Презентация на тему Я и мои друзья

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)

Социально-теологический факультет
Кафедра социальной работы









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и защите курсовых работ по специальности и направлению подготовки «Социальная работа»







Разработчики:
доц. Ковальчук О.В.
ст. преп. Свищева И.К.



Утверждено
на заседании кафедры
Протокол № 1 от 3.09.2014г.
зав. кафедрой_______О.А. Волкова


Белгород 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Выбор темы курсовой работы


2. Структура курсовой работы


2.1. Титульный лист


2.2.Содержание


2.3. Введение


2.4.Основная часть курсовой работы


2.5.Заключение


2.6.Список литературы


2.7.Приложение


3. Порядок выполнения и правила оформления курсовой работы


4. Руководство курсовыми работами


5. Процедура защиты и оценка курсовых работ


6. Приложения






























1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Общие требования к курсовой работе определены ФГОС ВПО и ООП ВПО по соответствующему направлению (специальности) и уровню подготовки с учетом профиля подготовки (специализации или магистерской программы), определены в объеме закрепленных за ней компетенций и Рабочей программой дисциплины (в рамках которой осуществляется курсовая работа или проект).
Требования к содержанию курсовой определяются спецификой дисциплины и самой курсовой и определяются кафедрой. за которой закреплена данная курсовая.
Требования к содержанию курсовой определяются учебно-методическим - документом -методические указания (рекомендации) к курсовой работе или проекту, разрабатываемые кафедрой.
Курсовая по дисциплине Учебного плана выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. По ФГОС ВПО на выполнение курсовой отводится 1 зачётная единица (36 часов) в рамках самостоятельной работы студента по дисциплине.
Количество курсовых , выполняемых студентом. определяется Учебным планом по соответствующему направлению (специальности) и уровню подготовки с учетом профиля (специализации или магистерской про граммы) и не может составлять более 2-х в семестр. Выполнение курсовых работ, является частью основной образовательной программы (ООП) по специальности 040.101.65 и направлениям подготовки 040400.68 и 040400.62 «Социальная работа» и является обаятельным для каждого студента.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовки к итоговой государственной аттестации.
В процессе курсового исследования студент должен приобрести и закрепить навыки:
работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
систематизации, обобщения и анализа фактического материала по изучаемой проблеме;
обоснования выводов и предложений по совершенствованию рассматриваемого вопроса.
В соответствии с учебным планом курсовая работа является индивидуальной работой творческого характера, обязательной для всех студентов. Тема курсовой работы должна отражать актуальные проблемы учебной дисциплины (магистратура. бакалавриат и специалитет).
Содержание курсовой работы должно быть посвящено исследованию определенной узкой проблемы, соответствовать современному состоянию и уровню развития отечественной и зарубежной науки в области социальной работы, запросам социальной практики.
Работа должна иметь квалификационные признаки специальности «социальная работа».
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя - квалифицированного специалиста из числа преподавателей кафедры социальной работы.
Курсовая работа по дисциплине является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.
Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсовой работы (проекта).
Курсовая работа выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.
1. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Тематика курсового исследования определяется программой дисциплины.
Темы курсовых работ обсуждаются на заседании кафедры социальной работы и утверждаются заведующей кафедрой.
Конкретная тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать задачам подготовки бакалавров по социальной работе;
учитывать направления и проблематику современных научных исследований;
приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;
учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики социальной работы.
Темы курсовых работ могут определяться разными способами:
Преподаватель определяет тему курсовой работы (проекта) студента.
Студент сам выбирает тему, соответствующую его интересам. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсовой работы.
При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы актуальны для работодателя, обеспечены исходными данными, литературными источниками, соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.
Не допускаются односложные формулировки тем, соответствующие названию дисциплины или темы дисциплины, констатирующего типа, носящие откровенно реферативный характер, дублирующие в какой-то степени темы курсовых работ по другим дисциплинам.
