МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Департамент профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Томский коммунально-строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для студентов очной формы обучения
по профессиям среднего профессионального образования
технического профиля
Автор: Шашко Е.Н.
Томск 2016
Содержание:
1. Введение стр3
2. Основная часть стр 5
4. Список использованной литературы стр25Введение.
Назначение : данные методические указания разработаны для группы по профессиямсреднего профессионального образования технического профиля.
Практические работы выполняются во время аудиторных занятий, работы студенты выполняют самостоятельно, педагог представляет задание, литературу, оказывает консультационную помощь и контролирует выполнение практических работ. Время выполнения практической работы – два академических часа.
Практические работы проводится с целью:
формирования общих и профессиональных компетенций;
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Выполнение практических работ направлено на:
1. на формирование умения поиска, обработки и представлении результатов работы.
2. формирования умения работы с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, материалы СМИ, документ, нормативно-правовые акты)
3. формирования умений и навыков применять полученную информацию в практической и повседневной жизни
4. формирования собственной позиции по проблемам в жизни общества
Виды деятельности обучающихся позволяют формировать общие компетенции (ОК):
ОК 2. организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК 3. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК 4. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК 5. использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Контроль и оценка выполнения практической работы.
Контроль за выполнением практической работы и оценивание практической работы осуществляет педагог.
Критериями оценки результатов практической работы являются:
- уровень усвоения учебного материала- умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач- обоснованность и четкость изложения ответа- оформление материала в соответствии с предложенным преподавателем требованием.
Данные методические указания можно использовать при изучения учебной дисциплины «Обществознания» для групп обучающихся по другим профессиям, как в группах начального профессионального образования, так и в группах среднего профессионального образования.
Основная часть.
Практическая работа № 1.
Раздел 1. Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе.Тема. Мировоззрение.
Цель:изучить понятие и типы мировоззрения, показать какую роль играет мировоззрение в жизни человека.
Средства для выполнения практической работы: обществоведческий текст, тест, ресурсы Интернет
Литература:1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2. ресурсы Интернет.
Задание1. Дайте определение понятию «мировоззрение».
Задание 2. Назовите типы мировоззрения, объясните эти типы.
Задание 3. Приведите собственные примеры к каждому типу мировоззрения.
Задание 4. Найди в приведенном списке слова, относящиеся к понятию «мировоззрение»
1).убеждения
2) фатализм
3) чувства
4) волюнтаризм
5) мистицизм
Ответ………………………
(1,2, 4, 5)
.Задание 5. Какое слово пропущено в схеме.
Идеалы Убеждения Идеи _____________
Задание 6. Используя полученные знания при выполнении задания 1-3 объясните зачем человеку нужно мировоззрение?возможные варианты ответов:
оно дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
оно позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных целей;
оно дает возможность определять истинные ценности жизни.
_______________________________________________________
Практическая работа № 2.
Раздел 1. Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе.
Тема 1.7. Свобода как условие самореализации личности.Цель:изучить содержание понятие свободы в современном обществе, ответить на вопрос свобода – это выбор, выяснить причины конфликтов в молодежной среде, выявить какие факторы влияют на выбор профессии.
Средства для выполнения практической работы: словарь, обществоведческий текст, ресурсы Интернет.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.3. ресурсы Интернет.
Задание 1. Объясните понятия: свобода, гражданские качества личности, самоидентификация, толерантность, межличностный конфликт.
Задание 2.Приведите аргументы подтверждающие вывод о невозможности абсолютной свободы человека в обществе.
Задание 3.Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верными?1.«Наша жизнь-это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент».2.«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и самого себя»
Задание 4. Как вы понимаете выражение «свобода – это выбор?
Задание 5. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?.Задание 6. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале 20 века в русских деревнях пели такую частушку:« Бога нет, царя не надо Губернатора убьем, Платить подати не будем Во солдаты не пойдем».
К каким последствиям может привести такое толкование свободы. Конкретизируйте свой ответ примерами.
Задание 7.Дискуссия: проблемы общения в молодежной среде, причины агрессивного поведения, факторы, которые повлияли на выбор профессии.
Практическая работа № 3. Раздел 2.Общество как сложная система.
Тема Эволюция и революция.Общественный прогресс
Цель:показать многовариантность общественного развития, формы социального изменения, ответить на вопрос: в чем смысл и цель истории?
