Проект внеурочной деятельности обучающихся 2-10 классов Формирование здорового образа жизни
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, Березовский район
МБОУ ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
628146 Кооперативная, 31, г.п. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра
Тел.: 8 (34674) 3-18-21 Факс: 8 (34674) 3-18-71, e-mail: 86sch1-igrim@mail.ruФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(практико-ориентированный)
Разработчик:
учитель физической культуры
МБОУ Игримской СОШ № 1
Высшей квалификационной категории
Масленникова Людмила Николаевна
Утверждаю
Директор МБОУ Игримской СОШ № 1
Л. А. Маслакова_________________
Содержание
Краткая аннотация………………………………………………………3
Обоснование необходимости проекта……………………………….3-5
Цели и задачи проекта………………………………………………...6-8
Содержание педагогического проекта……………………………...8-12
Ресурсы………………………………………………………………….13
Партнеры………………………………………………………………..14
Целевая аудитория…………………………...………………………...15
План реализации проекта…………………………………………..16-20
Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………...21-24
Перспективы дальнейшего развития проекта………………………..25
Литература……………………………………………………………. .26
Приложение
-Планы спортивно – массовой работы
-Анализ проведенных мероприятий в период 2010-2013г.г.
-Программа внеурочной деятельности «Танцевальная планета» для начальных классов, в рамках ФГОС
-Программа секционной деятельности «Баскетбол» для обучающихся 10-17 лет
-Мини-проект «Будьте здоровы!»
-Мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся-Результаты тестирования и анкетирования обучающихся-Публикации опыта работы учителя и творческих работ обучающихся в СМИ
-Дополнения (спортивные достижения-грамоты, дипломы, сертификаты, фото мероприятий)
Краткая аннотация проекта
Проект «Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами двигательной активности через внеурочную деятельность» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО), Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и направлен на формирование у обучающихся культуры здоровья и воспитание устойчивого интереса к здоровому образу жизни, на разностороннее развитие личности ребёнка, в частности на необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и двигательные навыки, с деятельностью внеурочной, творческой, связанной с развитием двигательной и познавательной активности обучающихся.
Обоснование необходимости проекта
Актуальность проекта в том, что здоровье – важнейшая ценность человека. Оно определяет качество жизни человека и благополучие общества. Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты заболеваемости наблюдаются в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
В наше время человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная школа. Поэтому модернизация стала одним из важных направлений развития образования, которая входит во все структуры школьной жизни и подразумевает обновление его содержания, а так же сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Существует социальный заказ общества не только на качество образования, индивидуальное развитие и саморазвитие личности, успешной в самореализации, но и на «социальное благополучие», «качество жизни», «защищённость», «здоровье».
В деятельности общеобразовательных учреждений необходим инновационный здоровьесберегающий подход, который предполагает создание благоприятных условий для сохранения здоровья обучающихся в период образовательной деятельности с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. Школа постоянно переориентируется с сугубо обучающих задач и технологий на более глубокое личностно-ориентированное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и, главное, сформировать навыки активной жизненной позиции. Это важно, так как сегодня происходят серьёзные изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. При стремительном распространении различных информационных систем он может черпать любую информацию. Семья и сам школьник нуждаются в помощи со стороны школы для адаптации в современном обществе, приобретения социального опыта. Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит всё население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребёнке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Проблема здоровья, развития и воспитания школьников имеет государственное значение. От уровня здоровья и образованности зависит трудовой потенциал нашей страны в ближайшей перспективе, а физкультурно-оздоровительная занятость школьников – одно из основных направлений в работе по предупреждению асоциальных явлений в детской и подростковой среде.
Несмотря на многолетний опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в системе содержания и управления МБОУ Игримской СОШ № 1 возникли противоречия:
Между требованиями государственной политики в области физкультуры и спорта и реальной действительностью на практике;
Между внедрением здоровьесберегающих технологий через оздоровительную систему работы в ОУ и снижением работоспособности, качества здоровья обучающихся.