На выбор темы может оказать влияние место и содержание учебной или производственной практики студента. Существуют определённые научные требования к формулированию темы. Само название должно нести в себе элемент неожиданности, неочевидности, название не должно быть ни публицистичным, ни информативным. В название темы должны быть отражены проблема, объект и предмет исследования; в теме должно быть отражено движение от достигнутого и известного к неизвестному. В названии темы лучше не употреблять слова «проблема», «роль», «посредством»; желательно избегать союза «и» или запятых. Выбор направления исследования и проектирования согласуется с заведующим кафедрой в рамках учебной нагрузки потенциального руководителя. Выбор темы согласуется с научным руководителем. Получив задание от научного руководителя, студент может приступить к выполнению работы.
После того как тема курсовой работы выбрана и согласована с руководителем (преподавателем) определяются сроки выполнения этапов курсовой работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознано выполнять курсовую работу.
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, так чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.
По содержанию курсовая работа (проект) может носить теоретический или практический характер.
Структура курсовой работы теоретического характера:
титульный лист;
оглавление;
введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи работы;
теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
список литературы;
приложения.
Структура курсовой работы практического характера:
титульный лист;
оглавление;
введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
основная часть, которая обычно состоит из двух-трех глав. В первой главе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы. Второй главой является анализ опыта отечественной и зарубежной практики социальной работы , третья глава - практическая часть, которая представлена материалами исследования проблем социальной работы, описания опыта региона, муниципального образования, анализом деятельности конкретной организации, диаграммами, таблицами, схемами и рекомендациями по совершенствованию практики социальной работы и т.п.;
заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
список литературы;
приложения.
2.1. Титульный лист
Титульный лист должен содержать:
наименование учебного заведения,
тему работы,
код и наименование специальности, по которой обучается студент;
фамилию, инициалы руководителя работы;
фамилию, инициалы студента, номер его группы;
оценку, полученную студентом за выполнение работы и её защиту;
наименование города, в котором находится учебное заведение;
год написания работы (Приложение 1.).
2.2. Оглавление
В оглавление последовательно излагаются наименования глав, и параграфов курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
В содержании указывают страницы, с которых начинаются каждая глава, или параграф. Страницы в работе должны быть пронумерованы. Счет нумерации страниц начинается с титульного листа, на котором номер страницы не указывается. Введение, отдельные главы, заключение, список литературы и каждое приложение должны всегда начинаться на новой странице. Пример оформления оглавления приводится в Приложении 2. Текст работы должен соответствовать содержанию.
2.3. Введение
Введение – это обоснование и доказательство важности рассматриваемой темы. Введение знакомит с существом рассматриваемого вопроса, вводит в тему.
Введение к курсовой работе в обязательном порядке содержит следующие элементы:
Актуальность темы исследования. Следует обозначить существующее положение, почему именно это проблема актуальна. Обоснование может начинаться с фразы «Актуальность темы исследования обусловлена тем, что право на социальное обеспечение является одним из важнейших общепризнанных прав человека, и должно быть обеспечено государством путем создания эффективных механизмов его реализации и защиты..» или «Данная тема актуальна, так как ».
Цель исследования. Цель исследования - наиболее трудное для осмысления и формулирования понятие. Оно представляет собой идеальное, мысленное предвосхищение результатов научного поиска автора курсовой работы. Реализация цели зависит от объективных законов функционирования социума, от возможностей субъектов социальной деятельности и от применяемых средств для её достижения. Из цели исследования вытекают задачи (как правило – две-три), при реализации которых выявляются основные проблемы (изучить, установить), намечаются пути и способы (разработать, определить) влияния на развитие и формирования каких-то историко-социальных, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-политических явлений (обобщить опыт, проанализировать результаты, выявить закономерности, проблемы), раскрывается методика и технология реализации цели исследования.
Каждая из задач формулируется в соответствии с главами курсовой работы. Формулируются задачи следующим образом: «Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
выявить проблемы социального обеспечения.
рассмотреть практику применения технологий социального обеспечения.