Средства для выполнения практической работы: словари, обществоведческий текст, ресурсы Интернет.
Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2. ресурсы Интернет.
Задание 1. Дайте определения понятиям: эволюция, революция, общественный прогресс, реформа
Задание 2. Прочтите текст и выполните задания после текста.
Текст: эволюция и революция.
«Эволюция, по пути которой прошли многие народы Запада, показала свои преимущества. Во-первых, в отличие от революций с их бурным разрушительным пафосом, эволюционная форма дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму. Следовательно, устаревшие догматические схемы прошлого необходимо отбросить, но при этом нельзя из истории вычеркнуть и революции с их своеобразными закономерностями и решительностью.
Диалектика такова: когда эволюционное развитие общества становится невозможным, наталкиваясь на объективные и субъективные преграды, на смену приходит революция, способная их устранить и вновь расчистить дорогу эволюции. При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса.
Вопросы:
1.Какова главная идея приведенного фрагмента? Найдите в тексте цитату, раскрывающую ее. Озаглавьте текст.
2. В каких случаях в обществе происходит революция, по мнению автора? В чем заключается значимость революций? Подтвердите слова автора любым примером из истории.
3. Что, с вашей точки зрения, вкладывается автором в формулировку «цивилизованная форма социального прогресса»? Укажите две любые ее отличительные черты. Подтвердите свои слова любым примером из истории.
Возможные варианты ответов.1.
Главная идея – сопоставление двух основных форм прогресса – эволюции и революции, при выявлении преимуществ первой;
Текст может быть озаглавлен «Формы общественного прогресса» или «Эволюция и революция»;
Приведена цитата: «При вариативности исторического процесса эволюция и революция являются двумя формами социального прогресса»
2.
революция происходит тогда, когда нет возможности для эволюционного развития
революции необходимы, чтобы расчистить дорогу эволюционным преобразованиям
Пример: Английская революция 17 века, Французская революция 18 века.
3.
В ответе должны содержаться позиции:
Сформулировано утверждение:
Цивилизованная форма – та, которая предполагает наименьшее применение насилия, требует меньших жертв и затрат со стороны общества.
Приведены отличительные черты:
широкая социальная основа (уровень поддержки);
продуманный, компромиссный характер преобразований;
постепенность перемен;
готовность к ним общества;
согласование действий сверху с импульсами, идущими снизу, от народа, от общества.
Приведен пример:
реформы Ш. де Голля во Франции;
«бархатные революции» в Восточной Европе;
демократические преобразования в Испании после смерти Ф.Франко и т.д.
Могут быть приведены другие примеры.
Задание 3. Прочтите текст и дайте ответ на вопрос: в чем смысл истории?
«Великий русский историк В.О. Ключевский заметил, что интерес человека к истории сродни интересу путника, споткнувшегося о камень. Ведь споткнувшемуся человеку свойственно оглянуться назад, чтобы разглядеть причину своего падения».В истории нашей Родины немало «ухабов» и драматических изломов. Созидательный труд народа прерывался частыми войнами, на территории нашей страны возникали и распадались могущественные государства, времена бурного социально-экономического и культурного роста сменялись годами упадка и безвременья, за десятилетиями стабильности следовали эпохи смут и жестоких социальных потрясений.Знакомство с фактами далекого прошлого призваны помочь современному человеку ясно представить историю Отечества и на основе этих представлений выработать определенные идеалы. Историческое знание – это не только потребность ума, дань уважения предкам, но и непременное условие сознательной деятельности в будущем. «Определяя задачи и направления своей деятельности, - писал Ключевский, - каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действительным гражданином».
Практическая работа № 4
Раздел 3.Экономика
Тема: Рыночные структуры.
Цель: изучить, что включает в себя рыночная инфраструктура, виды рынков, типы экономических систем.Средства для выполнения практической работы: словари, обществоведческий текст, ресурсы интернет.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.3. ресурсы Интернет.
Задание 1. Заполните схему критерии рынка:- по объектам:____________________________- по субъектам:___________________________- по географическому положению: _______________________- по степени ограниченности конкуренции _________________________- по соответствию законодательству: _____________________________________
Задание 2. Объясните понятия: рынок сырья и материалов, рынок товаров и услуг, рынок капитала, рынок труда, конкуренция, монополия.
