Статья на тему: Что такое новое качество образования?
Научно – практическая конференция в рамках межсетевого взаимодействия по теме:
«ФГОС: новое качество образования»
«Что такое новое качество образования?
Б. Шоу « Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Вопрос о качестве образования был и остаѐтся самым актуальным. Качество образования
на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений,
связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются
не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как
«научение жить здесь и сейчас».
Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков,
составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс
развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной
компетентности.
Какие же качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают
на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие - о
воспитании, · третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении
учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в
том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое
место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в
выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой
деятельности является базовой для его личностного развития.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний,
сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное
развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это
и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны
реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход стал
обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образования
появилось множество вопросов. Как выполнить нормативные требования стандартов, и не
потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику
системно-деятельностный подход? Что, собственно он собой представляет? Как вести
занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Цель сегодняшней встречи - разобраться, что такое системно – деятельностный подход и
как организовать современный урок с
точки зрения системно- деятельностного подхода?
Основные задачи образования
сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а
сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,
способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я
запоминаю, я делаю – я усваиваю. Обратимся к последней, самой главной фразе
мудрости «…я делаю – я усваиваю. В системно-деятельностном подходе категория
"деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как
своего рода система.
Что значит "деятельность"? Во-первых,
деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на
результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат
деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД). Во-вторых, результат может быть достигнут
только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно
увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать
психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и
присущие этим особенностям формы деятельности.
Задача школы на современном этапе - не дать объем
знаний, а научить учиться.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное
ядро образования. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности -
заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам,
осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и
принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных
способностей общеучебных умений.
Основной из главных задач
учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся
сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного
материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были
результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять
учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затронет все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся..В марте прошла Декада предметов гуманитарного цикла по теме: Использование системно – деятельностного подхода в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС ООО»
Учителя нашей школы смогли включиться в интересную новую деятельность и провели открытые уроки по данной теме. Сейчас нам представится возможность посмотреть, как учителя нашей школы смогли реализовать использование системно – деятельностного подхода на уроках русского и английского языка, на уроках истории, обществознания и права. Внимание на экран!
А сейчас мы послушаем выступления учителей, которые поделятся опытом работы по использованию системно – деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы, английского языка, истории и обществознания.
Учитель английского языка МБОУ «ФСОШ №1»,
руководитель ШМО учителей предметов гуманитарного цикла Н.В.Глебова