Кружок рукоделия Ниточка, иголочка в 5 классе


Школа –интернат № 6
Рассмотрено
На методическом совете
школы- интернат №6
Протокол №___
от « __»_сентября_2015г.
Утверждаю
Директор Школы –интернат № 6
________Г. С. Коваленко
«___»__сентября_2015 г.
Программа
кружка


Программу разработала: Костина Т.И.
Галикбарова И.Н.
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Продолжительность реализации программы.
6. Формы и режим занятий.
7. Ожидаемые результаты.
8. Учебно-тематический план
9. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
10. Список литературы.
Пояснительная записка.
В процессе занятий художественным трудом у детей формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
Досуговая деятельность способствует приобщению детей к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Актуальность.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки детей , мелкую моторику рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами.
Происходит ориентация обучающихся на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Цель программы.
Ознакомление обучающихся с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности.
Задачи программы.
Обучающая. Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 12-13 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелкой моторики рук, изменением психологической позиции и ощущением обучающимися, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на 1 года.
Занятия проводятся один раз в неделю по воскресеньям в здании интерната , в группе.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ руководителем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, малышам в качестве подарков.
Методы работы.
В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), моделирование (пооперационные карты), игровой метод.
Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы.
Из словесных приемов обучения необходимо использование объяснения, пояснения, педагогической оценки.
Применяются и наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;
- показ образца;
- показ способа вышивания (или другого действия) и другие.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- разрезают бумагу по нанесенным меткам;
- вдевают нитку в иголку;
- завязывают узелок;
- используют пооперационные карты.
- делают “мережку” на бумаги;- вышивают “крестом;
- переводят рисунок на бумаге;
- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:
экономное расходование материала;
бережное обращение с инструментами;
поддержание порядка на рабочем месте;
- используют пооперационные карты;
- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;
- полностью реализуют творческий замысел, воплощая то, что запланировали.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в школе;
Учебно-тематический план
13.09 Вводная беседа
27.09 ТБ при шитье
11.10 Знакомство с видами швов «перед игла», «через край», «петельный шов», крестиком
17.10 Закладка для книг
25.10 Закладка для книг
8.11 Осенние листья
19.11 Ваза с цветами
22.11 Ваза с цветами
6.12 Снеговик
11.12 Снежинки
20.12 Снежинки
3.01 Рыбка
15.01 Матрёшка – тамбурный шов
17.01 Матрёшка – тамбурный шов
31.01 Зимушка- зима –коллективная работа
14.02 Сердечко игольница
26.02 Парусник - коллективная работа
28.02 Парусник коллективная работа
13.03 Совушка- сова – игрушка
18.03 Лягушка- аппликация с вышивкой
28.03 Лягушка – аппликация с вышивкой
10.04 Космос- самолет
22.04 Пасхальное яйцо
24.04 Пасхальное яйцо
8.05 Первоцвет – подснежник
20.05 Божья коровка
22.05 Божья коровка
Материал: иголка, клей, нитки мулине, картон, наперсток.
Техническое оснащение.
Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
Карандаши (на каждого ребенка) простые.
Калька (на каждого ребенка).
Копировальная бумага (на каждого ребенка).
Цветные нитки «Мулине»
Дидактические материалы.
Подборка готовых вышивок.
Образцы рисунков для вышивания.
Пооперационные карты.
Иллюстрации вышивок в различной технике.
Список литературы.
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.–224с.–СПб.: Детство–Пресс, 2003.
2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.
3. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
4. Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000.-240с.
5. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.
6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
7. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.