Актуальность в разработке и реализации данного проекта для педагога вызвана необходимостью по следующим позициям:
Необходимостью педагогически правильно организовать физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность обучающихся. Разработать комплекс мероприятий, способствующий восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом для работы над личным здоровьем и ЗОЖ;
Необходимостью привлечения родителей к более тесному сотрудничеству со школой в вопросе совместной работы по сохранению, и укреплению здоровья детей, повышению мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни, ценностному отношению к своему здоровью;
Необходимостью применения на практике знаний и навыков, полученных школьниками в процессе занятий во внеурочное время;
Поиском новых форм взаимодействия школы с поселковыми спортивными и физкультурно-оздоровительными учреждениями, с родителями учащихся, взаимодействия между обучающимися школы по вертикали (между параллелями классов) и по горизонтали (между классами одной параллели).Желанием помочь детям и подросткам физически окрепнуть, приобрести знания и навыки в области здоровья и ведения здорового образа жизни, дать возможность ощутить радость движения, радость побед.
Цели и задачи проекта
Сущность педагогического проекта в том, что согласно ФГОС НОО и ФГОС ООО успешность современного человека определяет ориентированность на знания, активную жизненную позицию, эффективное социальное сотрудничество и здоровый и безопасный образ жизни. В основу стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года заложен переход развития сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации на инновационную модель развития. Приоритетное внимание в Стратегии уделяется вопросам повышения эффективности физического воспитания, развитию спорта в образовательных учреждениях.
Проблема, на решение которой направлен проект, - слабая мотивация к здоровому образу жизни; не систематизированная двигательная активность обучающихся во внеурочное время и, как следствие, ухудшение здоровья детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования здорового образа жизни учащихся через внеурочную деятельность. Улучшение физического и нравственного здоровья школьников, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Изучить методическую литературу по здоровьесберегающей педагогике, опыт учителей - практиков;
Разработать комплекс мероприятий по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом, для работы над личным здоровьем и ЗОЖ во внеурочной деятельности;
Ознакомить педагогический коллектив, общественность с проблемой ухудшения здоровья школьников и нацелить на необходимость реализации данного проекта;
Систематизировать средства двигательной активности;
Провести анкетирование обучающихся «Физическая культура – глазами детей»;
Провести тестирование теоретических знаний обучающихся по учебному предмету;
Провести мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся;
Проанализировать результаты реализации проекта.
Стратегия проекта
Ориентация на личность – формирование таких качеств личности как воля, дисциплинированность, ответственность, креативность, а также наличие позитивных изменений в опыте и самосознании школьника.
Физическая культура и спорт – целесообразная и полезная деятельность, инструмент всеобщего развития личности.
Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни – подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению и социальная технология развития личности обучающихся.
Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребёнка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя.
Социальное партнерство - открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Предмет: средства двигательной активности для формирования здорового образа жизни обучающихся.
Объект: формирование здорового образа жизни обучающихся.
Гипотеза:
Процесс формирования навыков по сохранению и укреплению здоровья, приобщению к здоровому образу жизни среди детей будет эффективным при условии, если:
создать условия для мотивации к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать осознанную значимость здоровья у детей, родителей и педагогов для полноценной жизни;
совершенствовать формы работы по формированию образа жизни обучающихся.
Содержание педагогического проекта
В связи с государственной политикой проект работает на перспективу, через эффективную инновационную программу внеурочной деятельности «Танцевальная планета» разработанную в соответствии с требованиями программ нового поколения основного общего образования и Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Это делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области, в этом заключается инновация программы. Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» (Москва «Просвещение» 1978 год, В. М. Стригановой и В. И. Уральской.) выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того, на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать модифицированную программу «Танцевальная планета», которая объединяет, интегрирует в единое целое физическое воспитание, хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово. Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей. Стратегической целью программы является формирование целостной, духовно - нравственной, гармонично развитой личности. Достижение поставленной цели планируется через игровые формы работы: сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры; индивидуальные занятия, ориентированные на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение. В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторины. Программа «Танцевальная планета» реализуется на базе МБОУ Игримской СОШ № 1 с 10 октября 2011 года, с дальнейшей перспективой. Программа рассчитана на три года, 34 часов в год, при одноразовом занятии в неделю, продолжительностью 1 час. Возраст детей 7-10 лет, количество детей в группе до 25 человек. В первый год обучения дети продемонстрировали первые танцевальные навыки: выступление на новогоднем утреннике, в концерте «8 Марта», открытом занятии «Шаг в мир танца» на районном семинаре «ФГОС в начальной школе», в дальнейшем продолжили традицию выступлений на школьных праздниках и игровых программах. Работая с клубом «Элегия», реализую творческий потенциал обучающихся через создание сюжета, образа будущей танцевальной постановки. Результаты радуют победами на ежегодных районных фестивалях - конкурсах «Модница».
