Конспект урока по русскому языку произношение ударных и безударных гласных


Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Произношение ударных и безударных гласных звуков»
Учитель: Мидзяновская Ирина Георгиевна
Ход урока
Учитель отвечает на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.
Словарный диктант с фонетико-графическим заданием: записать слова в две колонки
Слова, в которых количество букв и звуков совпадает
Слова, в которых букв больше, чем звуков
Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.Задание: указать слова, в которых ь (мягкий знак) пишется согласно орфографическим правилам.
Слово учителя. Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Эта особенность присуща и многим другим языкам. Мы говорим [дуп], [в´идро], [сабака], [зд´элать], но пишем: дуб, ведро, собака, сделать. Попробуйте ответить, почему так происходит?
Начнем обсуждение этого непростого вопроса.
(Вывод: в некоторых словах правописание совпадает с произношением, а во многих не совпадает, и этому есть объяснение. Правописание подчиняется определенным законам языка)Самостоятельное выполнение упр.71 с последующим разбором выполненного задания.
Используя материал упр.65, составить задание в форме теста
1 тест. Из четырех-пяти предложенных слов выбрать то, которое пишется по произношению
2 тест. Какое слово пишется не так, как произносится?
3 тест. В каком слове написание и произношение совпадают?
Итог урока.
Домашнее задание. На листочках даются вопросы для домашней работы (Приложение 1).
Приложение 1.
Передайте звуки в словах буквами. Сравните звуковой и буквенный состав каждого слова. Сделайте выводы.
Образец. [пр´ихот] – приход. В этом слове только последний звук передается не своей буквой: [т] – д, так как на конце слова звонкий согласный всегда заменяется глухим, то есть происходит оглушение звука.
[в´эн´ик] -- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
[т´итрат´] -- ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
[з´д´элат´] -- ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[алфав´ит] -- ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Выпишите из школьного орфографического словаря:
а) два слова, где буквы и звуки соответствуют друг другу;
б) пять-семь слов, где не все буквы соответствуют звукам.
Образец записи: а) закон – [закон]; б) стульчик – [стул´ч´ик] (ь передает мягкость предыдущего согласного звука, а сам звука не обозначает).
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________