Урок обобщения по изученным темам раздела Природа и человек

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»


ЦЕЛИ: 1. Провести обобщение и систематизацию знаний по теме «Природа и человек».
2.Формирование у учащихся углубленного понимания огромного разнообразия природных особенностей России, оказывающих влияние на жизнь и хозяйственную деятельность ее населения; умения работать в группах.
2. Воспитание любви к родной природе; чувство коллективизма, взаимопомощи.



ОБОРУДОВАНИЕ:

Карты атласов, настенные карты «Физическая карта России», «Природные зоны», картины с изображением природы различных природных зон, комплекты матрешек, схема ПТК, карточки с заданиями для групп.












Ход урока.

Вступительное слово.

- Ребята, мы закончили изучать с вами раздел «Природа и человек», где знакомились с важнейшими особенностями природы нашей страны (рельефом и полезными ископаемыми, климатом, почвами, растительным и животным миром), ПТК и влиянием на них человека.
Сегодня на уроке мы обобщим знания по изученному разделу.
Для того, чтобы наш урок проходил более интересно, мы с вами будем работать в группах (2 группы по 3 человека). Консультанты будут мне помогать в выставлении оценок в конце урока.
Задания, которые вам я буду предлагать, могут быть как разными, так и одинаковыми.


ЗАДАНИЕ 1.

(Каждая команда получает конверт, в котором находятся компоненты ПТК.)
- Ребята, вы получили конверты с одинаковым заданием. Вам необходимо собрать схему ПТК. Будьте внимательны, т.к. кроме природных компонентов ПТК здесь есть и другие. Кто быстрее и правильнее соберет схему, получает балл.

- Проверьте, совпадает ли ваша схема со схемой на магнитной доске.

- Как вы думаете, какой из природный компонент в образовании ПТК является главным?

(Ответы учащихся.
Наиболее главным компонентом является климат, т.к. изменение, например, количества солнечной радиации, поступающей на земную поверхность приводит к тому, что изменяется растительный мир, это, в свою очередь, ведет к изменению почвенного покрова, животного мира и т.д.)

- Почему человека мы рассматриваем как один из компонентов ПТК?

(Ответы выслушиваются у двух команд.
Неотъемлемой частью ПТК стал человек, т.к. для него ПТК – это среда жизни, здесь он занимается хозяйственной деятельностью, использует и преобразует природные ресурсы, да и сам природный комплекс.)



ЗАДАНИЕ 2.

- Итак, мы разобрались с вами со схемой ПТК, вы правильно указали составляющие его компоненты. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете эти природные компоненты.

«Тайна в конверте»
- Вы получаете по конверту, в которых содержатся по 2 отрывка из текста с описанием какого-то из природных компонентов. Ваша задача – узнать о каком природном компоненте идет речь.

1 КОНВЕРТ.

1. Этот природный компонент играет огромную роль в природе, жизни и деятельности человека. Без него нет жизни. Русский ученый - климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это « продукт климата».
Однако он связан не только с климатом, но и другими компонентами природы.

(Вода, внутренние воды. В природе постоянно осуществляется круговорот воды. Вода все время переходит от одного природного компонента в другой, перенося с собой различные химические вещества: с суши на море, с моря на сушу, из почвы в растения, из растений в воздух и т.д.)



2. Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования. Его распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.

(Животный мир.)



2 КОНВЕРТ.

1.Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни человека и природе. Он предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент приспособился к определенным условиям существования, поэтому его распространение зависит от климатических условий и характера почв.

(Растительность).


2.Этот природный компонент влияет на формирование климата, от него зависят характер и направление течения рек, с ним связаны и особенности распространения растительного и животного мира. Он существенно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Географы называют его «каркасом природы».

(Рельеф).



ЗАДАНИЕ 3.

- Любимая поговорка географов при сравнении по размерам природных комплексов – это «От кочки до географической оболочки».
Сейчас вы получите наборы природных комплексов, которые различны по своим размерам, а также комплекты матрешек. Ваша задача – установить соответствие между размерами ПК и матрешками, т.е. самому крупному ПК вы должны поставить в соответствие самую большую матрешку и т.д. до самой маленькой.


1 группа. 2 группа
Тайга Смешанные леса
Евразия Географическая оболочка
Восточно - Европейская равнина Овраг
Географическая оболочка Евразия


- Объясните, почему вы поставили самую большую матрешку на карточку с надписью «географическая оболочка»?