разработать рекомендации по совершенствованию технологий социального обеспечения».
Объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранную для изучения. У разных наук может быть один объект, но разные предметы. Предмет более узок и конкретен. Благодаря его формулированию в курсовой работе из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется часть системы или процесс, протекающий в системе, являющийся непосредственным предметом исследования. Для нашего примера это выглядит примерно так: «Объектом курсового исследования является система социального обеспечения. Предмет исследования – технологии социального обеспечения».
Степень научной разработанности проблемы. Здесь перечисляются источники, которые использовались для написания своей работы. «Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными ученными вопросов организации социального обеспечения. Среди российских ученых можно назвать Захарова М.Л., Тучкову Э.Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю.В., Гусеву Т.С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов, в праве социального обеспечения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормы права.
Чтобы собрать необходимые факты, при выполнении курсовой работы применяются следующие методы:
1. В первую очередь это методы, применяемые практически во всех науках: анализ, синтез, экстраполяция и отбор. Эти методы направлены на теоретическое изучение социальной проблемы, в числе которых изучение литературных источников. Среди них в первую очередь следует назвать научные работы, содержащие теоретическое обоснование исторических, историко-социальных, социально-психологических, социальнопедагогических и др. социальных процессов. Среди важнейших источников для подготовки курсовой работы следует назвать опубликованные государственные документы (законы, указы, постановления высших органов государственной власти), документы местных органов власти, газетно-журнальных или архивных и иных материалов, относящихся к теме исследования. Из всего изученного студент должен извлечь те материалы, которые имеют непосредственное отношение к теме курсовой работы. Теоретическое изучение социальных проблем подразумевает освоение закономерностей: зарождения и развития той или иной проблемы; способы профилактики, пути и методы решения конкретных проблем; последствия решения этих проблем.
2. Методы, обеспечивающие получение эмпирических результатов исследования проблемы (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование и т.д.). Использование данных методов предполагает необходимость контакта с людьми, которые являются носителями социальной проблемы.
Структура работы. В данном элементе указывается, из скольких глав состоит работа, дается их краткая характеристика.
Основная часть курсовой работы
Основная часть должна раскрывать тему исследования, давать исчерпывающее представление о проведенной работе, начиная с постановки задач и заканчивая детальным описанием и обоснованием полученных выводов. В состав данной части включают все материалы, которые поясняют результаты работы и методику выполнения.
Основная часть состоит из глав, которые разбиты на параграфы в соответствии с логикой изложения. Логика изложения материала в курсовой работе может быть различной – описательной, в виде развернутого доказательства выдвинутой гипотезы; хронологического или тематического изложения фактов и т.п. Каждый параграф должен оканчиваться 2-3 (или больше) выводами, а каждая глава – 3-5 (или больше) выводами и рекомендациями (если речь идёт о современности) по совершенствованию деятельности управленческих структур, социальных служб, социальных педагогов или социальных работников. Обобщенные выводы нужны для осмысления самим студентом содержания работы.
Основная часть делится на главы:
1 глава - теоретическая глава: в ней студент должен осмыслить явление или процесс, выступающий предметом исследования, проанализировать его отражение в научной литературе и выразить свое мнение по данному вопросу. Объем этой главы должен быть не менее 10-15 страниц.
Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, учебной и справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью работы. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные части проблемы и завершать их выводами
В первой главе необходимо:
определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (социально-педагогические, социально-психологические организационные, социальные) составляют основу данного вопроса;
определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсовой работы (проекта).
В данной главе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в соответствующей области знаний; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.
При разработке данной и последующих глав курсовой работы (проекта) следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях по дисциплине, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и не подлежат описанию.
