Сценарий урока по теме: Происхождение лексики современного русского языка
Происхождение лексики современного русского языка
А. А. Рахимова, преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Забайкальский многопрофильный техникум», г. Чита, Забайкальский край
Цели:
- обучающие: повторить понятия о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания студентов о группах слов в лексике;
- развивающие: развить все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование; развивать познавательный интерес, творческую активность;
- воспитательные: привить уважительное отношение к словарному богатству языка.
Оборудование: мультимедиа- проектор, компьютер, компьютерная презентация.
Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Преподаватель зачитывает диалог «В магазине».
В магазин приходит покупатель. Продавец:
- Чем я могу вам помочь?
- Я помощник костюмера нашего театра. Мы ставим спектакль «Петр I». И для этого мне нужны сермяга, жупан, магерка, камзол.
- А что это такое?
Тишина.
Преподаватель:
Скажите, почему продавец не смог помочь покупателю приобрести необходимый товар? ( Он не знал, о чем идет речь.)
О чем говорил костюмер? (О предметах одежды.)
Как мы называем слова, которые постепенно выходят из обихода нашей речи? (Устаревшими.)
Преподаватель: Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о происхождении лексики современного языка (Студенты записывают тему урока в тетрадь).
III. Работа над темой урока.
Словарная работа
- Давайте выясним, что просил работник театра у продавца?
Сермяга- верхняя одежда, сшитая из грубого неокрашенного крестьянского сукна.
Жупан- теплая верхняя одежда на Украине.
Магерка- мужская суконная шапка без полей в форме колпака.
237744014605
Преподаватель: Перед вами портрет Петра I. Давайте выясним, какая одежда нужна для образа? (Ботфорты, камзол, треуголка.)
- Определите лексическое значение данных слов.
Ботфорты- высокие кавалерийские сапоги.
Камзол- старинная мужская куртка- безрукавка под верхнюю одежду.
Треуголка- форменная шляпа треугольного фасона.
- На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы, историзмы.)
- Какие слова мы называем архаизмами и историзмами?
2. Прием «Собери пазлы».
- Найти соответствия данных слов с их значением.
архаизмы слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия
историзмы слова, вышедшие из употребления и замененные новыми
- Задание: распределить слова по группам.
1. АРХАИЗМЫ
а) армяк
б) сей
в) уста
г) кафтан
2. ИСТОРИЗМЫ д) посадник
е) чело
ж) кольчуга
з) зерцало
и) вежды
3.Выполнение тренировочного упражнения.
- Задание: В отрывке из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» выделите устаревшие слова. Все ли они были устаревшими во времена создания поэмы?
В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большей похвалы. Полицмейстеру сказал что- то очень лестное насчет городских буточников; а в разговорах с вице- губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствие этого было то, что губернатор сделал ему предложение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю.
4. Выразительное чтение стихотворения Я. Козловского «Усыновленные слова» подготовленным студентом.
Был затуманен и задымлен
Их тайный путь, которым встарь
Они от персов или римлян
Пришли когда- то в наш словарь…
Всегда имели в русской речи
Неущемленные права.
И, находясь, при славном деле,
Перед другими не в тени,
Давным- давно как обруели,
Усыновленные они.
- Какие слова мы называем «усыновленными»? (Заимствованные.)
Преподаватель: Русский язык особенный. Еще А. С. Пушкин называл русский язык «переимчивым и общительным». Он имеет в своем составе заимствованные слова, которые мы употребляем в своей речи. Это одна из его особенностей- принимать в свой состав иноязычные слова. За счет этого наш язык обогащается и становится более выразительным.
5. Выполнение тренировочного упражнения.
Задание: найти в тексте слова иностранного происхождения и заменить их русскими.
Приезжему порекомендовали обратиться в справочное бюро.
В квартире есть изолированная комната.
Я не гарантирую, что вы застанете меня вечером дома.
В этих лесных массивах сосна доминирует над елью.
Наши спортсмены лидировали в соревновании.
Инженер предложил ликвидировать дефекты в конструкции комбайна.
6.Заслушивание подготовленного сообщения студентом по теме «Лексика с точки зрения ее происхождения»; просмотр презентации.
7. Выразительное чтение стихотворения – пародии Н. П. Колесникова «Бурное новословие».
У торговцев, у послов
( да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов,
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер.
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему.
Преподаватель: О каких словах идет речь в этом стихотворении? (О новых словах.)
Преподаватель: Лексический состав языка постоянно пополняется новыми словами.
- Как мы называем новые слова? (Неологизмами.)
- Когда слова перестают быть неологизмами? ( Когда прочно входят в нашу жизнь, утрачивают свою новизну и становятся принадлежностью активного словарного запаса языка.)
8. Выполнение тренировочного упражнения.
Задание: записать 5 – 10 слов тематической группы «Компьютер». Можно ли их отнести к разряду неологизмов.
9. Прослушивание песенки знаменитого Винни- Пуха.
Задание:
- Как назваются Песенки Винни- Пуха? ( Шумелки, пыхтелки, кричалки, сопелки…)
- Являются ли эти слова индивидуально- авторскими неологизмами? Какие особенности песенок отражаются в таких названиях? ( Это индивидуально- авторские неологизмы. Название этих песенок говорящие. Они перечисляют звуковой состав песенок. Винни- Пух не пел, а шумел, пыхтел, кричал, сопел…)
IV.Домашнее задание.Выписать из произведений поэтов Серебряного века пять- десять примеров индивидуально- авторских неологизмов. Какую стилистическую функцию они выполняют?
V. Подведение итогов урока.1. Беседа.
- Что повторили?
- Чему научились?
- Зачем изучали?
2. Объявление отметок.
3. Это интересно.
Чтение текста Л. Успенского «Слово о словах».
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе- и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром- и перешли на «древнеиндийский язык», ибо слово сахар- индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по- китайски: ча-так в Северном Китае испокон веков называется чайное деревце и полученный из его листьев напиток. «Хочу какао или шоколада!». Но в таком случае вы- потомок ацтеков из далекой Мексики: какао или шоколад- настоящие американо- индейские слова.