Разработана и реализуется система спортивных соревнований, конкурсов, праздников для обучающихся, охватывающая все параллели классов (планы спортивно – массовой работы в школе с 2011 по 2014 учебные года, планы декад физической культуры и спорта в школе с 2011 по 2014 годы и их анализ). Среди множества форм организации внеурочной деятельности в образовательной области «Физическая культура» в качестве инновационной предстаёт в настоящее время олимпиада школьников по физической культуре. Основным отличием олимпиады является тесная сопряженность её содержания с учебным материалом школьной программы, проверка качества освоения двигательной активности в условиях конкурсных испытаний. С 2013-2014 учебного года предметная олимпиада впервые проводится в четвёртых классах, а с пятого класса обучающиеся имеют возможность показать свои теоретические способности на всероссийском уровне. Спортивные оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме, мотивируют обучающихся к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек. Работа с родителями в рамках проекта «Будьте здоровы!» нацелены повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни. В целях оздоровления и профилактики заболеваний одна из эффективных форм двигательной активности в школе – подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер.
В программе секционной деятельности «Баскетбол» для обучающихся 10-17 лет предусматривается: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий. Так как программа начала реализовываться с сентября 2013 года, то планируется общефизическая подготовка обучающихся на подготовительном этапе и участие воспитанников в соревнованиях различной направленности.
Общие задачи программы:
формирование стойкого интереса к занятиям;
всестороннее гармоничное развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
воспитание личностных качеств;
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.
Программа рассчитана на перспективу. Также ведётся подготовка к реализации проекта Спартакиады школьников на 2014-2015 учебный год. Каждый обучающийся исходит из своих возможностей, спортивной подготовки, желания принять участие в спортивных соревнованиях, а наиболее талантливые - реализовать свои потенциальные возможности в спортивной деятельности.
На подготовительном этапе работы над проектом на заседании методического объединения учителей физической культуры, была обсуждена тема «Здоровьесбережение образовательного процесса в ОУ», поднимался вопрос о проблеме здоровья, физическом развитии и физической подготовленности обучающихся школы МБОУ Игримской СОШ № 1 на педагогическом совете. В результате обсуждения весь педагогический коллектив нацелен на необходимость реализации проекта «Формирование здорового образа жизни обучающихся средствами двигательной активности через внеурочную деятельность».
Информация о Проекте предоставлялась в виде стартовой презентации «Здоровьесберегающие технологии и их применение в ОУ» на методическом семинаре педагогического коллектива, презентации «Здоровый образ жизни» на классных часах, с пояснением целей и задач проекта. Проводилась оценка начальных знаний обучающихся (анкетирование по теоретическим вопросам здоровья, ЗОЖ), навыков физической подготовленности обучающихся (тестирование).
Информация о реализации проекта предоставлялась в отчётах по спортивно – массовой работе, анализах проведения предметных декад, таблицах результативности участия детей в мероприятиях проекта, на районном методическом семинаре учителей физической культуры и ОБЖ, круглом - столе районного семинара «Школа – территория здоровья», августовской конференции педагогических работников, на сайтах педагогических сообществ.
Формы работы по реализации проекта
Ресурсы проекта
Временные: 4 года, обучающиеся 1-11 классов.