Вторая глава должна содержать подробное изучение, анализ объекта, темы работы. В ней желательно использовать примеры и факты из практики, иллюстрирующие применение теоретических знаний в жизни. Автором обязательно должна быть изложена своя точка зрения, собственные предложения.
При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние проблемы.
При анализе современного состояния проблемы в организации необходимо выполнить:
1. Предварительное изучение объекта исследования, т.е. необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы.
2. Анализ практических материалов, отчетных материалов социальных служб, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей (показатели могут быть как количественными, так и качественными) и охарактеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет).
3. Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.
4. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, нерешенность ряда методических вопросов, как в теоретических разработках, так и в практических материалах.
Студент должен строить своё исследование не только на выявлении и обобщении положительных факторов, но и вскрывать недостатки, если они имеют место, определять пути их преодоления, а также указывать на резервные возможности в разрешении выявленных проблем. Необходимо включать материалы регионального и муниципального уровня. Объем данного раздела может составлять до 15-20 страниц.
3 глава ( три главы рекомендуется для курсовой работы по технологии социальной работы) - исследовательская: в ней обосновываются результаты социологического исследования автора курсовой работы и даются методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб и учреждений и др.
2.5. Заключение
Заключение должно содержать итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор работы; в нем даются сведения о практической значимости работы, возможности внедрения ее результатов и дальнейших перспективах исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.
С какой целью автором предпринято данное исследование?
Что сделано автором в процессе данного исследования?
К каким выводам пришел автор?
В Заключении не приводится новый фактический материал, а лишь подтверждаются теоретические положения и основные результаты работы. Как правило, заключение должно состоять из обобщенных выводов по разделам курсовой работы (лучше это сделать по пунктам – 1, 2, 3 и т.д.) и занимать не больше, чем одну или две страницы текста.
2.6. Список литературы
Список литературы состоит из библиографических записей, оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.802000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.822001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
В библиографии перечисляются не только те нормативно – правовые акты и литература, на которые автор ссылается в текстовой части работы, но и те, которые автор изучил в ходе исследования и подготовки к написанию работы.
Библиография состоит из трех частей: списка нормативно – правовых актов, списка научной литературы и списка сайтов в Интернете.
Список литературы помещают после основной части работы перед приложениями.
При составлении списка литературы необходимо соблюдать определенную последовательность в перечислении библиографических записей. Для студенческих курсовых работ наиболее приемлемыми являются алфавитный список.
В начале списка литературы всегда размещают официальные и нормативные документы (Международные нормативные акты, Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов библиографические записи можно располагать по алфавиту либо по хронологии. Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводят с обязательным указанием источника опубликования. Для написания курсовой работы предпочтительно использовать издания последних 5 лет.
2.7. Приложения
Иногда различные таблицы, графики, схемы и т.п. даются в виде приложений. Приложения помещаются после списка литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы, оно должно иметь тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение». Если приложений несколько, то в каждом указывают его порядкового номер: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.. Объем приложений не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Здесь студенту необходимо обратиться к справочно-поисковому аппарату библиотеки. Составной его частью являются справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники.
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы (проекта) следует просмотреть журналы, а также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
Кто и где (какие исследователи, и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
Где опубликованы результаты этой работы (в каких конкретно источниках)?
В чем конкретно они состоят?
Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 5 источников.
Курсовая работа может быть иллюстрирована таблицами, схемами, графиками, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или в виде приложений. Все эти материалы должны иметь номер, подпись (название), возможно краткое пояснение, расшифровку сокращений. В таблицах и графиках указывают единицы измерения.
