Рабочая программа по дополнительной образовательной услуге художественно-эстетического направления кружок «Мир творчества» (для детей от 6 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год


Рабочая программа
по дополнительной образовательной услуге
художественно-творческого направления
кружок «Мир творчества»
(для детей от 6 до 7 лет)
на 2016-2017 учебный год
Автор: Иванова О.Н., воспитатель I кв. категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по дополнительной образовательной услуге кружка «Мир творчества» разработана так, что она не дублировала программный материал по художественно-эстетическому развитию «Основной общеобразовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 7» . Предлагаемая программа написана на основе серий пособий «Умелые руки» («100 поделок из природного материала» автор: И.В.Новикова, Л.В. Базулина; «100 поделок из ненужных вещей» автор Е.Е.Цамугалина; «100 поделок из бумаги» автор Г.И.Долженко, пособие «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани» автор С.С.Пискулина), а так же интернет – ресурсы. Программа кружка разработана для детей дошкольного возраста начиная со средней группы. С учётом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей детей данной группы.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство  коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
    Работа в кружке  - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах. Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%.Занятия проводится в групповой комнате, в которой есть наглядные пособия, раздаточный материал, полка с образцами поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым воспитанником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
    Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и детского сада будет способствовать воспитанию дошкольников. На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание детей не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует  практика, значительно повышает интерес к знаниям.    Занятия можно организовать по – разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
   В кружке «Мир творчества» 8 – 15 детей. С таким количеством детей можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на ранее полученные знания, умения и навыки, а также развивать их и совершенствовать.
   В группе есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ.
Цель программы: продолжать развивать творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Основные задачи  кружка:
- способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы;
- сформировать эстетический вкус;
- развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств  материалов;
- развить желание экспериментировать;
- учить работать вместе, подсказывать, договариваться, радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволки и т.д.)
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, и т.д.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные материалы и способы создания предметов;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Программа рассчитана: на 8 месяцев (октябрь 2016 –май 2017)
Возраст на начало обучения: 6-7 лет.
Продолжительность занятий: 30-40минут (1 раза в неделю).
Количество детей в одной подгруппе: 7 человек.
Оценка результативности программы: проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диаг-ностика изобразительной деятельности дошкольников».
Мониторинг проводится 2 раза: вводная – октябрь, итоговая – май.
Работа кружка «Мир творчества» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются   разделы:
Работа с бумагой и картоном.
Работа с бросовым материалом.
Работа с природным материалом.
Работа с тканью и нитками.
Работа с бумагой и картоном
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях аппликацией, оригами, вырезывание, склеивание и т. д. Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное  занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение. В процессе изготовления поделок  педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя технику «квиллинг».
Работа с бросовым материалом
      Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при  их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.                  
Работа с природным материалом
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Познакомить детей знакомятся с техникой «слэб». Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
 Работа с тканью и нитками
Учиться пользоваться тканью и нитками приходится так  же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать  детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи. Даже изготовление самой простой   поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
Используемые  материалы:
- Природный материал (крупы, кофейные зерна, слэб – спилы дерева).
-Шерстяные нитки, нитки для шитья.
- Пластилин.
- Одноразовая посуда.
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
-Клей, краски
-Атласные ленты.
- Пуговицы, пайетки, бисер, бусы.
- Гипс.
 Инструменты и приспособления:
- Ножницы, иголка.
- Карандаш.
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для  аппликации
- Кисточки для клея и красок.            
Работа с родителями
 В  семье и коллективе ребёнок впервые познаёт себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задаётся общее направление, согласованность в действиях руководителя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребёнка, как  бы просты и наивны они ни были. Беседы руководителя кружка «Мир творчества» с родителями показывают, что во многих семьях взрослые увлекаются выполнением различных изделий для украшения быта. Этим родителям педагог может предложить участвовать в творческой тематических выставках, организуемых  в одной из возрастных групп детского сада. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Он рекомендует им проводить семейные праздники вместе с детьми и приглашать на них соседей или знакомых (тоже с детьми). Оформление и художественная часть такого семейного торжества продумывается и обсуждается заранее.  В обсуждении должен принять участие каждый член коллектива. Кто-то, например, рисует, вырезает и склеивает фигурные маски, шапочки для выступления. Другие готовят сувениры для каждого участника праздника. Эта работа может быть сделана детьми заранее, когда у них есть время продумать сюжет, выбрать соответствующий материал, качественно выполнить изделие. Совместными усилиями  составляется программа действий, распределяется объём работ на каждого  участника праздника.
