Внеклассное мероприятие в 3 классе Невероятные приключения на необитаемом острове.
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе.
Тема: «Невероятные приключения на необитаемом острове».
Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».
Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».
Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
Развивать поисковую деятельность детей.
Развивать у детей способность к созданию определенного продукта.
Совершенствовать уровень накопленных практических знаний.
Совершенствовать стиль партнерских отношений
ХОД ЗАНЯТИЙ
1. Бывалый моряк (ученик в костюме моряка) приносит бутылку со странным письмом и просит ребят помочь его прочесть. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик - семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него – стрелка к человечку, просящему помощи.
Примерный текст записки: «Нашел цветик – семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»
Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.
2. Уточнение проблемы. Постановка задач (диалоговая беседа).
Что такое остров?(Это суша, со всех сторон окруженная водой).
Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?(На необитаемый).
А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.) Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Нужно
а) найти воду для питья;
б) найти пищу;
в) построить жилье.
3. Определение конечного продукта.
Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)
4.Поэтапное решение проблемы.
1-я группа:
Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человека, рисуют полукруглую стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)
2-я группа:
Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее – бутылки, банки и т.п.)
Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком (на «Ленту выживания» наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)
3-я группа:
Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)
Изготовить посуду для пищи. (Изготавливают из найденных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прутиков, половинок кокоса, листьев и т. д. На »Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)
4-я группа:
Обсудить проблему поиска воды.( Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озер, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи ? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» -« Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду обязательно прокипятить. Придумывать условное обозначение для данных операций. приклеивают схему опытов.)
5-я группа
Найти пищу-поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п. , ловля рыбы (руками , рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.
Игра «угадай по запаху»-определить пригодность для чая.(Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий)
Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами , знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички- просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением , высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра.(Наклеивают рисунок костра на ленту)
Презентация «Ленты выживания»
Свободный кружок на «Ленте выживания».Ребятам предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлагает отметить его как кружок отдыха; кто-то - как кружок исследований,
купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку,
что бы отправиться на другой остров или материк.)
5.Постановка новой проблемы.
Ребята вместе с учителем формулируют новую проблему:
создать энциклопедию «Азбука выживания», спектакль и написать сочинение «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».
15