Кадровыми ресурсами данного проекта являются администрация и учителя физической культуры, а также педагогические работники школы и лица, ответственные за физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с детьми: психолог школы, социальный педагог, медицинский работник. Методическое сопровождение проекта осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, руководителем методического объединения учителей физической культуры.
Материально – технические ресурсы: спортивный инвентарь, музыкальный центр, персональный компьютер, принтер; спортивный зал и спортивная площадка, класс ритмики, игровая комната, а также поселковая физкультурно-оздоровительная и спортивная инфраструктура.
Финансирование проекта осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных на учебный процесс, спонсорских средств заинтересованных лиц.
Информационно-методологическое оснащение: участие педагогов в открытых уроках, спортивно – массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, мастер – классах, конкурсах разного уровня.
Организационные ресурсы: учебно-воспитательное и дополнительное образование.
Федеральные интернет – ресурсы: Общероссийский проект «Школа Цифрового века», фестиваль Педагогических идей «Открытый урок», «Интернет – педсовет», социальная сеть работников образования «nsportal.ru», сайт МБОУ Игримской СОШ № 1.
Бюджет проекта. Проект малозатратный, т.к. инвентарь, оборудование для физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности предоставляет школа и её социальные партнёры.
Партнёры
В ходе реализации проекта устанавливаются партнёрские связи с различными предприятиями, организациями, структурами.
Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта, являются:
автор проекта (осуществляет отбор содержания, методов, приёмов, направленных на развитие физических способностей обучающихся; выстраивает координационную работу по взаимодействию всех участников проекта; организует проектно- исследовательскую деятельность; проводит итоговые занятия, мониторинги; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта);
обучающийся (выполняет поисковую, творческую, исследовательскую работу по предмету; применяет полученные знания и приобретённые навыки в повседневной жизни и спортивных соревнованиях);
родители (оказывают помощь в подготовке детей, моральную поддержку в проведении спортивных соревнований осуществляют фото и видео съёмку);
психологи, медицинские работники и педагоги общеобразовательного учреждения наблюдают за выполнением комплекса мероприятий проекта, способствуют распространению информации о реализации проекта;
работники и коллективы различных организаций социума:
Администрация п. Игрим;
Детский Юношеский центр;
Спортивный комплекс «Олимпиец»;
ФОК ООО «Газпром Трансгаз Югорск»;
Центр помощи семье и детям «Росток»;
МБОУ Игримская СОШ № 2;
СМИ (газета «Жизнь Югры», «Мир методических инициатив»).
Целевая аудитория
В реализации данного проекта задействованы обучающиеся школы 1-11 классов, количество участников не ограничено. Группы формируются с учётом возрастных особенностей. Участие в проекте основано на принципах сотрудничества и сотворчества, сознательности и активности. Возрастная категория от 7 до 17 лет.
Реализация педагогического проекта
Главный способ, с помощью которого осуществляются проектируемые преобразования – создание условий, побуждающие обучающихся к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности под руководством педагогов и самостоятельно.
В рамках Проекта на базе школы созданы следующие спортивные объединения:
Название Характер деятельности Опорные объекты
«Весёлый мяч»
для младших школьников Учебно-тренировочные занятия внеурочной деятельности: под руководством педагогов;
Пропаганда любимого вида спорта, здорового образа жизни (школьный сайт, выставка рисунков о ЗОЖ, и специальной литературы по ЗОЖ в библиотеке, беседы на классных часах, показательные тренировки и занятия, соревнования, конкурсы и праздничные программы; подвижные перемены;
презентации по истории развития спорта, биографии знаменитых спортсменов и спортивных деятелей, «всё о здоровье»);
Исследовательская и творческая работа обучающихся по ЗОЖ;
Вовлечение новых участников объединений Школьный спортивный городок;
Муниципальный стадион;
Спортивные залы школы;
Актовый зал школы;
Дом культуры г.п. Игрим;
Спортивный комплекс; «Олимпиец»
ФОК;
Дворовые спортивные; площадки.
«Союз волейболистов» «Баскетбольный союз» «Танцевальная планета» Класс - команда
План реализации проекта
№ Мероприятия,
направления деятельности Сроки Ответственные
Подготовительный этап май - декабрь 2010 г.