Задание 3.. Составить таблицу «Типы экономических систем». Сравнить системы по 3-м главным вопросам экономики «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?». Записать определения типов экономических систем. Критерии сравнения:
Тип системыПреимуществаНедостаткиСтраны
Задание 4. Установите соответствие между типами экономических систем и необходимыми условиями их существования:
Условия функционирования Типы экономических систем
Преобладание (господство) государственной собственности,
Свободное ценообразование,
Контроль государства за производством и распределением,
Экономическая самостоятельность производителей,
Конкуренция,
Централизованное планирование производства А) командно – административная
Б) рыночная.
Ответ запишите в форме последовательного набора букв.
Задание 5.Сопоставьте два высказывания со страниц газет:
1.«Герои» рынка – предприниматель, коммерсант, бизнесмен, а вовсе не простые труженики. Их цель – богатство, их методы – «игра без правил», моральная вседозволенность. Предприниматель живёт по закону «сильного», он безжалостен к «слабому». Его душа если и молится, то лишь идолам успеха. Его кураж – риск, его услада – победа любой ценой. Стало быть, законы бизнеса – антипод морали. Конкуренция – борьба хищников». 2. «Предприниматель, коммерсант, банкир, менеджер – ключевые фигуры рынка. Они отнюдь не мафиози, не спекулянты, не «теневики», не коррупционеры. Требования рынка утверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве условий эффективности деловых отношений. А это в целом благотворно влияет на состояние нравов во всех сферах жизни. Конкуренция – суровая борьба, но это «игра по правилам», соблюдение которых бдительно контролируется общественным мнением». Какую точку зрения вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.
Задание 6. Сопоставьте воздействия, которые оказывают на производство конкуренция и монополия. Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей в той или иной отрасли и монополия в определённой отрасли?
Практическая работа № 5
Раздел 3.Экономика.
Тема: Фондовый рынок и банковская система.
Цель:получить представление о рынке ценных бумаг и кредитовании.
Средства для выполнения практической работы: словари, обществоведческий текст.Литература. 1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.3. ресурсы Интернет.
Задание 1. Объясните понятия: фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация.
Задание 2. Укажите функции рынка ценных бумаг в экономике.
Задание 3. Объясните понятие: банковская система – это, электронные деньги- это, кредит – это.
Задание 4. Чем отличается потребительский кредит от ипотечного? Есть ли кредиты в вашей семье, на какие цели вы их брали, в каких банках, под какие проценты.
Задание 5. Заполните типовую заявку на получение кредита в банке.
Раздел 3.Экономика.
Тема: Налогообложение предприятий.
Цель:изучить, какие налоги платят предприятия.
Средства для выполнения практической работы: обществоведческий текст, Налоговый кодекс РФЛитература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.3. налоговый кодекс
Задание 1. Заполните таблицу: «Налогообложение предприятий»
название налога объект обложения процентная ставка сроки уплаты
Задание 2.Назовите какие льготы имеют предприятия по уплате налогов.
Задание 3. Виды наказаний для предприятий за сокрытие и неуплату налогов.
Практическая работа № 7
Раздел 3.Экономика.
Тема: Маркетинг и Менеджмент.
Цель: изучить роль маркетинга и менеджмента в современной экономики.Средства для выполнения практической работы: словари,экономический текст, ресурсы интернет.Литература:1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.3. ресурсы интернет
Задание 1. Дайте определение: маркетинг – это
Задание 2. Назовите основные принципы маркетинга.
Задание 3. Назовите, какие вы знаете из практической, повседневной жизни способы стимулирования быта товара (услуги).
Задание 4. Дайте определение: менеджмент – это, менеджер – это
Задание 5. Назовите а) менеджеров низшего звена б) менеджеров среднего звена в) высших менеджеров
Задание 6. Заполните таблицу: функции менеджмента.
организация планирование руководство контроль
Практическая работа № 8
Раздел 3.Экономика.
Тема: Основные проблемы экономики России.
Цель:изучить в чем заключаются проблемы экономики России в условиях построения рыночной экономики.Средства для выполнения практической работы: словари, обществоведческий текст.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.
Задание 1. Работа с документом.
Из работы российского учёного-экономиста И. Заславского «К характеристике труда в современной России».
В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные…
Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования… По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
Революция в собственности и сопровождавшие её институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти ¼ занятых в частном секторе – лица не наёмного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.
Вопросы и задания к документу
1) Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?
2) Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наёмного работника в результате рыночных преобразований.
3) Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве… к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснение этому утверждению.
4) Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.
Задание 2. Прочитайте документ, ответьте на вопросы, выполните задания. Академик С. С. Шаталин о предпосылках перехода к рынку (из книги «Переход к рынку.Концепция и Программа», вышедшей в 1990 г.). Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода…
Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя)…
Полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную… Конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с запросами потребителей, снижения издержек и стабилизации цен… Развитие здоровой конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной конкуренции и предупреждения монополистической практики. Свободное ценообразование… Государственный контроль за ценами допускается только в ограниченной сфере и без грубого нарушения законов рыночного ценообразования, которое неизбежно ведёт к дефициту.
Распространение рыночных отношений на те сферы, где они показывают более высокую эффективность в сравнении с государственными и иными формами регулирования. Отсюда следует необходимость дополнения товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком, которые обеспечивают высокую мобильность общественных ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и научно-технический прогресс. Вместе с тем в экономике сохраняется значительный нерыночный сектор, включающий те виды деятельности, которые не могут быть подчинены исключительно коммерческим критериям (оборона, часть здравоохранения, образования, науки, культуры).
Вопросы и задания к документу
Какие положения основного текста параграфа совпадают с идеями документа?
Почему в ряду предпосылок рынка экономическую свободу автор называет первой?
Как вы думаете, почему рыночная экономика предполагает равноправие всех форм собственности?
Что, по мысли автора, необходимо сделать для развития конкуренции?
Объясните, почему нарушение законов рыночного ценообразования ведёт к дефициту.
В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность? Почему?
7. созданы ли к настоящему времени в России необходимые предпосылки для функционирования рыночной экономики?
Практическая работа № 9
Раздел 4.Социальные отношения.
Тема: Социальные нормы.
Цель: изучить социальные нормы и их предназначение в обществе, причины и проявления отклоняющегося поведения, проблемы молодежи в современном обществе.
Средства для выполнения практической работы: словари, обществоведческий текст.интернет ресурсы.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2. ресурсы интернет.
Задание 1. Объясните понятия: социальные нормы, социальный контроль, самоконтроль, отклоняющееся поведение.
Задание 2. Назовите три признака социальных норм.
Задание 3. Продолжите заполнять схему: виды социальных норм
обычаи
моральные
социальные нормы ___________
____________
_____________
_____________
______________
______________
______________
Задание 4. Зачем нужны социальные нормы?
Задание 5. Прочтите текст и выполните задания после текста.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
Негативные отклонения от социальных норм на уровне
личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и
иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются
деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений
людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения
проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.
Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения,
направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого
вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.
Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта — вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.
Особенно опасны социальные отклонения как массовое
явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм — эти и иные подобные негативные
процессы в развитии общества приносят неисчислимыйурон человечеству.
Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объясне
ние причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных
норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль
играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное — общая направленность интересов личности
(вспомните, что представляет собой и какое значение имеетнаправленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные
нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та,
которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как
жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их
допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужиебоялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).
Ученые пришли к выводу, что названные деформации
личности являются следствием ее неправильного развития.
Например, жестокость может быть следствием холодного,
безразличного отношения к ребенку со стороны родителей,
а нередко и жестокости взрослых.
Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого
удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения состороны тех, кто оценит нарушение норм как признак
«сильной» личности.
Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося
поведения от кризисных явлений в общественном развитии.
Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданныеэкономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и
это способствует возникновению отклоняющегося поведения.
Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение
с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще
принятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная
среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с
представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного
поведения.
Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от
социальных норм.
По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции,
т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия.
Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т. п.) корректируются другими
людьми — участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т. п.). Более значительные фор-
мы социальных отклонений (правонарушения и т. п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и
наказание, исходящие не только от общественности, но и отгосударственных органов.
Вопрос1. В чем проявляются негативные отклонения от социальных норм?Вопрос2. Могут ли отклонения от социальных норм носить позитивный характер? Приведите примеры.Вопрос 3. Назовите причины отклоняющегося поведения.
Задание 6. Используя свой жизненный опыт назовите проблемы современной молодежи.
Задание 7. Какие современные молодежные субкультуры вы знаете?
Раздел 5. Политика как общественное явление.