(ГО можно сравнить с устройством матрешки. Самая «крупная» матрешка – это и есть ГО, т.е. вся земная поверхность, которая состоит из множества разнообразных природных комплексов. Далее более мелкие части – это материки и океаны, затем физико-географические страны, затем природные зоны и более мелкие их части).


ЗАДАНИЕ 4.

- В формировании ПТК большая роль отводится почве, которую В.В.Докучаев, наш земляк, великий русский ученый, основатель почвоведения назвал – «зеркалом ландшафта».
Докажите, что это действительно так.

(Почва отражает самые главные особенности природы данной территории. Она определяет растительный покров, и сама от него зависит, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях рельефа и климата создают облик ландшафта.)

- А сейчас задания по карточкам.


1 КАРТОЧКА.

1. О каком важном свойстве почвы идет речь:
- способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и др. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств называется
(Плодородием)

2. На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:
- материнские горные породы (структуру, механич. и химический состав)
- климат (скорость почвообразования)
- живые организмы (образование гумуса)
- растительность (образование гумуса, химич. элементы почвы).

3. Назовите основные типы почв России. Какие почвы преобладают в нашей местности?
(тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые почвы пустынь и серо-бурые).




2 КАРТОЧКА.

1. О каком понятии идет речь:
- совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельско-хозяйственный оборот страны
(мелиорация)

2. Перечислить и охарактеризовать почвенные горизонты:
А1 – верхний горизонт - пронизан корнями, мало микроорганизмов;
(гумусовый) накопление гумуса мощностью до 20 см.,
Цвет темный, зависит от перегноя.

А2 – горизонт вымывания - мощность 15-20 см., цвет светлый.
Формируется в условиях сильного увлажне-
ния. Мало боковых корней, микроорганизмов.

В - горизонт вмывания - много минеральных частиц (ил, глина),
плотный, мощность до 1 метра.

С - материнская порода - гумуса нет. От этого горизонта почвы насле-
дуют минеральные вещества.


3. Как на состояние почв влияет интенсивная вырубка лесов?

(Снижается уровень грунтовых вод, уменьшается масса травы, увеличивается водная и ветровая эрозия).



ЗАДАНИЕ 5.


- Конечно, почвы – важнейший компонент ПТК любого ранга: от самого большого до самого маленького.
Ну что ж побываем в одном из таких комплексов.
По описанию вам необходимо узнать название природного комплекса.



группа

«Эта северная окраина моей страны протянулась вдоль побережий от Мурманска до Чукотки. Вошло в обычай считать природу этой зоны суровой и скудной, но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. В суровой зоне фантастически обильна жизнь. И мхи, и лишайники устилают ее сплошными коврами, птиц на лето прилетают легионы, земля кишит грызунами – леммингами – это превосходная добыча для песцов.
Растения приспособились к краткости срока вегетации. Окраска меха зверей и перьев птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время сменяется пестрой. Жизнь здесь крайне уязвима, и ее легко подорвать»



группа

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою монотонную, скрипучую музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, трава поникла, жизнь замерла
На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят»



- О каких природных комплексах шла речь в предложенных вам отрывках из художественных произведений?

(Природные зоны – тундра и степь)

- Определите, в чем сходство и различие между этими природными зонами. Первая группа находит сходство, вторая – различие.

(Сходство: безлесые пространства, небольшое количество осадков.
Различие: тундра находится на севере России, степь – на юге.
В тундре - нехватка тепла, в степи – избыток.
В тундре – избыточное увлажнение, в степи – недостаточное.
В тундре – почвы неплодородные, в степи – черноземы.
В тундре – естественные ландшафты, в степи – измененные человеком).

- Объясните, почему в этих природных зонах не растут деревья?

(В тундре прохладное лето, длительная и холодная зима, высокая влажность. В таких условиях семена не прорастают, деревья расти не могут.
В степях влаги недостаточно, уровень грунтовых вод низкий, засоленность почв, грунтов, поэтому леса только можно встретить в поймах рек.)

- Чем занимается здесь население?

(В тундре развито оленеводство, охота, промысел морских зверей, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
В степях - земледелие, животноводство: КРС, свиноводство, овцеводство, птицеводство).




ЗАДАНИЕ 6.

-Какие еще природные зоны имеются на территории России? Покажите их на карте.

А сейчас представьте себя в роли географических детективов. Я буду предлагать вам на обозрение различные объекты, привезенные из природно-хозяйственных зон. Ваша задача – определить, к какой природно-хозяйственной зоне относится данный объект, воссоздать облик ландшафта, объяснить, чем занимаются люди на данной территории.


