Программа Одаренные дети(Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспита-ния и развития индивидуальных задатков одаренных детей)


РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинска
протокол №8 .. от 25.08.2014 года

Утверждено
приказ № от 25.08.2014 года
МБУ СОШ № 48 г. Нижнеудинск
Директор:________/Ипатенкова В.Р./









Программа
«Одаренные дети»

МБУ СОШ № 48
на 2014 – 2020 учебный год


Разработала:
Максименко Т.С.,
заместитель директора школы по УВР, учитель истории
высшей квалификационной категории











Введение
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко
Цель: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования. Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями. Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи:
1. Совершенствовать систему работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.
2. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.
3. Совершенствовать научно – методическое и психолого- педагогическое сопровождение одаренных детей:
разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в школе;
определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
проводить уроки творчества для одаренных детей (конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
4. Укреплять механизмы взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
5. На этапе поступления в школу выявлять уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Поэтому новая программа работы с одаренными детьми МБУ СОШ № 48 предполагает:
1. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».
2. Развитие учительского потенциала. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Именно с этой точки зрения следует осуществлять курсовую переподготовку и самообразование педагогов.
3. Программа работы с одаренными детьми в МБУ СОШ № 48 разработана с учетом концептуальных идей, целей и задач новой программы развития на 2014– 2018г.г. Стратегической целью развития школы на этот период будет формирование культуры личности обучающихся в условиях перехода на ФГОС основной и средней школы. Базовыми элементами культуры личности ученика являются следующие составляющие:
1. Психическое и физическое здоровье. 
2. Системные предметные знания. 
3. Культура мышления и речи.
4. Коммуникативная культура.
5. Навыки проектной и творческой  деятельности.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы:

1. Паспорт

Наименование программы
«Одаренные дети»

Основания для разработки программы
Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»
Областная и муниципальная программы «Одаренные дети»

Государственный заказчик программы


Цель программы
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБУ СОШ № 48.

Срок реализации программы
2013 – 2018 годы

Исполнители основных мероприятий программы
Педагогический коллектив школы

Соисполнители
Учащиеся, родители учащихся

Источники финансирования программы
Школьный бюджет, спонсорские средства

Ожидаемые конечные результаты программы
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- разработка индивидуальных образовательных программ;
- повышение квалификации, работающих с одаренными детьми;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми

Система контроля исполнения программы
Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях.


2. Современное состояние, тенденции развития и проблемы школы:
В образовательном пространстве муниципального образования «Нижнеудинский район» МБУ СОШ № 48 является самостоятельным образовательным учреждением. Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);
познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.
С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми педагогическим коллективом школы выбраны следующие действия:
определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса):
нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;
работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;
выставка творческих работ одаренных детей; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;
обеспечение базового дополнительного образования: организация работы факультативов, кружков по предметам;
проведение научно-практических конференций в школе; общеразвивающие традиционные мероприятия школы;
организовано раннее изучение иностранного языка, информатики в начальных классах (2-4 классы), лицейские классы и предпрофильное обучение на 2 ступени; профильные – на 3 ступени;
школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса;
осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей способных к исследовательской деятельности, системное диагностирование психологом;
привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми более высокого уровня развития. Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между спецификой и проблемами развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие детей, просто с высоким уровнем способностей, от одаренных , состоит в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего, в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов): одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы «Одаренные дети» МБУ СОШ № 48 положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
5. Эколого-психологический подход, при котором индивидуальное развитие ребенка, ученика, понимается как процесс взаимодействия развивающейся личности со средой. Главная задача – активизировать социальный контекст жизни детей. Сущность воспитания на основе личностного эколого-психологического подхода заключается в открытии и реализации новых возможностей индивидуального и социального развития детей в условиях  деятельности и общения друг с другом, событийно-ситуативной организации педагогического процесса, усилении аналитико-диагностической направленности деятельности воспитателя.
6.  Исследовательский подход вовлекает учащихся в круговорот научного поиска, побуждает выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Данный подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, состояния рынка, тенденций развития экономики. Подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков учащихся уже на начальном этапе образования. Наиболее эффективно эта задача решается через внеклассные формы работы - олимпиады, интеллектуальные турниры, научные конференции.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Принципы реализации программы «Одаренные дети» в МБУ СОШ № 48:
         гуманизм;
         демократизм;
         научность и интегративность;
         индивидуализация и дифференциация;
         систематичность;
         развивающее обучение,  компетентностный подход;
        интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
5. Стратегические направления программы.
Стратегия школьной программы «Одаренные дети» предполагает:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение современных образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
- организация и проведение мероприятий по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях).
Сопровождение школьной программы «Одаренные дети» идет по следующим позициям:
Научное – нацеливает на создание единой программы работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Социально-экономическое – поддерживает развитие одаренности через организацию конкурса «Ученик года», деятельность НОУ «Ростки», школьных научно - практических конференций «Исследователь природы», «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки», «Первые шаги в науку», школьного праздника «Парад наук», интеллектуального марафона, предметных декад и т.д..
Программа «Одаренные дети в МБУ СОШ № 48 реализуется по следующим направлениям»:
Координационное направление:
организация работы всего коллектива школы;
интеграция в рамках данного направления деятельности начальной, основной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».

Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
5. Организационное и функциональное обеспечение программы «Одаренные дети» в МБУ СОШ № 48
Права и функции директора в аспекте реализации программы:
         общее руководство разработкой и реализацией программы;
         обеспечение реализации программы:
  организация;
  координация;
  контроль.
Функции заместителя директора по УВР:
определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы;
корректировка составляющих элементов программы «Одаренные дети»;
анализ и обобщение результатов реализации программы «Одаренные дети»;
регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одаренные дети»;
организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми;
организация работы творческой группы учителей «Одаренные дети».
 
Функции Методического совета МБУ СОШ № 48:
подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»;
координация действий учителей, работающих с одаренными детьми;
 организация НОУ.
 Функции методических объединений МБУ СОШ № 48:
разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные секции;
обобщение и систематизация результатов деятельности предметных секций;
обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
 Функциональные обязанности учителей-предметников и классных руководителей,  работающих с одаренными детьми МБУ СОШ № 48:
организация и проведение занятий с одаренными детьми;
мониторинг результативности занятий с одаренными детьми;
организация индивидуальной работы с одаренными детьми;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского и республиканского уровня;
организация и контроль над знаниями одаренных детей, выполнением программ;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми;
творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»;
подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными учащимися.
 
6. Организация и содержание учебного процесса в аспекте реализации программы «Одаренные дети» в МБУ СОШ № 48.
Основные задачи обновления содержания и организации учебного процесса:
ориентирование на достижения мировой гуманитарной культуры как основы образования;
ориентирование на достижения в области экономических, физико-математических знаний как основы современного физико-математического, экономического и естественнонаучного образования;
опора на интегрированное обучение как условие успешной адаптации личности в современном информационном поле;
организация работы спецкурсов, факультативов, консультаций по выбору учащихся;
ориентирование на организацию научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации программы «Одаренные дети», научного общества учащихся;
внедрение новых педагогических технологий оптимизации и интенсификации  учебного процесса;
учет особенностей индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей;
обеспечение соответствующих условий для физического и морального развития одаренных детей.
 Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы «Одаренные дети».
Основные задачи воспитания одаренных детей:
воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали;
формирование национального самосознания;
формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания;
формирование высокой речевой культуры;
развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, реализация идеи «диалога культур»;
обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;
опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных и способных детей;
освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
Педагог  в системе реализации программы «Одаренные дети».
Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. Готов ли учитель массовой школы работать на соответствующем уровне с одаренными детьми? Сказать, что у нас нет талантливых, знающих, профессионально грамотных, эрудированных педагогов, нельзя. Но достаточно ли их? Конечно, нет. Кроме того, современный учитель должен быть еще и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка. Словом, надо быть знатоком во всех областях человеческой жизни.
Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. Следовательно, необходимо сформулировать примерные критерии отбора педагогов для работы с одаренными детьми.

 7. Семейные аспекты  развития одаренного ребенка и реализации программы «Одаренные дети» в МБУ СОШ № 48.
Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе.
Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в своем ребенке? К сожалению, не всегда. Следовательно, работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик – родители – учитель» невозможна и малоэффективна.
При организации работы с одаренными детьми следует:
учитывать одаренность как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
8. Социально-психологическое обеспечение реализации программы  «Одаренные дети» МБУ СОШ № 48
разработка пакета документов по определению способностей, склонностей одаренных детей и создания условий поддержки учащихся;
создание банка данных с содержательными характеристиками одаренных детей;
внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;
создание психолого-развивающего пространства как наиболее благоприятствующего для реализации программы «Одаренные дети»;
обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);
формирование навыков творческого саморазвития;
организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки. 
 9. Материально-техническое обеспечение реализации программы  «Одаренные дети» МБУ СОШ № 48
оснащение кабинетов ТСО;
компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных;
обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций;
10. Методическое обеспечение реализации программы «Одаренные дети»

Направление деятельности
Содержание

Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
Положения:
о НОУ
о проведении школьного тура предметных олимпиад
о проведении предметной недели (декады)
о школьной конференции
о конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение
1. Создание творческой группы учителей по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических педсоветов, семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.

 
11. Основные формы  внеурочной образовательной деятельности обучающихся  школы.

Форма
Задачи

Индивидуальные
занятия
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Школьная конференция
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся «Ростки»
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки, клубы, объединения
Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.


12. Организация исследовательской  деятельности обучающихся.