Тема 5.4. Формы государства
Цель: изучить формы государства: формы правления, формы территориально-государственного устройства, типы политических режимов.
Средства для выполнения практической работы: обществоведческий текст, ресурсы Интернет.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2. Право: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профиль.уровен./под ред. Л.Н. Боголюбова. и др. – М.: Просвещение, 2007.-285с.3. ресурсы интернет.
Задание 1. Объясните понятие форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима.
Задание 2. Заполните таблицу: Формы правления.
форма правления характеристика: определение, разновидности примеры стран
Задание 3. Выпишите отличительные черты форм государственного устройства:а) унитарное государствоб) федерация.
Задание 4. Заполните таблицу: Формы государственного (политического) режима.
демократический режим авторитарный режим тоталитарный режим
Задание 5. Выполните тест
1. Характерной чертой демократического государства является а) открытый, публичный характер деятельности властей 2) отсутствие свободных средств массовой информации 3) формальный характер выборов, отсутствие конкурентной борьбы 4) организация внесудебного преследования оппозиции
2. Всенародное голосование с целью принятия решения по важному государственному вопросу называется а) социологическим опросом б) рейтингом в) референдумом г) электоратом
3. Какому политическому режиму в наибольшей степени свойственны разделение властей, многопартийность, сохранение гражданских свобод, регулярные выборы? а) тоталитарному
б) авторитарному в) демократическому г) олигархическому
4. Одна из характерных черт тоталитарного общества – а) запрещение законом призывов к насильственной смене государственного строя б) конкуренция в борьбе за власть различных партий и движений в) запрещение законом деятельности экстремистских организаций
г) отсутствие подлинной информации о действиях властей
5. Непосредственная демократия проявляется в 1) проведение референдума б) работе парламента в) принятии решения главой правительства г) функциях Конституционного Суда
6. Какому политическому режиму присущи свободные выборы, конкуренция различных партий и идеологий? а)тоталитарному б) авторитарному в) демократическому г) охлократическому
7. К чертам тоталитарного режима относятся: а) равенство всех перед законом б) полный контроль государства над обществом в) огосударствление правящей партии г) всеобщий контроль над средствами массовой информации (СМИ) д) принцип разделения властей
Укажите верный ответ 1) бвг 2) авг 3) абв 4) вгд8. Что является характерным признаком демократического политического режима?
а) наличие публичной власти б) единая законодательная система в) федеративное устройство
г) гарантии прав и свобод граждан
9. Что является характерным признаком демократического режима? а) конфедеративное устройство б) наличие системы разделения властей в) сосредоточение власти в руках президента г) единая законодательная система
10. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима? а) установление многопартийности б) культ личности в) всеобщие выборы г) наличие всенародно избранного парламента
11. Для унитарного государства характерно (а): а) объединение государств на добровольной основе б) существование двух уровней власти в) сочетание местного и общегосударственного законодательства г) власть главы государства распространяется на территорию всей страны
12. В государстве Е. существуют два уровня гос. аппарата: центральный и региональный и двуканальная система налогов: центральные и региональные. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество
13. Государства Б. и Т. Объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество
14. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство а) тирания б) диктатура в) абсолютная монархия
г) парламентская монархия
15. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство
а) конфедерация б) федерация в) унитарное г) содружество
16. Верны ли следующие суждения о республике?
А. Примером современной республики можно считать Великобританию.
Б. Республика-это такая форма правления ,при которой глава государства избирается населением.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
17. В приведенном списке указаны черты сходства понятий форма правления и политический режим и отличия формы правления от политического режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. а) зависит от формального источника власти в стране б) является одной из характеристик формы государства в) зависит от методов осуществления государственной власти г) может видоизменяться с течением времени
18. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к национально-территориальному устройству государства. а) республика б) федерация в) унитарное государство г) конфедерация д) содружество государств
19. По форме правления Россия является а) президентской республикой б) парламентской республикой в) смешанной формой г) уникальной формой
20. В президентской республике президент А. формирует правительство Б. отчитывается перед правительством В. избирается правительством Г. обладает полнотой прав в чрезвычайных ситуациях Варианты ответов: 1) АБВГ 2) БВ 3) АГ 4) АВГ21. В парламентской республике правительство формирует а) председатель парламента б) народ на референдуме в) лидер победившей партии г) Верховный суд
22. Для республики характерны А. избрание высших органов власти Б. неограниченная власть В. личные права и свободы граждан Г. наличие трех ветвей власти
Варианты ответов 1) АВГ 2) БГ 3) АВ 4) АБВГ
23. Для какого политического режима характерно господство одной партии, навязывающей обществу определенную экономическую модель и систему политических ценностей, проводящей политические репрессии?