1. Лед в банке (арктические пустыни)
2. Лимон (субтропики)
3. Шишка ели (смеш. лес)
4. Семечки подсолнечника (степь)
5. Клюква (тундра)
6. Желудь (широколиственные леса)
7. Веточка лиственницы (тайга).

3АДАНИЕ 7.

- Что ж, детективы из вас получились неплохие. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием «Географическая дуэль».
Я предлагаю выйти к карте по одному человеку из каждой группы. Станьте с двух сторон карты, возьмите в реки указки. Я называю вам географические объекты, а вы показываете их на карте: кто быстрее.


ПЕРВАЯ ПАРА.

1.ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА
2. РЕКА ВОЛГА
3. КАВКАЗ
4. КОЛЫМСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ
5. БЕРИНГОВО МОРЕ.



ВТОРАЯ ПАРА.

1. АЛТАЙ
2. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА
3. ХРЕБЕТ ДЖУГДЖУР
4. ГОРЫ ХИБИНЫ
5. ОЗЕРО БАЙКАЛ


ТРЕТЬЯ ПАРА.

1. СТАНОВОЙ ХРЕБЕТ
2. ПРИВОЛЖСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ
3. ПРИКАСПИЙСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ
4. ВЕРХОЯНСКИЙ ХРЕБЕТ
5. РЕКА ДНЕПР


ЗАДАНИЕ 8

- Сегодня на уроке мы, в основном, работали в группах, а сейчас задание для каждого индивидуальное, которое оцениваться будет отдельно - это тест.

1. Установи соответствие:
Внешние силы Формы рельефа
1. ветер а) моренные холмы, озерные
котловины;
2. текучие воды б) барханы;
3. ледник в) овраги и балки.


2. В каких горах проявляется сейсмичность:

а) на Урале; б) на Алтае;
в) на Кавказе; г) на Хибинах.


3. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых:

а) плитам;
б) складчатым областям;
в) щитам.


4. В антициклоне воздух движется:

а) от центра к краям;
б) от краев к центру.


5. Что выражает коэффициент увлажнения:

а) отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же срок;
б) соотношение тепла и влаги на данной территории;
в) обеспеченность территории влагой;
г) все перечисленные ранее.


6. Какие климаты более благоприятны для жизни, здоровья людей:

а) умеренно-континентальный;
б) континентальный;
в) субтропический;
г) муссонный умеренного пояса.


7. Какое питание имеет большинство рек нашей страны:

а) дождевое; г) ледниковое;
б) снеговое; д) смешанное.
в) подземное;


8. Установите, какой растительности соответствует, какой тип почв:

1. тундровые глеевые; а) травянистая степь;
2. подзолистые; б) таежные леса;
3. дерново-подзолистые; в) смешанные леса;
4. черноземы. г)мхи и кустарнички.


9. Какая часть России более богата земельными ресурсами:

а) европейская;
б) азиатская.


10. Какие растения растут в зоне широколиственных лесов:

а) дуб; г) клен;
б) пихта; д) лиственница;
в) ель; е) липа.


11. Установите соответствие:

Природная зона Животные
тундра; а) лисица;
степь; б) песец;
лесная; в) варан;
пустыни. г) хомяк;
д) лемминги;
е) кабан.

12. В каких целях создают заповедники:

а) для сохранения редких видов животных и растений;
б) для восстановления численности животных;
в) для сохранения природы от воздействия человека на нее;
г) для изучения флоры и фауны;
д) все ответы верны.


ЗАДАНИЕ 9.
- Сегодня на уроке мы говорили о природе нашей страны, и всем нам известно, что она отличается большим разнообразием. Как вы думаете: разнообразие и богатство природы - это благо или же беда?

( Выслушиваются мнения учащихся по данным вопросам. 1-я группа доказывает, что это благо, а 2-я – беда).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
РЕФЛЕКСИЯ (СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ ГРУППЫ).
МОНИТОРИНГ УРОКА.





Мониторинг урока.

Выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.
красный цвет – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
желтый цвет – урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
зеленый цвет – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.








1. Этот природный компонент играет огромную роль в природе, жизни и деятельности человека. Без него нет жизни. Русский ученый - климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это « продукт климата».
Однако он связан не только с климатом, но и другими компонентами природы.

2. Этот природный компонент очень разнообразен. Приспосабливается к определенным условиям существования. Его распространение зависит от климатических условий, растительности и характера почв.