1 – 4 классы
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных учащихся
Формы:
Урок
Внеклассная работа
Секции
Предметные кружки

5-7 классы
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок
Внеклассная работа.
Предметные недели
Школьные олимпиады
Факультативы
Школьная конференция
Кружки
Секции

8-9 классы
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
Урок
Внеклассная работа
Предметные недели
Олимпиады
Факультативы
Школьная конференция
НОУ
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов
Элективные курсы (9 классы)
 

10-11 классы
Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
Урок
Внеклассная работа
Предметные недели
Олимпиады
Факультативы
НОУ
Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ
 


13. Этапы реализации
Реализация очередной программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2014 по 2018 годы. В действительности школа работает по программе «Одаренные дети» с 2000 года.
Первый этап – диагностико-организационный ( 2014-2015).
Включает в себя:
совершенствование деятельности координационного совета;
совершенствование нормативно-правовой базы;
обеспечение и дальнейшее укрепление материально-технической базы;
совершенствование системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
дальнейшее формирование базовых предметных групп одаренных детей;
изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
отработка новых форм и методов работы с одаренными детьми;
совершенствование системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы с обучающимися средней школы, учреждениями дополнительного образования, общественными объединений;
совершенствование организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2014- 2017 )
Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе.
Третий этап - рефлексивно-обобщающий или аналитический этап (2017 - 2018).
На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

14. Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
15. Характеристики доминирующих способностей ребенка
Интеллектуальные способности
1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
4. Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
5. Литературное дарование
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
6. Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
7. Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
16. Формы работы с одаренными детьми в МБУ СОШ № 48
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
психологические консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
создание детских портфолио.
17. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
18. Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности.
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично - поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок - творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
19. Участники реализации программы:
Руководители:
Заместители директора по учебно – воспитательной работе, методической работе.
учителя - предметники
Творческая группа:
учителя начальных классов и учителя-предметники;
школьные психологи и логопед;
школьный библиотекарь;
педагоги дополнительного образования;
руководители спортивных секций;
социальные педагоги школы.

А так же:
учащиеся МБУ СОШ № 48
родители детей
работники учреждений дополнительного образования;
13. Ожидаемые результаты
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
20. Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Критерии
Показатели
Методика изучения

Самоактуализация
личности
Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
Способность к рефлексии.
Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
Уровень коммуникативной культуры
Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки.
Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
Метод незаконченного предложения.
Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе
Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентноспособность одаренных учащихся
Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
Методики статистического анализа данных, их динамика.


21. План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2013-2018 годы

№ п/п
Основные направления
Сроки
Исполнители

Научное направление

1
Разработка приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка
2014-2015
Зам. директора по НМР, школьный психолог

2
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка
2014-2015
Зам. директора по ВР, школьный психолог

Научно-методическое и образовательное направление

1
Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка
2014-2018
Творческие группы учителей

2
Совершенствование системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации
2015-2016
Зам. директора по ВР

3
Совершенствование системы психолого-медико-социального сопровождения
2014-2015
Зам. директора по УВР

4
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей
2014-2016
Психолог, учителя

5
Апробация и внедрение методических средств поддержки одаренности
С 2014 года
Зам. директора по УВР, психолог

6
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса
2013-2018
Учебная часть, психолог

7
Повышение профессиональной квалификации кадров, работающих с одаренными детьми
2013-2018
Зам. директора по МР

8
Организация общешкольного семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема»
2015-2018
Зам. директора по УВР и НМР

9
Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития
2014-2018
Зам. директора по ВР, психолог

10
Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности ребенка
2014-2018
Зам. директора по НМР

11
Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся
2013-2018
Директор, родительский комитет

12
Создание информационной базы по проблемам одаренности детей
2013-2018
Зам. директора по УВР

13
Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей
2013-2018
Педагоги школы

14
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам:
- опыт педагогической работы с одаренными детьми;
- родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться;
- «Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» - биографические эскизы;
- детские достижения (рисунки, стихи, фотографии)
2014 -2018
педагоги

15
Выпуск сборника детского литературного творчества
2016-2018
Зам. директора по УВР

16
Деятельность методического совета:
- рассмотрение материалов педагогических исследований по данной проблеме;
- организация апробации методик обучения школьников
2014-2018
Зам. директора по НМР

Организационное направление

1
Индивидуальная работа со специалистами
2014-2018
Заместители директора

2
Организация работы интеллектуальных клубов по запросам учащихся. Активизация работы научного общества учащихся «Ростки», кружков различной направленности.
2014-2018
Зам. директора по НМР, ВР

3
Создание творческой образовательной среды:
- заключение договоров с учреждениями образования различного уровня;
- организация и проведение предметных олимпиад различного уровня;
- организация выставок;
- организация защиты творческих проектов
2014-2018
Зам. директора по НМР, ВР

4
Организация краткосрочных интенсивных школ, летней школы для одаренных детей
2014-2018
Директор

Социально-экономическое направление

1
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической, помощи
2014-2018
Директор, родительский комитет

2
Разработка Положения о поощрении одаренных детей – победителей олимпиад, конференций, конкурсов
2015
Директор





15