Урок по технологии на тему Батик (5 класс)


Декоративное панно для украшения интерьера в технике батик.
Цель: ознакомиться с древней технологией росписи «батик» и представить современные способы росписи по ткани.
Личностная воспитывать наблюдательность, интерес к искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Метапредметная развить декоративно-прикладные умения и навыки в росписи ткани у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.
Предметная обучить техническим приемам в росписи ткани, позволяющей творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.
Метод организации: «открытие» новых знаний.
Форма организации деятельности:комбинированный урок.
Оборудование: Ткань (хлопок), эскиз,акварельные краски или гуашь, резервирующий состав (клей ПВА и белая гуашь), кисти, вода, тряпочки.
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка к занятию (3 мин)
Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: ученики раскладывают ткань формата А2, резервирующий состав, краски, соль, кисти, вода, тряпочки.
2. Сообщение темы урока. История развития батика (7 мин)
Учитель: «Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).
«Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие, это роспись по ткани. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе.
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.
Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».
Слово "батик” состоит из двух частей: «ба», означающую хлопчатобумажную ткань, и «тик», которая переводится как «точка, капля».Батик был довольно развит в Египте.
В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.
В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).
История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы.
В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись.
Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.
Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».
Вопросы для учащихся:
1. Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?
2. Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?
3. А какая из основных техник росписи вам понравилась больше? Холодный батик или горячий?
Сегодня мы с вами будем работать в технике «холодного батика».
3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик» (2 мин)
Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: резервирующий состав, ткань, кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ (для прорисовки контура).
Ткань надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен. После стирки ткань надо отутюжить и натянуть.
Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в 10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс натягиванием двух других сторон тем же способом.
После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины».
 
4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы (3 мин)
Учитель: «Если вести тюбик с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур
Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной
Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.
После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.
Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.
Темный цвет осветлить уже никак не удастся».
5. Знакомство с холодным батиком (солевая техника) и необходимыми материалами (2 мин)
Учитель: «Давайте рассмотрим воздействие соли при росписи ткани.
Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.
6. Знакомство с холодным батиком (акварельная техника) и необходимыми материалами (2 мин)
Учитель: «Следующей техникой росписи является акварельная техника. Её еще называют «сырым по сырому», и получаемый нежный рисунок, выполненный не на бумаге, а на ткани быстро высыхает, деформируется и выполнение всегда дает неожиданный результат, что и притягивает волшебством эффекта.
Беседа о символике цвета и эмоциональном воздействии цвета.
Роль цвета в общем замысле художественного произведения. Игра с цветом. Цвет в декоративной композиции (5 мин)
Учитель: «На классной доске представлена таблица:
Характеристика цвета:
ВозбуждающийТёплыйВесёлый
СогревающийБодрящийРадостный
ОживляющийВесёлыйПламенный
Активный Привлекательный Добрый
_ _______________________________________________________
Красный ЖёлтыйОранжевый
_ _______________________________________________________
Спокойный Серьёзный Тоскливый
Приятный Печальный Грустный
Мирный Спокойный
_ _______________________________________________________
Зелёный Синий Фиолетовый
_ _______________________________________________________
Я вам предлагаю по прилагательным определить цвет». (Для этого нижняя строка с названием цвета закрыта листом картона.Учащиеся отлично справляются с заданием).
(Затем педагог вместе с учащимися рассматривает работы, выставленные в кабинете. Учащиеся смело дают характеристику каждой работе. Делают вывод, что колорит помогает передать настроение картины. По колориту она может быть: «спокойная» или «тревожная», «радостная» или «грустная», «тёплая» или «холодная», «светлая» или «тёмная»). 8. Практическая часть. (51 мин)
Последовательность выполнения работы.
Самостоятельная работа учащихся. Создание общего композиционного строя, с учётом символики цвета. Колористическое решение
Учитель: «Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией? Сначала это выбор темы. Затем мы делаем зарисовки мотивов в карандаше, а затем акварелью.
- «А как мы переносили рисунок на ткань?
- «1. Вначале нанесли рисунок на плотную бумагу простым карандашом, затем маркером чтобы их было хорошо видно через ткань.
2. Закрепили отрисованный рисунок под тканью, с помощью одностержневых булавок.
3. Обвели рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом
Для нанесения на ткань контура рисунка применили специальные резервирующие составы разных цветов».
- «На какие группы цветов подразделяются известные вам цвета На ахроматические: чёрный, серые и белый, и хроматические - все цвета спектра.» - «После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть.
Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.
- «Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для батика?»
(Ответ – краски для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)
При нанесении краски нужно поддерживать постоянное увлажнение ткани.
- «Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?»
- «Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму».
- «На более влажные участки ткани наносим соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.
Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения.
Контролируем получившийся результат.
Работу всегда выдерживаем в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана именно с применением соли».
- «Что вы узнали о свойствах соли?»
- «Можно ли смешивать на картинной плоскости холодные и теплые оттенки?»
- «Чем понравилась вам солевая техника?»
(Ответы учащихся)
- «Акварельная техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.
- «Как пишут в акварельной технике?»
- «В акварельной технике пишут «сырым по сырому».предлагаю вам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани.Это не значит, что поверхность ткани должна быть покрыта лужами воды. Просто она должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока Вы на нем работаете, - в противном случае краска ляжет неровно.
На влажной ткани краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.
Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Предлагаем классу выполнить эту часть работы.Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ.
Чем понравилась вам акварельная техника?
2.  Где еще можно применить акварельную роспись?
9. Выводы: (3 мин)
Учитель: «Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.
Роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получится у любого трудолюбивого и творческого человека. Практическая значимость акварельной техники многофункциональна (картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)».10. Поведение итогов (10 мин)
По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:
Уровень овладения приемами декоративной росписи;
2. Выразительность придуманной композиции;
3. Аккуратность в выполнении работы.
11. Уборка рабочего места (2 мин)
Домашнее задание: рабочие тетради
Ребята, спасибо за работу, урок окончен.