1.1. Исследование здоровья и
уровня физической подготовленности обучающихся школы. апрель 2010г.
Медицинский работник, разработчик проекта
1.2. Изучение методической литературы по здоровьесберегающей педагогике и опыта учителей-практиков. май-август 2010г. Разработчик проекта
1.3. Анкетирование обучающихся с целью исследования проблемы ухудшения здоровья и изучения путей решения проблемы. сентябрь-2010г. Классные руководители, психолог, социальный педагог, разработчик проекта
1.4. Постановка методической проблемы по формированию здорового образа жизни школьников (целевой установки на ЗОЖ) на заседании методических объединений учителей физической культуры, начальных классов, педагогическом совете школы. Сентябрь – ноябрь 2010г. Администрация, разработчик проекта, педагогический коллектив
1.5. Разработка комплекса мероприятий проекта по систематизации двигательной активности в целях формирования здорового образа жизни школьника через внеурочную деятельность. ноябрь – декабрь 2010 Разработчик проекта
1.6. Экспертиза мероприятий проекта в области популяризации ЗОЖ среди школьников (участие в ежегодном всероссийском конкурсе проектов в области популяризации здорового образа жизни среди населения «Белая птица»). декабрь
2010 г. Администрация, социальные партнеры (ООО «Газпром Трансгаз Югорск»), разработчик проекта
1.7. Разработка инструментария диагностики сформированности целевой установки на ЗОЖ декабрь 2010 г.
Разработчик проекта
2. Организационно-деятельностный этап 2011-2014 г.г.
2.1. Организация и проведение классных часов на темы: «Здоровый образ жизни», «Нет – вредным привычкам!», «Спорт – это жизнь». январь
2011г. Классные руководители, разработчик проекта
2.2. Организация и привлечение обучающихся в участии оздоровительных акций: «Белая ромашка», «Я, выбирая спорт как альтернативу вредным привычкам», «Спорт против наркотиков», «Моя семья», «День Здоровья». февраль - декабрь 2011г., далее ежегодно, по плану воспитательной и спортивно-массовой работы школы Администрация, классные руководители, психолог, социальный педагог, разработчик проекта, социальные
партнеры.
2.3. Организация и проведение внеклассных спортивных мероприятий. Участие в соревнованиях разного уровня, предметной олимпиаде. январь 2011-декабрь 2013г., далее постоянно. Администрация, классные руководители разработчик проекта, социальные
партнеры.
2.4. Организация внеурочной деятельности в объединении «Танцевальная планета». С октября 2011г Администрация, разработчик проекта.
2.5. Проведение открытого занятия внеурочной деятельности в рамках районного методического семинара «ФГОС в начальной школе». февраль 2012 Администрация комитета образования Берёзовского района, разработчик проекта.
2.6. Участие в муниципальном фестивале–конкурсе «Модница» - хореографические постановки. ежегодно Администрация комитета образования Берёзовского района, разработчик проекта.
2.7. Организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся по формированию Здорового образа жизни. январь- март 2012г. (далее постоянно) разработчик проекта.
2.8. Организация внеурочной, секционной деятельности в объединении «Баскетбол». сентябрь, 2013г. Администрация, разработчик проекта.
2.9. Создание персонального сайта в социальной сети работников образования. октябрь 2013г. разработчик проекта.
2.10. Распространение педагогического опыта по реализации проекта в средствах массовой информации электронных издательствах; семинарах, конференциях, мастер-классах, круглом – столе. 2010-2013г. г. разработчик проекта
2.11 Перспективное планирование спортивно- оздоровительной деятельности «Спартакиада школьников». На 2014-2015 учебный год разработчик проекта
3. Аналитически-обобщающий этап 2013- 2014г.г.