Текст курсовой работы по объему должен быть не менее 30 и не более 50 страниц, оформленных на компьютере в текстовом процессоре Microsoft Word. Текст рукописи распечатывается на одной стороне стандартного листа белой бумаги (формат А4). Для текстов, выполненных на ПК, выбирается шрифт Times New Roman 14 пт. Междустрочный интервал – полуторный. Необходимо оставить поля вокруг текста с помощью команды Файл/Параметры страницы. Размер левого поля рекомендуется установить 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм.
Страницы работы нумеруют (Вставка/Номера страниц), начиная с третьей. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу страницы.
Жирный шрифт в курсовой работе не используется, для выделения понятий. Положений, определений используется курсив. Названия глав пишутся прописными буквами.
Текст основной части курсовой работы делят на главы и параграфы. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами. Введение и заключение не нумеруются. параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер раздела состоит из номера главы и параграфа, разделенных точкой. Наименование глав записывают в виде заголовков прописными буквами (кроме первой прописной) по центру строки, например:
Введение
1. Теоретические основы осследования Социального обеспечения
Наименование параграфов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) и также располагаются по центру текста:
Понятие и основные этапы развития социального обеспечения
Форматируя заголовки глав, слова «введение», «заключение» и «список литературы», устанавливают прописными буквами, междустрочный интервал. Отделяют эти слова и фразы от текста командой Формат/Абзац/Интервал/после 24 пт. Заголовки глав, слова «введение» и «заключение» печатают прописными буквами. Заголовки глав, слова «введение», «заключение» и фраза «список литературы» должны располагаться в начале страницы. Этого можно достичь, установив курсор в начале фразы и выполнив команду Вставка/Разрыв страницы.
Заголовки глав, параграфов, слова «введение», «заключение» и «список литературы» располагают посредине строки. Точку в конце заголовков, слов «введение», «заключение» и фразы «список литературы» не ставят.
Если заголовки длинные (более 2/3 строки), то их печатают в несколько строк, не допуская при этом переноса слов. Переходить на новую строку в заголовке надо, одновременно нажимая клавиши Shift и Enter.
Если в работе только одно приложение, то слово «Приложение» печатают на новой странице (шрифт 14 пт) и выравнивают вправо. Затем оформляют текст приложения.
Если в работе несколько приложений, то посередине новой страницы печатают слово «Приложения» (шрифт 26 пт). Далее каждое приложение начинают на новой странице.
Абзацы текста начинают с новой (красной) строки, их оформляют с отступом, равным 1,25 см. Тексты абзацев должны быть выровнены по ширине, в них заказывают междустрочный интервал Полуторный и запрет висячих строк.
Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Если в курсовой работе более одной формулы, то их нумеруют арабскими цифрами в пределах одной главы. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы (в круглых скобках). Например: (2.1.) (первая формула второй главы). Если в работе одна формула, то ее не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовки. Их печатают строчными буквами, начиная с прописной. Таблицу, по возможности, помещают после абзаца, в котором она впервые упоминается. Таблицы нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Например: «Таблица 1.2» – вторая таблица первой главы. При ссылке на таблицу в тексте указывается её полный номер, слово «Таблица» пишут сокращенно, например: «табл. 1.2». Также можно использовать сквозную нумерацию таблиц на протяжении всей работы.
Таблица по горизонтали должна занимать всю ширину рабочего поля или располагаться по центру.
Нумерационный заголовок таблицы выравнивают по правому краю. Перед нумерационным заголовком должна оставаться одна свободная от текста строка. Нумерационный заголовок печатают через междустрочный интервал Одинарный. После нумерационного заголовка два раза нажимают клавишу Enter (оставляют свободную строку) и оформляют тематический заголовок. Его располагают посередине (форматирование по центру) рабочего поля, пишут строчными буквами, начиная с прописной; точку в конце не ставят. Если тематический заголовок длинный, то его оформляют в несколько строк. После тематического заголовка снова оставляют свободную строку, а затем с помощью команды Таблица/Вставить/Таблица вставляют таблицу, предварительно рассчитав необходимое в ней количество строк и столбцов.
Текст таблицы печатают через междустрочный интервал Одинарный, отделяя отдельные строки таблицы дополнительным интервалом (Формат/Абзац/Интервал перед и после – по 3 пт). Допускается в таблице применять размер шрифта меньший, чем в тексте (как правило, на 1 – 2 пт).
При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 6»; при этом тематический заголовок таблицы не повторяют. Громоздкую головку таблицы допускается не повторять; в этом случае следует пронумеровать графы (подграфы) и повторить их нумерацию на следующей странице.