а) авторитарного б) диктаторского в) демократического г) тоталитарного
24. В государстве Т. Все органы власти, должностные лица и граждане в своей деятельности подчиняются требованиям закона, существуют несколько партий, каждая из которых активно участвует в политической жизни страны. Какой политический режим установлен в стране Т.?
а) авторитарный б) демократический в) диктаторский г) тоталитарный
25. Верны ли следующие суждения о формах государства?
А. Федерация – объединение государств, создавших союзный центр, но сохранивших при этом относительную политическую самостоятельность.
Б. В республике решающую роль в управлении страной играет правитель, получивший верховную власть по наследству.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ответы:
а
в
в
г
а
в
1
г
б
10-б
11-г
12-б
13-а
14-в
15-в
16-2
17- общее: б,г отличия: а, в
18-а
19-а
20-3
21-а
22-1
23-г24-б25-1
Практическая работа № 11
Раздел 5. Политика как общественное явление.
Тема 5.8. Роль средств массовой информации.
Цель: показать какую роль играют СМИ в политической жизни общества.Средства для выполнения практической работы: обществоведческий текст, ресурсы Интернет.Литература1. Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.2. ресурсы интернет.
Задание 1. Что относиться к средствам массовой информации?
Задание 2. Объясните понятие: альтернатива, цензура, плюрализм, электорат, идеология, консенсус.
Задание 3. Прочтите текст и выполните задание после текста.«Свобода печати и отсутствие государственной цензуры активизировали деятельность средств массовой информации. Появилось множество независимых газет, журналов, программ радио и телевидения, в том числе авторских программ. Они представляют различные, нередко альтернативные точки зрения по актуальным вопросам общественной и политической жизни страны и за рубежом. Вместе с тем общая культура многих СМИ пока еще не высока. В них нередко в силу зависимости «финансовых доноров», можно встретить факты дезинформации и унижения человеческого достоинства. Порой некомпетентность, а то и просто распущенность некоторых журналистов провоцируется самими читателями, которые рассматривают грубый стиль изданий как особое проявление их близости к народу. Есть и такие, кто вовсе не хочет видеть позитивных перемен в работе СМИ и требуют вернуться к цензуре, запретить деятельность большинства редакций. А что по этому поводу думаете вы?
Задание 4. Что значит информационная война? Приведите примеры из истории, современной жизни.
Задание 5. Что значит «желтая пресса», почему ее так называют, можно ли доверять информации, которую она печатает?
Задание 6. Вы все при достижении определенного возраста можете участвовать в политической жизни общества: избирать и быть избранным, ходить на референдумы, политические акции. Для выполнения разнообразных политических ролей, грамотного и эффективного участия в политике требуется: во-первых, разнообразные политический знания, во-вторых ориентация на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру. Прочтите приведенный ниже текст и выполните задания после текста.«Политические знания – это знания человека о политике ,политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивает участие граждан в политическом процессе. Политические знания включают как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус –как соглашательство, а демократия как безграничные возможности делать все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую информацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, нередкое явление в политике. Манипулирование - это управление политическим сознанием с целью пробуждения гражданина действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.Политические ценностные ориентации – это представление человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства. Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям.Способы практических политических действий – это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда правил, которые в сочетании отражают содержание соответствующей роли».
Задание1. Политические знания – этоЗадание 2. Зачем человеку в политике нужны научные знания?Задание 3. Что значит манипулирование?Задание 4. Политические ценностные ориентации – этоЗадание 5. Способы практических политических действий – это
Задание 7. Какими СМИ вы интересуетесь. Почему?
Задание 8.Назовите последние события в стране, мире, назовите источники вашей информации.
Практическая работа № 12
Раздел 6. Право.
Тема: Конституционное право.