3.1. Результаты диагностики сформированности сознательной установки на ЗОЖ. декабрь 2013 Разработчик проекта
3.2. Анализ результатов деятельности учителя, подведение итогов деятельности обучающихся в рамках проекта. декабрь 2013–май 2014г. Разработчик проекта
3.3. Обобщение опыта работы над проектом и представление результатов широкой общественности (выступление на педсовете, в рамках районных семинаров, на заседании управляющего совета школы, на личной странице сайте работников образования «nsportal.ru», на школьном сайте). Март - май 2014г. Разработчик проекта
Ожидаемые результаты и социальный эффект
В ходе реализации проекта созданы:
инновационная программа внеурочной деятельности «Танцевальная планета», для обучающихся начальной школы, в рамках ФГОС НОО;инновационная программа секционной деятельности «Баскетбол» для обучающихся 10-17 лет;
мини-проект «Будьте здоровы!» для обучающихся начальной школы;
методические разработки спортивно – игровых программ;
проект положения «Спартакиада школьников» на 2015 г.;
творческие работы обучающихся;
достижения обучающихся (грамоты, дипломы, сертификаты публикаций).
Систематизировав двигательную активность во внеурочной деятельности, обучающиеся достигли высоких результатов в спортивных соревнованиях, получили признание на конкурсах творческих и исследовательских работ. Повысилась мотивация к здоровому образу жизни.
Критерии эффективности проекта:
число учеников, знающих теоретические и практические основы ЗОЖ (анкетирование и тестирование) см. приложение;
мониторинг уровня физической подготовленности учащихся см. приложение;
количество и результаты спортивных мероприятий, конкурсов, праздников, олимпиад, с участием обучающихся; творческих, исследовательских, проектных работ, выполненных учениками в номинации «ЗОЖ» (таблица - результаты) см. приложение.Мои ученики активные участники предметных олимпиад школьного этапа, второй год участвуют и имеют награды, в предметной олимпиаде муниципального уровня. С этого года участвуют в предметной олимпиаде всероссийского уровня на проекте учи.тель.рф›HYPERLINK "http://xn--h1avm.xn--e1amt6b.xn--p1ai/olympiads" \t "_blank"olympiads (приложение). По результатам тестирования теоретических знаний обучающихся владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями 77 % (2011-2012уч.г.), 93% из 100% обучающихся в школе (тестирование от декабря 2013-2014 уч. г.). Сформированность у обучающихся метапредметных результатов, например: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления выявлены через тестирование теоретических знаний и анкетирование «Физкультура глазами детей» (приложение).
Диагностика физического развития детей в 2010-2011, 2011-2012 уч. годах, определила уровень физической и функциональной подготовленности детей. Так, у обучающихся 1 ступени уровень развития физических качеств повысился на 10-10,7%, по сравнению с 2010-2011 уч. г. Согласно физиологическим возможностям организма подростка прирост физической силы, скоростных способностей значительно меньше на 2 ступени и составляет примерно 7%. В целом повысился уровень физической подготовленности в 9-11 классах на 6,6%. В 2013 г у учащихся 1 ступени уровень развития физических качеств повысился на 5,85%, по сравнению с 2011-2012 уч. г. Прирост физической силы, скоростных способностей значительно меньше на 2 ступени, но в нашем случае показатели превысили ожидания и составляют 8,1%. В целом повысился уровень физической подготовленности в 9-11 классах на 5,1%. Из данных мониторинга уровня физической подготовленности обучающихся школы 2011-2012 уч. года и начало 2012-2013 уч. года следует отметить, что наблюдается положительная динамика физических способностей обучающихся. Полученные данные соответствуют физиологическому росту детей, а также нормативам среднего уровня физической подготовленности (приложение).
Ежегодное участие моих воспитанников в акциях «Белая ромашка», «Спорт против наркотиков»; в фестивале – конкурсе «Модница» на муниципальном уровне. Обучающиеся по программе «Танцевальная планета» участвуют: в новогодних утренниках и праздничных программах; проведён открытый урок «Шаг в мир танца» на муниципальном уровне; открытое занятие внеурочной деятельности «Дорога доброго здоровья» на школьном уровне.