Числовые значения показателей, приводимых в ячейках таблицы, проставляют на уровне последней строки наименования показателей. Словесная характеристика показателей, в отличие от числовой, должна начинаться на уровне первой строки наименования показателей. При отсутствии данных в соответствующих ячейках обязательно проставляется прочерк (().
В каждой таблице следует указывать единицы измерения данных. Если единица измерения является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят после тематического заголовка таблицы после запятой. Если единицы измерения различаются, то их указывают в заголовке соответствующей строки или графы.
Пример оформления таблицы представлен в Приложении 3.
Все иллюстрации в курсовой работе называются рисунками. Каждый рисунок сопровождается подрисуночной подписью. Рисунки нумеруют последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например: «Рис. 1.2». Также можно использовать сквозную нумерацию рисунков на протяжении всей работы. Данные, приведенные на рисунках, следует кратко проанализировать.
В курсовых работах используются цитаты, статистические материалы. Библиографические данные изданий, на которые при этом ссылаются, как правило, оформляют в виде сносок. Сноски печатаются в квадратных скобках [15, 34-37], где 15 - номер источника в списке литературы, а 34-37 -страницы из этого источника.
Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение опыта работы предприятия свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
4. РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ
Руководство курсовыми работами (проектами) осуществляют преподаватели кафедры социальной работы.
Курсовую работу (проект) студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.
Руководитель курсовой работы (проекта):
помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы (проекта);
консультирует студента в ходе курсовой работы (проекта), осуществляет систематический контроль и проводит поэтапную аттестацию;
проверяет и рецензирует курсовую работу (проект).
Законченная курсовая работа, подписанная студентом, представляется руководителю.
5. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ И ОЦЕНКА КУРСОВЫХ РАБОТ
К защите допускаются только курсовые работы, оформленные в строгом соответствии с изложенными выше требованиями. За содержание и оформление курсовой работы (проекта), принятые в ней решения, правильность всех данных и сделанные выводы отвечает студент - автор курсовой работы.
Подведение итогов подготовки курсовой работы включает следующие этапы:
сдачу курсовой работы на проверку руководителю;
доработку курсовой работы с учетом замечаний руководителя;
сдачу готовой курсовой работы на защиту;
защиту курсовой работы.
Срок сдачи готовой курсовой работы определяется учебным графиком.
Срок доработки курсовой работы (проекта) устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Выполненная курсовая работа подписывается студентом и представляется на защиту.
График защиты курсовых работ помещается преподавателем на доске объявлений.
Защита курсовой работы, как правило, должна проводиться публично в присутствии группы.
Руководитель работы определяет требования к содержанию и продолжительности доклада при защите, устанавливает регламент для оппонентов.
Защита курсовой работы, как правило, состоит в коротком (8 – 10 минут) докладе студента с демонстрацией презентации, выполненной в PowerPoint, и ответах на вопросы по существу работы (проекта). Выполнение презентации обязательно для каждого студента.
Курсовые работы, имеющие творческий характер и представляющие практический интерес, могут быть представлены на конкурс научных работ.
При выставлении итоговой оценки руководитель курсовой работы (проекта) учитывает не только ее содержание, но и степень самостоятельности работы студента.
Курсовая работа оценивается по четырех балльной системе. Оценка записывается в ведомость группы, а положительная оценка ставится в зачетную книжку и удостоверяется подписью руководителя.
Критерии оценки.
Итоговая оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент четко обозначил цели и задачи своей работы, полностью раскрыл содержание проблемы, сумел сформировать самостоятельные выводы; при защите курсовой работы показал высокий уровень знаний.
Итоговая оценка «хорошо» выставляется в том случае, если курсовая работа соответствует предъявляемым требованиям; однако автор не сумел ответить на некоторые вопросы при ее защите.
Итоговая оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если студент не сумел выполнить некоторые требования, предъявляемые к курсовой работе, в частности не сумел сформулировать самостоятельные выводы; а также испытывал затруднения при ее защите.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если студент полностью проигнорировал требования, предъявляемые к курсовой работе.
Технологическая карта оценивания курсовой работы (проекта)
ФИО ..
Тема
Параметр оценки
Компетенции студента
Бальная оценка



