толерантного взаимодействия при общении с «проблемными» детьми. Зачастую такое взаимодействие носит конфликтный характер.
Данное конфликтное взаимодействие имеет две стороны: внешнюю (видимую) и внутреннюю (скрытую). Видимая сторона конфликта проявляется в поведении участников. Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остается «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.