Технологическая карта урока-исследования по биологии на тему Прибор, открывающий невидимое( 5 класс) УМК И.Н. Пономаревой
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра естественнонаучного образования
«Межсессионная курсовая работа»
Предмет: методика преподавания биологии /химии
Тема: Технологическая карта урока-исследования, биология 5 класс, УМК И.Н. Пономаревой
Обучающегося на курсах:
Парфенюк
Галины
Вячеславовны,
учителя Краснопахаревской ООШ-филиал
МБОУ «Новонадеждинская СОШ»
Городищенского района
прибор, открыващий невидимое
ЦЕЛЬ: формирование представления о строении светового микроскопа, правил обращения с лабораторным оборудованием.
РЕЗУЛЬТАТЫ: предметные умение называть части светового микроскопа, умение объяснять назначение частей микроскопа, умение рассчитывать увеличение микроскопа;
метапредметные овладеют способностью понимать учебную задачу урока, умение работать с различными источниками информации, умение пользоваться лабораторным оборудованием, умение вступать в речевое общение, умение работать в паре, планировать свою деятельность, умение оценивать свои достижения на уроке;
личностные имеют мотивацию учебной исследовательской деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, гигиенические навыки работы с микроскопом.
ЗАДАЧИ:
ознакомить с устройством светового микроскопа, демонстрируя фрагмент интернет-урока «Строение микроскопа»;
выявить назначение частей микроскопа, заполнив таблицу в рабочей тетради;
ознакомить с правилами работы с микроскопом, пользуясь текстом учебника, и демонстрации этих правил учителем;
выявить умение работать с лабораторным оборудованием, выполняя лабораторную работу;
выявить умение рассчитывать увеличение микроскопа, выполняя задания в рабочей тетради.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, рабочая тетрадь, медиапрезентация. ПК, медиапроектор, интернет-ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лабораторное оборудование: микроскоп.
Инструктивные карточки, карточки с кроссвордом.
ТИП УРОКА: урок-исследование
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.этап – Актуализация знаний
Представляет зрительный ряд на слайдах презентации - изображение микроскопических объектов (амеба, бактерии, хламидомонада, дрожжи, вирусы, клетки растений и животных).
Задает вопросы:
- Что общего между всеми этими объектами природы?
- Как узнали об их существовании?
Смотрят слайды презентации.
Отвечают на вопросы учителя.
2. Операционно-исполнительский этап.
1) Создает проблемную ситуацию, предлагая 2 объекта – видимое и невидимое.
Задает вопросы: - Можно ли увидеть невидимое? - Использовали ли вы эти приборы в своей жизни?
2) Исходя из сказанного, учитель вместе с учащимися формулирует тему и цель исследования.
3) Выдвижение гипотезы Формулирует начало гипотезы. - Если мы изучим строение микроскопа, узнаем как правильно работать с ним, то
4) Выбор метода решения проблемы. Задает вопросы: - Как можно изучить строение микроскопа и правила работы с ним?
5). Предлагает составить план работы.
6). Демонстрирует фрагмент интернет-урока «Строение микроскопа». Предлагает подписывать части микроскопа на рисунке.
Предлагает проверить правильность подписей частей микроскопа, сверяясь с записями в учебнике.
Организует проведение лабораторной работы «Знакомство с микроскопом» по инструктивной карточке.
Вступает в диалог с учителем, выявляет противоречие, осознает его.
Формулируют тему и цель исследования – изучение строение микроскопа.
Формулируют гипотезу исследования.
Отвечают на вопрос, определяют пути достижения цели.
Составляют план работы.
Смотрят фрагмент интернет-урока «Строение микроскопа». Подписывают части микроскопа на рисунке.
Проверяют правильность подписей частей микроскопа, сверяясь с записями в учебнике.
Работают в паре, выполняют лабораторную работу «Знакомство с микроскопом», знакомятся с правилами работы с микроскопом, выполняя действия по плану инструктивной карточки, подсчитывают увеличение микроскопа, выполняют задания в рабочей тетради.
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Предлагает вспомнить тему урока, цель исследования.
Задает вопросы:
- Соответствовала деятельность на уроке теме и цели?
Предлагает решить кроссворд, с целью закрепления нового материала.
- Какие затруднения испытывали?
- Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти затруднения?
Называют тему урока, цель исследования.
Оценивают степень соответствия.
Решают кроссворд.
Отмечают наиболее трудные этапы урока.
Определяют пути и способы преодоления трудностей.
4. Домашнее задание.
Задает домашнее задание.
Параграф 8 учебника.
По желанию подготовить сообщения на тему: «История создания микроскопа»; «Современные микроскопы».
Фиксируют домашнее задание.