1.Этот природный компонент определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни человека и природе. Он предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот природный компонент приспособился к определенным условиям существования, поэтому его распространение зависит от климатических условий и характера почв.

2.Этот природный компонент влияет на формирование климата, от него зависят характер и направление течения рек, с ним связаны и особенности распространения растительного и животного мира. Он существенно влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Географы называют его «каркасом природы».




1 КАРТОЧКА.

1. О каком важном свойстве почвы идет речь:
- способность почвы обеспечивать растения усвояемыми веществами, влагой и др. и давать урожай благодаря совокупности определенных физических, химических и биологических свойств называется

2. На какие показатели почвы и процесса почвообразования главным образом влияют:
- материнские горные породы
- климат
- живые организмы
- растительность

3. Назовите основные типы почв России. Какие почвы преобладают в нашей местности?


2 КАРТОЧКА.

1. О каком понятии идет речь:
- совокупность мероприятий, направленных на повышение естественного плодородия и увеличение площади земель, вовлеченных в сельско-хозяйственный оборот страны

2. Перечислить и охарактеризовать почвенные горизонты


3. Как на состояние почв влияет интенсивная вырубка лесов?




группа

«Эта северная окраина моей страны протянулась вдоль побережий от Мурманска до Чукотки. Вошло в обычай считать природу этой зоны суровой и скудной, но знатоки утверждают, что она обильна и красива. В краткие летние месяцы она превращается в цветущий и ягодный сад. Она пестрит яркими венчиками лепестков, огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. В суровой зоне фантастически обильна жизнь. И мхи, и лишайники устилают ее сплошными коврами, птиц на лето прилетают легионы, земля кишит грызунами – леммингами – это превосходная добыча для песцов.
Растения приспособились к краткости срока вегетации. Окраска меха зверей и перьев птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время сменяется пестрой. Жизнь здесь крайне уязвима, и ее легко подорвать»



группа

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою монотонную, скрипучую музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, трава поникла, жизнь замерла
На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят»




1. Установи соответствие:
Внешние силы Формы рельефа
1. ветер а) моренные холмы, озерные
котловины;
2. текучие воды б) барханы;
3. ледник в) овраги и балки.

2. В каких горах проявляется сейсмичность:
а) на Урале; б) на Алтае;
в) на Кавказе; г) на Хибинах.

3. К каким тектоническим структурам приурочены месторождения в основном рудных полезных ископаемых:
а) плитам;
б) складчатым областям;
в) щитам.

4. В антициклоне воздух движется:
а) от центра к краям;
б) от краев к центру.

5. Что выражает коэффициент увлажнения:
а) отношение годового количества осадков к испаряемости за этот же срок;
б) соотношение тепла и влаги на данной территории;
в) обеспеченность территории влагой;
г) все перечисленные ранее.

6. Какие климаты более благоприятны для жизни, здоровья людей:
а) умеренно-континентальный;
б) континентальный;
в) субтропический;
г) муссонный умеренного пояса.

7. Какое питание имеет большинство рек нашей страны:
а) дождевое; г) ледниковое;
б) снеговое; д) смешанное.
в) подземное;

8. Установите, какой растительности соответствует, какой тип почв:
1. тундровые глеевые; а) травянистая степь;
2. подзолистые; б) таежные леса;
3. дерново-подзолистые; в) смешанные леса;
4. черноземы. г)мхи и кустарнички.

9. Какая часть России более богата земельными ресурсами:
а) европейская;
б) азиатская.

10. Какие растения растут в зоне широколиственных лесов:
а) дуб; г) клен;
б) пихта; д) лиственница;
в) ель; е) липа.
11. Установите соответствие:
Природная зона Животные
тундра; а) лисица;
степь; б) песец;
лесная; в) варан;
пустыни. г) хомяк;
д) лемминги;
е) кабан.

12. В каких целях создают заповедники:
а) для сохранения редких видов животных и растений;
б) для восстановления численности животных;
в) для сохранения природы от воздействия человека на нее;
г) для изучения флоры и фауны;
д) все ответы верны.



































































Мониторинг урока.

Выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.
красный цвет – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня. Я много, с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чем говорилось и что делалось на уроке.
желтый цвет – урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.
зеленый цвет – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идет речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

СМЕШАННЫЕ ЛЕСА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

ОВРАГ

ЕВРАЗИЯ

ТАЙГА

ЕВРАЗИЯ

ВОСТОЧНО- ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА