Разработка урока русского языка на тему Синтаксис и пунктуация в ССП.Знаки препинания в ССП.
Урок 19
Русский язык 9 класс
Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП.
Цель урока: научить производить устный и письменный синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать прилежание.
Тип урока: урок применения зун.
Методические приемы: обсуждение; пересказ, самостоятельная работа, лингвистический разбор.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Фронтальный опрос
- Какие предложения называются сложносочинёнными?
На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
Когда в сложносочинённом предложении употребляются соединительные союзы? разделительные? противительные? Приведите примеры.
Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении и когда?
Когда в сложносочинённом предложении перед союзом и не ставится запятая?
Тренировочное задание
- Спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, укажите сложносочинённые предложения.
Они уселись на террасе и многие рыбаки подсмеивались над стариком но он не был на них в обиде. Рыбакам постарше было грустно на него глядеть однако они не показывали виду и вели вежливый разговор о течении и о том на какую глубину они забрасывали леску.
(По Э. Хемингуэю)
III. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала
1. Работа с учебником
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника: читают план устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора .
- Упр, 101 ( письм. разбор предложений с комментированием).
2. Самодиктант
- Укажите сложносочинённые предложения, подчеркните их грамматические основы.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск.
(А. Блок)
3. Самостоятельная работа Уnр.114( письм.)
IV. Подведение итогов урока
- Над чем вы работали на уроке?
Домашнеезадание § 10, упр. 122.