Методическое пособие для учителя-предметника Самоанализ урока
Самоанализ урока
В педагогике существует несколько видов самоанализа урока, я хочу предложить наиболее распространенный самоанализ урока, подходящий ко всем типам уроков.
1. Учитель называет тему урока, затем дает краткую характеристику класса:
-количество учеников в классе, уровень успеваемости класса, уровень организации классного коллектива
-особенности психологического развития класса
-умение работать самостоятельно, в группах, уровень успеваемости класса
-умение активно включаться в учебную деятельность
-уровень самооценки обучающихся.
Необходимо указать место данного урока в программе, на что работает данный урок (подготовка к контрольной работе, к ЕНТ, итоговый и т.д.)
2. Характеристика триединой цели урока:
-образовательная
-развивающая
-воспитательная.
3. Характеристика замысла урока :-особенности содержания учебного материала (новизна, сложность, трудность, значимость). Указать , что задания подобраны с учетом реализации принципов научности, доступности, систематичности и последовательности, носят характер от « простого к сложному», групповые задания носят проблемный поисковый характер.
4. Анализ урока:
Этап 1: оргмомент, мотивация, цель.
Дидактическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учеников к предстоящему уроку.
Показатели выполнения дидактической задачи: краткость оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учеников.
5. Далее идет анализ всех этапов урока с обязательным указанием дидактической задачи этапа и показателями выполнения дидактической задачи на каждом этапе,
например: этап всесторонней проверки знаний обучающихся:
-дидактическая задача этапа: глубокая проверка знаний учеников по теме;
-показатели выполнения дидактической задачи: проверка не только объёма и правильности знаний, но и глубины, осознанности, оперативности, умения практически применять в стандартных и нестандартных ситуациях;
Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
6. Этап: оценка результатов урока:
-оценка деятельности учеников:
Ученики показали умение практически применять знания в решении поставленных перед ними задач. Знания учащихся характеризуются прочностью, полнотой, глубиной, практичностью или отдельные ученики не справились с конкретным заданием по причине (указать причину).
-соответствие конечного результата урока цели урока: урок полностью соответствует ТДЦ урока.
7. Этап: домашнее задание: домашнее задание дифференцированное, цель: развитие памяти, творческого мышления, обобщение знаний. Индивидуальное домашнее задание для детей с повышенной мотивацией знаний.
8. Далее учитель должен отметить:
- какие методы обучения применялись на уроке:
-практические: постановка задач, планирование выполнения заданий, применение современных технологий;
- что обеспечило результативность урока: темп урока, мотивированность учащихся на получение знаний, правильный подбор практических и творческих заданий, смена деятельности учеников в ходе урока, управление процессом выполнения заданий, стимулирование, контроль, краткий анализ работы учеников, каждого этапа урока;
-проблемные: выполнение задач проблемного характера, организация коллективного обсуждения вариантов решения задания, подтверждение правильных ответов;
-стимулирования: создание ситуации занимательности, новизны, ситуации успеха для каждого ученика, поощрение промежуточных действий обучающихся;
-контроля: фронтально-индивидуальный, програмированный опрос.
Способы управления: сотрудничество учителя с учениками, демократический стиль общения, опора на знания и опыт учащихся, оперативное поощрение детей.
Содержание учебной деятельности учащихся соответствует структуре и содержанию урока, его цели и способам достижения конечной цели урока.
9.Выводы и самооценка урока: Урок носит обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Урок цели достиг, так как была реализована возможность развития таких умственных действий учеников, как классификация, анализ и синтез, обобщение, умение самостоятельно добывать знания, развитие познавательных интересов детей, внимания, логического мышления и умения сотрудничать, толерантности.
Важно помнить, что умение делать самоанализ урока позволяет учителю своевременно увидеть недочеты при проведении урока, чтобы учесть их при подготовке к следующему уроку, а значит, повысить результативность следующего урока, чтобы дать обучающимся полный объём знаний в соответствии с Госстандартом образования РК.
Самоанализ урока надо делать ежедневно, а не только при проведении открытых уроков, что будет способствовать не только профессиональному росту педагога, но и качеству знаний обучающихся.