Доклад Выбор профессии — взгляд в будущее, взгляд в себя

МБОУ «Очёрская средняя общеобразовательная школа №1»



Выбор профессии – взгляд в будущее,
взгляд внутрь себя!




Автор учитель биологии,
классный руководитель 9б класса
Мокрушина Е.А.

13 EMBED PowerPoint.Show.12 1415


Очёр, 2016-12-03
Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье.
Можно предположить гипотезу, что если мы в форме игры, анкет, социальных практик дадим возможность обучающимся и их родителям ближе познакомиться с профессиями, трудовыми навыками, профессиональным образованием, то выбор обучающегося выбор в старшей школе будет точнее, качественнее, точнее, надёжней.
Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.
Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.
Цель: создание условий для формирования представлений о ценности и важности выбора профессий в современном мире.
Что бы проверить гипотезу поставим задачи:
Сформировать представлений о роли профессии в жизни человека,
Расширить представлений о личностных качествах,  необходимых для освоения желаемой профессии,
ознакомить с ситуацией на рынке труда,
выявить психологические компетентности учащихся.
Методы, с помощью которых можно получить данные результаты:
теоретические - анализ результатов, систематизация профессий, обобщение полученных результатов
эмпирические –анкетирование и опрос учеников, наблюдение за профессиональной деятельностью, деятельное участие в социальных практиках
Подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности,
способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных
образовательных программ с направленностью на востребованные профессии.
Работа с классом ведётся в разных направлениях:
Планирование в воспитательном процессе
Классные часы
Родительские собрания
Социальные проекты
Социальные практики
Предметные результаты

Одним из главных направлений является план воспитательной работы, в котором отражены все остальные направления.
В 5,6 классах основой целепологания было сохранение здоровья у обучающихся (слайд 4). Переход в 8 класс меняет направление на воспитание и развитие личности ребенка как профессионально востребованного среди окружающего мира (слайд 5) Очень важно помнить, что в 8 классе рассматриваем множество вопросов по выбору, характеру профессии, отношение личности к определённой деятельности (на помощь приходит психолог). К 9 классу конкретные вопросы, конкретный выбор профессии.
Классные часы проходят еженедельно. День знаний в 8 классе начинаем с игры в профессии. Ещё можно предложить ученикам детские, знакомые игры с элементами психологических тестов (слайд 8). Они с удовольствие отвечают на вопросы, изображают определённую профессию, но уже в 9 классе переходим на конкретные направления, выбор будущего профессионализма. Направление в выборе профессий нужно провести параллельно с профилем выбранных предметов для сдачи экзаменов. Больше информации предложить выбрать детям об определённом предмете, престиже профессий гуманитарного или естественного направления. Знакомство с традициями школы, лучшими учениками – всё это входить в классный час 9 класса.
Первое знакомство с профессией происходит в семье, поэтому родительские собрания в , 9 классах связаны с этой темой. Родители сами подключаются к темам «Профессия» в форме социальных практик (слайд 17). Работа психолога идёт с родителями в этом же направлении. В 9 классе родители знакомятся выбором учеников, расписанием элективных курсов по выбору предметов.
Очень важная часть информационного поля являются проекты. Каждый год ученики класса участвуют в разных проектах: предметных, социальных на разных уровнях. В 8 классе ученики участвовали в классном проекте «Профильная школа» (слайд 15), в котором ученики работая в разных профильных направлениях работали с разными источниками информации. 9 класс начинаем уже со школьного проекта (слайд 16), в котором конкретные учебные заведения рассматриваются с разных сторон.
Составляется «Карта индивидуальной профессиональной траектории.


Пункты
Действие
Результат

1
Закончить 9 классов



2
Выбор экзаменов



3
Расписание факультативов



4
Сдача экзаменов



5

Выбор учебного заведения



6
Адрес учебного заведения



7
Как добраться до учебного заведения?



8
Какие документы нужно подать?



9
Сроки подачи документов



10
Выбор профиля



11
Дополнительные экзамены



12
Дополнительные бонусы



13
Сроки зачисления



14
Какую профессию
планируете получить




Ученики на классных часах, дома, самостоятельно, с родителями заполняют карту.
Параллельно с классными часами, проектами идут социальные практики. В 9 классе социальные практики организует администрация школы (Слайд 18). Ученики посещают разные предприятия, беседуют с учениками профессионалы, отвечают на вопросы детей.
Индикатором служит выбор экзаменов, элективных курсов и сдача пробных экзаменов.
Выбор предметов по выбору выпускников
100%


Занятость учащихся на элективных курсах
100%

Посещение элективных курсов

92 %

Участие в классных и школьных социальных проектах
100%

Участие в тренировочных экзаменах
100%











Результативность сдачи экзаменов во многом завист от внутренней мотивации, которую можно выработать совместной работой родитель – ученик – учитель.
Root Entry