Цель:изучитьсодержание конституционного права, основы конституционного строя РФ, полномочия органов власти и правоохранительной системы.Средства для выполнения практической работы: текст Конституции РФЛитература: 1.Конституция РФ2. Право: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профиль.уровен./под ред. Л.Н. Боголюбова. и др. – М.: Просвещение, 2007.-285с.3. материалы сети интернет
Задание 1. Содержание конституционного права.Задание 2. Используя главу 1 Конституции РФ, выпишите статьи:1.2,3,4,7.13, 15
Задание 3. На основании глав 4, 5, 6 Конституции РФ заполните таблицу:
полномочия президента РФ полномочия Федерального Собрания
1. Совета Федерации
2. Государственной Думы полномочия правительства РФ
Задание 4. Используя Конституцию главу 6 ст. 125-129 выпишите полномочия высших судов РФ: Конституционного, Верховного, Арбитражного, полномочия адвокатуры и нотариата.
Практическая работа № 13
Раздел 6. Право.
Тема: Гражданство в РФ.
Цель:изучить основные положения ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».Средства для выполнения практической работы: текст Конституции РФ, текст ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».Литература:
1. Конституция РФ
2.ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Задание 1. Дайте определение понятию гражданства.
Задание 2. Изложите основания приобретения гражданства РФ а) по рождению б) прием в гражданство или натурализация в) оптация, усыновление (удочерение)
Задание 3. Для каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства существует упрощенная процедура приема в гражданство РФ?
Задание 4.Может ли гражданин РФ лишен своего гражданства?
Задание 5. Допускается ли у гражданина РФ двойное гражданство. Конституция ст 7
Задание 6.Используя главу 2 Конституции РФ выпишите права и обязанности гражданина РФ.
Практическая работа № 14
Раздел 6. Право.
Тема: Гражданское право.
Цель:изучить понятие субъекты гражданского права, имущественные и неимущественные права, юридическое лицо, физическое лицо, организационно правовые формы предпринимательской деятельности.Средства для выполнения практической работы: юридический текст, Гражданский кодекс РФЛитература
1. Обществознание.11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.
2. Гражданский кодекс РФ
Задание 1. Дайте определения понятия: субъекты гражданского права, юридическое лицо, физическое лицо.
Задание 2. Назовите имущественные и неимущественные права.
Задание 3. Заполните таблицу: Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
№
п/п организационно-
правовая форма участники учредительные
документы капитал ответственность
Практическая работа № 15
Раздел 6. Право.
Тема: Семейное право.
Цель:изучить, какие вопросы изучает Семейный кодекс, порядок и условия заключения и расторжения брака.Средства для выполнения практической работы: Семейный кодекс РФЛитература: Семейный кодекс.
Задание 1.Используя Семейный кодекс,выпишите какие вопросы он рассматривает.
Задание 2. Выпишите порядок и условия заключения брака.
Задания 3. Каким категориям лиц нельзя вступать в брак?
Задания 4. Выпишите условия расторжения брака: а) через ЗАГС б) через суд
Задание 5. Решение задач.Задача № 1
В сентябре 1998 года в юридическую консультацию обратилась граж-
данкаЛескина. Она рассказала, что вступила в брак с Петровым в 1994 го-
ду. В начале совместной жизни супруг был внимателен к ней, дарил цветы,
они часто посещали театр, музеи, ходили в гости. Но затем муж, по мне-
ниюЛескиной, стал уделять ей меньше внимания, предпочитая проводить
свободное время со своими друзьями, без нее.
Лескина просила пояснить ей, может ли она правовыми средствами
заставить мужа относиться к ней по-прежнему, как в первый год брака. В
остальном к мужу у нее нет претензий: зарплату отдает, алкоголем не зло-
употребляет, скандалов в семье нет. Расторгать брак Лескина не желает.
Какие отношения регулируются семейным законодательством?
Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лескиной?
Задача № 2
Гражданка Ковалева обратилась в суд с исковым заявлением о рас-
торжении брака с Ковалевым. В заявлении она указала, что проживает смужем более 15 лет, от брака имеет сына 14 лет. Последние два года Кова-
лев злоупотребляет спиртными напитками, не дает деньги на нужды семьи,
устраивает скандалы, оскорбляет ее в присутствии сына, часто не ночует
дома. Семья фактически распалась, поэтому она просит брак расторгнуть и
взыскать с Ковалева алименты на содержание сына.
В судебном заседании Ковалев иск не признал и просил суд брак не
расторгать, обещал, что изменит свое поведение и отношение к жене и сы-
ну. Суд своим определением назначил супругам срок для примирения втри месяца.