Мин.
Макс.
Оценка


Техническое оформление
Способность и готовность студента представлять результаты исследования в завершенной форме печатного текста в соответствии с указанными требованиями
0
20


Соответствие исследования формальным требованиям по структуре
Готовность студента выполнять работу в соответствии с требованиями к оформлению результатов исследования, проектирования
0
5


Соответствие структуры и объема работы требованиям
Готовность студента логично и лаконично представлять результаты
0
10


Соответствие графического представления результатов требованиям
Готовность студента визуализировать и графически интерпретировать результаты исследования,проектирования
0
5


Презентация результатов исследования
Способность и готовность студента осуществлять презентацию с использованием электронных ресурсов, а также способность доносить информацию до слушателя вербальными средствами
0
10


Качество электронного сопровождения устной презентации
Готовность использовать программу электронной презентации
0
3


Качество раздаточного материала
Готовность схематично представлять результаты в печатном виде
0
2


Устная презентация
Готовность использовать коммуникативные вербальные техники представления информации
0
3


Имидж презентатора
Способность формировать позитивный деловой имидж
0
2


Дискуссия по проблемным вопросам
Способность и готовность студента аргументировать позицию, обосновывать и представлять доказательства
0
20


Ответы на вопросы
Готовность отстаивать свою исследовательскую позицию
0
10


Полнота и глубина уточнений на заданный вопрос
Готовность применять аппарат научных знаний в процессе аргументации
0
5


Поведение в процессе ответов на вопросы
Готовность конструктивно взаимодействовать с деловыми партнерами
0
5


Глубина и разработанность проблемы заявленной в теме
Способность и готовность осуществлять научно-практическое исследования в области социальной работы
0
50


Глубина научного обоснования проблемы, представленной в первой главе исследования
владение модернизированными ресурсами современной системы знаний, способность организовывать, направлять и корректировать поиск, обработку и использование необходимой информации
0
5



способность отбирать, синтезировать, генерировать профильную информацию для обоснования разработки и принятия решения;

5



способность к конструктивному анализу содержания и результатов деятельности, оценки ее выполнения;

5


Глубина исследования проблемы
способность и готовность выбирать и обосновывать методику эмпирического исследования социальной проблемы;
0
5



способность к конструктивному анализу содержания и результатов деятельности, оценки ее выполнения;

2


Качество проектной части
владение современными методиками разработки, сопоставления, оценки, выбора и оптимизации вариантов рекомендаций и предложений;
0
5



владение выбором и применение форм и методов разработки и осуществления функционального взаимодействия с учреждениями социальной сферы;

5



владение методами оценки внедряемых предложений;

5



способность к разработке, применению и модернизации положений, определяющих процедуры совершенствования процессов, организации и т.д

5



способность к рациональному планированию и организации собственной деятельности, способность в постановке целей и сопровождении проектов и программ по достижению цели

5



владение ресурсами применения современных научных представлений по повышению эффективности функционирования учреждений и организаций

5



владение методами целеполагания и проектирования стратегических и тактических программ деятельности;

3



готовность ставить и организовывать решение задач по формированию и развитию технологий социальной работы

5


Итого:


100























Приложения 3

Оформление списка литературы
Официальные документы
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации «О поправках к Конституции Российской Федерации» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета № 4831 от 21 января 2009 г.
Книги одного автора
Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. – М. : РАГС, 2012. – 268 с.
Книги двух авторов
Ершов А. Д. Информационное управление в таможенной системе / А. Д. Ершов, П. С. Конопаева. – СПб.: Знание, 2010. – 232 с.
Книги трех авторов
Кибанов А. Я. Управление персоналом: регламентация труда : учеб. пособие для вузов / А. Я. Кибанов, Г. А. Мамед-Заде, Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2005. – 575 с.
Книги, имеющие более трех авторов
Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала / К. Д. Скрипник [и др.]. – М. : Приор, 2009. – 189 с.
Книги без указания авторов на титульном листе
Управление персоналом : учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 511 с.
Словари и энциклопедии
Социальная философия: словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. – М. : Академический Проект, 2011. – 588 с.
Статьи из сборников
Бакаева О. Ю. Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного права / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко // Таможенное право. – М. : Юрист, 2012. – С. 51 – 91.
Статьи из газет и журналов
Арсланов Г. Реформы в Китае: Смена поколений / Г. Арсланов // Азия и Африка сегодня. – 2012. – № . – С. 2 – 6.
Электронная статья
Описание документов из локальных библиотечных сетей и полнотекстовых БД, доступ к которым осуществляется на договорной основе или по подписке (например, «Кодекс», «Гарант», «EBSCO», «ProQuest», «Интегрум-Техно» и т. п.)
О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание Минсоцзащиты РФ, от 14.07.1992 № 1–49-У. – [М., 1992]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Бычков В. В. Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма: К 100-летию со дня смерти В. Л. Соловьева [Электронный ресурс] / В. В. Бычков. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронный журнал
Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронные данные
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; Ред. Т. В. Власенко; Web-мастер Н. В. Козлова. – Электрон. дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.


















13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415