Программа «Танцевальная планета» для начальной школы в рамках ФГОС, опубликована на сайте социальной сети работников образования http://nsportal.ru/node/755704 и на сайте Всероссийского фестиваля Педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru; внеклассное занятие «В гостях у сказки» на сайте Всероссийского фестиваля Педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru; Творческая работа «Здоровый образ жизни и раздельное питание» - ученицы 5 класса Харитоновой Веры опубликована на сайте http://nsportal.ru/node/828936.
Рейтинг успешности участников конкурсов, спортивных соревнований.
2011 год: соревнования по лёгкой атлетике «Золотая осень»- 1, 2, 3 места (поселковый); Многоборье по ОФП «Вперед к Эвересту»- губернаторские состязания 144 участника – 9 призовых мест (школьный); 12 человек участников из них 3 призера «Да здравствует велосипед» - соревнования 4- 5 классов (муниципальный уровень); конкурс-фестиваль «Модница» - 1, 2 места (муниципальный уровень); конкурс творческих и исследовательских работ - 8 участников «Мы и ЗОЖ» 4-11 классы- 3 призовых места; конкурс рисунков, плакатов «Будь Здоров» - 1-11 классы- 9 призовых мест (школьный).
2011-2012 уч. год: «Президентские состязания» муниципального уровня – 4 призовых места; Соревнования по волейболу- 2 место (поселковые); Многоборье «Эверест» (президентские тесты) - 6 призовых мест (4-5 кл), районные соревнования по плаванию – 2 место; фестиваль- конкурс «Модница» - 1 место (муниципальный уровень); Школьный конкурс творческих работ «Здоровый образ жизни в моей семье» – 3 призёра;2012-2013 уч. год- 50 человек - поселковые соревнования по легкой атлетике «Золотая осень»- 1 место, кубок; поселковые соревнования по пионерболу среди 5 классов- 1 место; Первенство п. Игрим по волейболу среди 5 классов – 2 место; первенство п. Игрим по волейболу среди 6 классов – 1 место; Районные соревнования по национальным видам спорта – участие; Всероссийские соревнования муниципального уровня «Кросс наций» - 2012 11 призовых мест; 3 человека – VII Спартакиада школьников ХМАО-ЮГРЫ окружные соревнования – 2 призовых места;
Всероссийские «Президентские состязания» муниципального уровня – 7 призовых мест (первые места!); Конкурс творческих, исследовательских работ в рамках проекта «Одарённые дети» 2 творческих проекта: Гирфанова Аделия – 8б класс, «Я и баскетбол»,- 3 место Ильяс Гирфанов- 5б класс «Футбол для каждого» - 2 место;
2013-2014 уч. год: Соревнования «Веселые старты» В рамках всероссийской акции «Я выбираю спорт» среди 5 классов (муниципальный уровень) - 2 место; соревнования по легкой атлетике «Золотая осень» (муниципальный уровень) Четвертных Дмитрий - 1 место, Каримова Юлия- 2 место, Голубева Евгения- 2место, Гладкова Елена- 3 место, Масленникова Екатерина -3 место; первенство П.Игрим по волейболу среди женских команд, в рамках акции «Спорт против наркотиков» (муниципальный уровень) - 2 место; соревнования «С первым стартом» для 4 классов (муниципальный уровень) – 1 место; публикации детских творческих работ на всероссийском проекте одаренных детей «Алые паруса» (Гирфанов Ильяс «Футбол», Харитонова Вера «Здоровый образ жизни и раздельное питание»).
Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе работа по положению «Спартакиада школьников общеобразовательного учреждения», разработанному в целях повышения эффективности физического воспитания, развития спорта в образовательных учреждениях (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года) приложение.
Проект реально осуществить в любом общеобразовательном учреждении. Он хорошо накладывается на любую воспитательную систему, т. к. отражает реалии и потребности образовательной политики современного общества.
В каждой территории можно подобрать собственные объекты для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности школьников, создать свои спортивные объединения.
Материалы могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями.
Литература
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Закон «Об образовании в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре» от 27 июля 2013г;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М., «Просвещение», 1989 г., 367с.
Кумарин В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М, Народное образование, 2004 г.;
Селевко Г.К. Профориентация Энциклопедия образовательных технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.;
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М., АРКТИ, 2003 г.