Задачи  работы   руководителя  кружка
«Мир творчества» по взаимодействию с родителями:
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
Обогащение и пополнение копилку материалов для поделок;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Принципы взаимодействия  руководителя кружка «Мир творчества» с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .Сотрудничество, а не настойчивость.
Индивидуальный подход.
Серьёзная подготовка (любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
Динамичность.
Мероприятия, проводимые руководителем кружка «Мир творчества» для родителей в течение года:
1.«День открытых  дверей» (Посещение родителями занятий кружка)
2. Творческий клуб для родителей: «Мастерим своими руками».
3. Мастер – класс с папами «Волшебный слэб»
     
Темы  консультаций для родителей:
«Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей»
«Значимость ручного труда для ребёнка»
 
Конкурсы:
Конкурс семейных работ на лучшую новогоднюю поделку.
Конкурс творческих семейных работ «Наши таланты» (нетрадиционное техника выполнения творческих  работ, с использованием разнообразных материалов).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Цель Материалы и оборудование Методические приёмы Выход темы
Октябрь
1.
-
2. «Декор камней»
Рисунки на камнях Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус. Морские камни, гуашь, кисточки, салфетки. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения печати.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ.
3.
«Осенний пейзаж» Пластилиновый
Квиллинг.
Коллективная работа
Познакомить детей с техникой «квиллинг», с основными понятиями и базовыми формами;
закрепить навыки приёма скатывания при работе пластилином; развивать мелкую моторику рук; развивать фантазию, умение подбирать материал для оформления работы. Основа для работы,пластилин, картон, салфетки. 1. Беседа.
2.Рассматривание поделок выполненных в технике квиллинг.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
4. «Чудо дерево»
Знакомство с техникой слэб
(спилы деревьев) Знакомство с техникой «слэб». Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок с использованием дополнительного материала. Слэб –спилы деревьев, гуашь, кисти, клей, салфетки, бросовый материал. 1. Беседа.
2. Знакомство с техникой - слэб.
3. Показ приема выполнения.
Просмотр презентации по теме
Ноябрь
1. «Страна
Макаронния»
Макароны на картоне
Коллективная работа Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать чувство удовлетворения от создания поделки. Развивать умение составлять композицию из макарон разной формы. Основа, макароны разной формы, краски, ножницы, клей, кисточки, салфетка. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
2.
-
4. «Цветик –
семицветик»
Канзаши. Цветы из атласных лент
Познакомить детей с техникой «канзаши».  Научить детей создавать цветы на картон из атласных лент; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок с использованием дополнительного материала (пайетки, бисер).
Картон, атласные ленточки, клей, кисти, салфетки, бросовый материал. 1. Беседа.
2.Рассматривание цветов выполненные в технике канзанши.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
3.
- 4. «Декоративно –прикладное искусство Татарстана»
ЛэпбукЗнакомство с техникой «лэпбук». Создание сюжетной композиции. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение. Основа для лэпбука, цветные картинки, клей, кисточки, ножницы, салфетки. 1. Беседа.
2. Знакомство с техникой лэпбука.
3. Показ приема выполнения.
4. Практическая работа.
5.Выставка работ.
Выставка работ
Декабрь
1.
- 2.
«Волшебные
снежинки»
Слэб(спилы деревьев) Учить детей выполнять снежинку в технике «слэб». Развивать фантазию в украшении пайетками, бусинками. Слэб – спилы деревьв, краски, кисточки, клей, пайетки, бусинки, салфетки .1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
3. «Чудо - елочка»
Объемная фигура из одноразовой посуды Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности. Одноразовая посуда (ложки, стаканчики), картон, пайетки, гуашь, бисер. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
4. «Новогодняя
сказка»
Коллективный
коллаж из бросового материала
Совершенствовать навыки работы с картоном и бумагой; вызвать радостное настроение  от веселой и смешной поделки; закреплять умение использовать дополнительные материалы (ватный диск, фломастеры). Лист ватмана, вырезки из старых детских журналах, клей, ножницы, салфетки. 1. Беседа.
2.Рассматривание картин выполненные в технике колллажа.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работы.
Январь
1.
-2.
«Снеговик»
КвиллингВоспитывать интерес к искусству квиллинга; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Картон, полоски бумаги, салфетки, бросовый материал. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
3. «Мастерим из
гипса»
Гипсовые фигуры
Научить детей создавать из гипса фигуры; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок из гипса с использованием дополнительного материала (гуашь, пайетки, бисер). Формы для гипса, гипс, гуашь, кисточки, салфетки, бросовый материал. 1. Беседа.
2.Рассматривание поделок из гипса. 3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
4. «Чудо - стружка»
Аппликация из карандашной стружки Учить создавать коллаж из карандашных стружек, развивать фантазию, творчество. Создание сюжетной композиции Цветной картон, карандашные стружки, клей, салфетки. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ. Выставка работ
Февраль
1.