По истечении трех месяцев в судебном заседании Ковалева вновь по-
требовала расторжения брака, так как Ковалев не изменил своего поведе-
ния и семья не восстановилась. Ковалев вновь иск не признал и просил
брак не расторгать.
На основании какого принципа семейного права суду следует разре-
шить дело?
Задача № 3
Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее
хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник
конфликт, отношения разладились и они стали проживать раздельно. Через
некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно
нажитого имущества (земельный участок, телевизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон).
Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при реше-
нии этого спора?
Практическая работа № 16
Раздел 6. Право.
Тема: Трудовое законодательство.
Цель:изучить основные положения трудового законодательства, которые помогут студенту в практической, повседневной жизни.Средства для выполнения практической работы: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.Литература:1.Конституция РФ, 2.Трудовой кодекс РФ.
Задание 1. Выпишите положения Конституции РФ о труде.ст.37 гл.2.
Задание 2. Какие вопросы регулирует трудовой кодекс РФ?
Задание 3. На основании статьи 65 ТК РФ выпишите какие документы необходимы при трудоустройстве.
Задание 4. На основании статей ст.68, 61, 77 ТК РФ выпишите порядок приема на работу, порядок заключения и порядок расторжения трудового договора.
Практическая работа № 17
Раздел 6. Право.
Тема: Трудовое законодательство
Цель:изучить основные положения трудового законодательства, которые помогут студенту в практической, повседневной жизни.Средства для выполнения практической работы: Трудовой кодекс РФ.
Литература: 1. Трудовой кодекс РФ.
Задание 1. На основании статьи 21-22 ТК РФ выпишите права и обязанности работника и работодателя.
Задание 2. На основании статьи 191 ТК РФ выпишите виды дисциплинарных взысканий.
Задание 3. На основании статьи 193-194 ТК РФ выпишите порядок наложения дисциплинарного взыскания.
Задание 4. В какие организации работник может обратиться в случае нарушения его трудовых прав? ст. 352, 353, 370
Практическая работа № 18
Раздел 6. Право.
Тема: Административно право
Цель:изучить основные положения административного законодательства, которые помогут студенту в практической, повседневной жизни.Средства для выполнения практической работы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Литература:Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Задание 1. Какие вопросы регулирует административное право.
Задание 2. Дайте определение: административное правонарушение.
Задание 3. Назовите субъектов административной ответственности.
Задание 4. Назовите органы, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Задание 5. Назовите виды административной ответственности.
Задание 6. Выпишите, какое наказание налагают за: курение в общественных местах, за употребление алкогольных напитков в общественных местах, за употребление нецензурной речи в общественных местах, за хулиганство.
Практическая работа № 19
Раздел 6. Право.
Тема: Уголовное законодательство
Цель:изучить основные положения уголовного законодательства, которые помогут студенту в практической, повседневной жизни.Средства для выполнения практической работы: Уголовный кодекс РФЛитература:Уголовный кодекс РФ
Задание 1. Назовите участников преступления. Объясните роль каждого в совершении преступления.
Задание 2. С какого возраста наступает уголовная ответственность по общему праву? За какие преступления привлекают к уголовной ответственности с 14 лет?
Задания 3. Выпишите обстоятельства, исключающую уголовную ответственность.
Список использованной литературы.
Основная литература:
Обществознание: учебное пособие для ссузов /В.В. Касьянов.-Изд.11-е, стер.- Ростов на Дону: Феникс, 2013.-413с.Нормативно-правовые акты.Конституция Российской Федерации.Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).Уголовный кодекс Российской Федерации.Трудовой кодекс Российской Федерации.Закон Российской Федерации «Об образовании».Дополнительные источники.
1. Поляков Л.В. Обществознание Глобальный мир в 21 веке. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007.
2. Право: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профиль.уровен./под ред. Л.Н. Боголюбова. и др. – М.: Просвещение, 2007.-285с.
3. Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова и др; Рос. акад.наук, изд-во «Просвещение». – 5-е изд - . М.: Просвещение , 2011.- 349 с.
4.Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2011
5.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. –М., 2012г.
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации: дата обращения 01.09. 2015
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ: дата обращения 01.09. 2015
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: дата обращения 01.09. 2015
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»: дата обращения 01.09. 2015http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»: дата обращения 01.09. 2015
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»: дата обращения 01.09. 2015.