Конспект урока по обучению грамоте на тему Гласный звук [ ы], буква ы.
Разработка урока
Криворучко Наталья Анатольевна
Урок обучения грамоте
Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.
Урок обучения грамоте.
Тема: Гласный звук [ы], буква ы. Упражнения в чтении и письме.
Цели: формировать умение выделять звук [ы] в речи, умение слышать и слушать, писать букву ы ; развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами и слогами с буквой ы ; воспитывать культуру поведения при работе у доски и на местах.
Оборудование: предметные картинки, модели звуков, образцы печатной и прописной буквы ы, плакат с проектом « Город звуков и Букв».
Ход урока.
Этапы урока.
Деятельность учителя. Деятельность учеников.
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Если я произнесу слово, начинающееся
с гласного звука, то присядут девочки.
С согласного - мальчики. ( Ослик, тигр)
-Умницы!
-Молодцы! Приветствие учителя, самоорганизация.
Садятся девочки
Садятся мальчики.
II. Повторен6ие изученного
1. Чтение слогов по таблице на доске
га, го, ги, па, та, ра, то, по, ро, ри, ти(Такие же слоги на с.44 в учебнике)
Прочитайте слоги. Дети читают слоги.
2. Работа со схемами - « человечками»
Назовите согласные звуки, которые вы услышали в этих слогах. [г], [п], [т], [р]
Перед какими гласными согласные звуки произносятся мягко? Перед [и]
А перед какими твёрдо? Перед [а], [о]
Возьмите схему – человечка, обозначающего гласный звук [и] и покажите где он живет в « Городе звуков и букв.» Берёт схему – « человечка» и прикрепляет на плакате к району Гласных букв.
Возьмите любую схему-«человечка», обозначающую согласные звуки и букву
и поселите его в домик. Берёт схему-«человечка» и прикрепляет на плакате к улице Согласных.
III.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
Побуждающий диалог- постановка проблемы. Диалог с учителем.
На доске неоформленная схема- «человечек»
Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать.
Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторение изученного или урок «открытие» новых знаний? Почему? Урок «открытия» новых знаний так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.
Что же мы сегодня будем « открывать»? Новый звук и новую букву.
Проведение звуковой разминки. Проговаривание звуков.
Какой звук издает тесто, когда поднимается? ( пы-ы х – пых )
Какой звук слышим в середине слога? [ы]
Подведение к формулированию темы. Формулирование темы.
Проживает ли такой звук в нашем «городе букв и звуков»? Нет
На доске висит проект «Город Звуков и Букв» Сформулируйте тему нашего урока. Звук [ы] , буква ы.
Каковы задачи нашего урока? Узнать всё про новый звук, новую букву. (Белый кружок)
Чему должны научиться? Научиться писать строчную букву ы.(Жёлтый кружок)
Научиться читать слоги с буквой ы.(Синий кружок)
( Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока.) IV. Выдвижение версий.
Может быть, кто-то из вас уже догадался, в каком районе « гласных или согласных» будет проживать этот звук? Выдвигают версии.
V. Актуализация знаний.
Побуждающий диалог. Диалог с учителем.
Нам нужно узнать всё про этот звук [ы]. Что мы сначала должны выяснить? Гласный он или согласный.
VI. Поиск решения проблемы – « открытие» нового знания.
Знакомство со звуком [ы].
Предлагает рассмотреть рисунок (с. 46) Что вы видите? Назовите предметы, что общего в этих словах. Что видите на 1 картинке? Давайте начертим схему слова. [ы]
Это сыр.
Чертят схему
Сколько гласных звуков в этом слове? Один [ы]
Сколько слогов? Один.
Докажите, что [ы] гласный. Можно пропеть. Голос не встречает преград.
Руководство коллективной работой. Открывают тетради для печатания и вычерчивают схему.
Обозначьте этот гласный звук на схеме. Надо ли обозначать ударение? Нет ---------------------------
Расскажите о звуке [ы] Звук [ы] гласный, может быть ударным.
Знакомство с буквой ы.
А какой значок нам поможет увидеть звук [ы]? Буква ы.
Посмотрите на неё. Что напоминает вам эта буква? Предположения учащихся. Дети рассказывают стихи:
Вот топор, полено рядом -
Получилось то, что надо .
Получилась буква ы,
Все мы знать её должны.
( Кравцова.)
Бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, - увы!
Где место буквы ы в слове сыр? В середине.
Обозначим на схеме. ___________Ы________
На какой улице мы поселим нашего нового жителя в « Городе звуков и букв»? В районе гласных, в домике с красной крышей.
Как же мы должны одеть «человечка»? Перед вами схема «человечка», оденьте его вдвоем. Поселите его в город. Раскрасить красным цветом башмаки.
Мы решили с вами первую задачу (познакомиться со звуком [ы] и буквой ы)? (Убирает белый кружок.) Да
VII. Физминутка.
Буратино шёл, шёл, шёл. Азбуку нашёл. Потянулся, развернулся и в школу пошёл.
VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Организация работы по чтению слогов. Чтение слогов.
( Ваша задача – научиться читать слоги с буквой ы.)
а) подготовьтесь читать слоги.
б) прочтите их вслух по одному.
в) прочитаем хором. ИГРА а) чтение слогов про себя
б) чтение слогов вслух
в) чтение слогов хором
Договорите каждый слог до целого слова. г) участие в игре «Доскажи словечко».
Как произносятся согласные звуки перед [ы]? Твёрдо.
Вы научились читать слоги? Справились с задачей? (Убирает синий кружок) Да.
Анализ и написание буквы ы и слогов с нею.
а) Сравнение письменной и печатной буквы. Почему в букваре в левом верхнем углу написано две буквы ы ? Одна – печатная, другая письменная.
Наша задача научиться писать строчную букву ы. б) Графический анализ буквы б)Графический анализ буквы
Из скольких частей состоит буква, какие это элементы? Из двух: крючок и короткая палочка с закруглением внизу.
Запишите их. Пишут элементы.
в) Показ написания буквы учителем с комментированием. Напишите букву Ы на ладони. Учащиеся смотрят и слушают. «Пишут» на ладони.
г)Обведите букву ы на табло. Дети обводят ы на табло.
д) Напишите букву ы. Запись буквы на 3 строке.
е) Сравнение букв ы и и.
Какие элементы одинаковые в этих буквах? Короткая палочка с закруглением внизу и вправо.
Откуда начинают писать эти буквы? Сверху.
Запишите слоги с буквой ЫПишут ы, и, слоги
Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? (Убирают жёлтый кружок) Да.
IХ. Резервный материал.
Чтение пар слов в букваре (с. 46) Запись слогов с буквой ы. X. Подведение итога урока. Рефлексия. Самооценка
С какой буквой познакомились на уроке? Какой звук она обозначает? С буквой ы.
Гласный
Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. Нарисуйте эту оценку на обратной стороне листочка. Рисуют сигналы. (Смайлики).
На столе у вас бумажная полоска, а на ней написан ряд букв. Красным карандашом обведите в кружок букву Ы. Поменяйтесь листочком с соседом, если правильно обведена буква Ы, то подчеркните ручкой, а если нет – обведите в кружок. Дети красным карандашом обводят букву Ы, затем обмениваются листочками и проверяют.