«Радужный
стаканчик»
Декор атласными ленточками
Научить детей создавать декор стакнчиков из атласных лент; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок с использованием дополнительного материала. Одноразовые стаканчики, атласные ленточки, клей, кисти, салфетки, бросовый материал(пайетки, бисер). 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
2.
-
3. «Символ года»
Слэб (спилы деревьев) с использованием ткани Продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда. Учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы. Учить равномерно распределять свой участок работы на общем изображении, создавать композицию. Слэб, ткань, клей, кисточка, салфетки, ножницы, бросовый материал. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
4.
«Кофейное дерево»
Аппликация из кофейных зерен
Знакомить детей с техникой топиарий. Развивать чувство удовлетворения от создания поделки. Развивать умение составлять композицию из кофейных зерна зерен. Кофейные зерна, цветной картон, клей, кисточка, салфетки. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
Март
1.
-
2.
«Кофейное дерево»
Аппликация из кофейных зерен.
(Продолжение)
Продолжать знакомить детей с техникой топиарий. Развивать чувство удовлетворения от создания поделки. Развивать умение составлять композицию из кофейных зерна зерен. Кофейные зерна, цветной картон, клей, кисточка, салфетки. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
3.
«Наши мамы»
Лэпбук                                             
Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей. Развивать воображение, чувство формы. Основа для лэпбука, цветные картинки, фотграфии, клей, ножницы, салфетки. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
4.
-
5. «Паутинка»
ИзонитьОвладение техникой изонити; повышение у детей  уровня развития мелкой моторики пальцев рук; закрепить знания последовательности работы в соответствии с схемой; обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток. Шерстяные нитки, цветной картон, иголка. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
Апрель
1.
-
2. «Волшебные цветы»
Брошь из атласных лент Продолжать знакомить детей с техникой «канзаши».  Учить детей создавать цветы из атласных лент; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок с использованием дополнительного материала (пайетки, бисер).
Атласные ленточки, клей, кисти, салфетки, бросовый материал. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
3. «Космос»
Лэпбук.
Коллективная работа Совершенствовать умения детей в технике «лэпук». Развивать чувство композиции и ритма. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение. Основа для лэпука, цветные картинки, бумага, , клей, кисточка, салфетки, ножницы, бросовый материал. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
4. «Лягушка»
Объемная игрушка из помпонов Познакомить детей с техникой выполнения игрушки из помпонов . Учить равномерно наматывать нитки на картон; развивают мелкую моторику, фантазию ребёнка; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок с использованием дополнительного материала (бумага, пайетки, бисер). Картон, нитки, ножницы, клей, кисточки, салфетка, бросовый материал. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
Май
1.
-
2. «Подсолнух»
Канзаши + слэб+ кофейные зерна Продолжать знакомить детей с техникой «канзаши», «слэб»; учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха на слэбе, аккуратно выкладывать середину подсолнуха зернами; развивать воображение, чувство формы и пропорций. Атласные ленточки, кофейные зерна, слэб, клей, кисточки, салфетка. 1. Беседа.
2.Художественное слово.
3.Показ приема выполнения.
4.Практическая работа.
5.Выставка работ. Выставка работ
3.
-
4. «Рамка для
фотографии»
Поделка из гипса
Закреплять умение работать с картоном; для оформления рамки использовать различную крупу (гречку, рис, пшено и др.); продолжать знакомить со способами соединения деталей. Гипс, формы для рамки, гуашь, кисточки, салфетки. 1. Беседа.
2. Показ приема выполнения.
3. Практическая работа.
4. Выставка работ.
Выставка работ
ЛИТЕРАТУРА
Г.И.Долженко.100 поделок из бумаги, Ярославль, Академия развития, 2001.
Г.И.Перевертень. Самоделки из бумаги, М.Просвещение,1983.
Г.И.Перевертень.Самоделки из разных материалов,М.Просвещение,1985.
Е.Е.Цамуталина. 100 поделок из ненужных вещей.- Ярославль, Академия развития, 2000.
И.В.Новикова,Л.В. Базулина. 100 поделок из природного материала.- Ярославль, Академия развития, 2001.
О. В. Белякова. Поделки из природного материала, М: АСТ. 2009.
О. В. Парулина. Мир игрушек и поделок. 2000.
С.С.Пискулина. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани. –Волгоград, 2011.
Шалаева Г.П. Я учусь рисовать: школа для дошколят. М., 2007 .
Шмид А. Детское творчество. М., 2007 .
Шухова С. Поделки из всякой всячины.– М: Айриспресс, 2008.