Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку Тип урока: объяснение нового орфографического правила Тема урока: Правило проверки безударных гласных в корне слов. Формирование умения учащихся проверять без
Конспект урока открытия новых знаний
на основе технологии проблемного обучения по русскому языку
Тип урока: объяснение нового орфографического правила (2 класс, учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык» для четырёхлетней школы, Дрофа, Москва, 2003г.)
Тема урока: Правило проверки безударных гласных в корне слов. Формирование умения учащихся проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить с правилом проверки безударных гласных в корне слова; усваивать особенностей проверочных и проверяемых слов; овладевать способами проверки; составить памятку проверки безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова.
- развивающие и воспитательные: развивать орфографическую зоркость, память, внимание, устную и письменную речь, активизировать познавательную деятельность; воспитывать: интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, в паре, трудолюбие, аккуратность.- предполагаемый результат урока:- знание обучающимися правила, - умение обучающимися подбирать проверочные слова, - умение обучающимися составлять рассказ-описание о растении, - умение обучающимися проводить самоконтроль и взаимоконтроль.
3. Оборудование: учебник “Русский язык”. 2-й класс, авт. Т.Г. Рамзаева, индивидуальные карточки для выполнения самостоятельных работ, памятка “Как проверить безударную гласную в корне слова”, листы в виде ракеты, памятка с Лунтиком.
4. Использованная литература:
1) учебник Т. Г. Рамзаева «Русский язык». Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы, Москва: Дрофа, 2003г.) 2) О.Узорова, Е.Нефёдова. Как научиться писать сочинения по картинкам. «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», 2005, с. 66-68.
3) методические указания: Т. Г. Рамзаева. Уроки русского языка во 2 классе. Москва «Просвещение» 1991, с.72 – 75.
4) читала открытые уроки Черменской Н. В.(г. Саратов), Репиной А. В. ,Седовой И. А.
по данной теме на сайте: festival@1september.ru
5) статьи в журналах «Начальная школа»:
№7, 2003г - Г.М. Межонова «Как научить ребёнка грамотно писать», с. 89-93; Н.В.Пиров-ских «Развитие у детей навыков самоконтроля при определении орфограммы», с.28-30.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация знаний. Создание учебной ситуации.
Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать ситуацию удивления.
Сядьте ровно, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Утром я нашла записку, давайте её прочитаем: “Ребята! Прилетайте ко мне в гости на Луну. Будем расп.вать чай и расп.вать песни. Лунтик”.
– Ребята, как вы считаете, Лунтик всё правильно написал? Что вас удивило? Хором говорят:
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок,
Мы за парты сели ровно.
Лунтик пропустил буквы в своей записке.
Подготовка к открытию новых знаний. Постановка учебной проблемы как темы урока. Формулирование вопроса или темы урока.
- Странно… Лунтик, наверное, не знал какие гласные писать. А вы как думаете, ребята?
На доске: расп.вать чай
расп.вать песни
- Сколько же мнений получилось? - Разве можно “петь” чай и “пить” песни?
- Какой вопрос тогда возникает?
– Из-за одной неверно написанной буквы может измениться смысл не только слова, но и всего высказывания, и могут возникнуть различные нелепые ситуации. Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какова задача урока?
-Чтобы точно сформулировать тему урока, давайте поставим ударение и выделим корень в этих словах.
- Лунтик не знает правило: о правописании безударных гласных в корне слова.
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока.
- Ребята, какие цели поставим перед собой?
– Вы правы, сегодня мы познакомимся с правилом о правописании безударных гласных в корне, будем учиться проверять безударную гласную в корне слова и поможем Лунтику научиться правильно писать слова с безударными гласными, и составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”. Могут быть 4 мнения: «распевать чай»,
«распивать песни»,
«распивать чай»,
«распевать песни».
- 4 мнения.
- Нет
- Кто из ребят прав.
- Будем учиться писать правильно эти слова.
- И в первом слове, и во втором слове пропущенные гласные находятся в безударном положении.
- Обе пропущенные гласные находятся в корне слова.
-Правило проверки безударных гласных в корне слова.
-Познакомиться с правилом о правописании безударных гласных в корне слова.
-Научиться писать правильно слова с безударной гласной в корне.
Исследовательская работа с целью разрешения проблемы. Поиск решения проблемы – открытие новых знаний в поисковой деятельности.
Микроцель: выработка навыка аккуратного, каллиграфического письма.
Микроцель: развитие орфографической зоркости и умения работать в коллективе.
Микроцель: отрабатывать умение ставить ударение, определять безударную гласную в корне слова.
Микроцель: уточнить знания детей о корне, родственных словах.
Микроцель: закрепить умение выделять проверочные слова.
Итак, отправляемся в путешествие на Луну. Во время путешествия вам необходимо быть внимательными, проявить смекалку, показать свои знания и умения. На чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесётся до звёзд.
слайд
У каждого из вас будет ракета
(Раздаются листы)
2. Чистописание.
– Чтобы завести первый двигатель ракеты, выполним первое задание:
Прочитайте слова на доске. Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Планета, безударные, звезда
Взлететь, приземлиться, гласные.
– Все ли гласные могут быть безударными?
Мы напишем безударные гласные в минутке чистописания, ребята нам помогут (по Илюхиной).
3. Словарь.
– Чтобы завести второй двигатель ракеты, выполним второе задание:
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, к.рабль, р.кета, п.нал, за.ц, .нтересный.
- Какие гласные вы вставили? Можно ли в этих словах проверить безударные гласные?
– Итак, друзья, в добрый путь! (Заводим мотор РРР)
4. Новый материал.
– Первую остановку мы совершим на планете “Безударная гласная”, нам надо помочь Лунтику.
– Как найти в слове безударную гласную?
- Прочитайте слова на доске, спишите их, поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную (работа по цепочке):
Звезда, летать, грачи, река, весна, дожди, земля, зелень, листва, кора.
- Мы с вами знаем, как проверить безударный гласный в словах из двух слогов? Вспомним правило.
(если обучающиеся не помнят, то читают по учебнику на странице 98.)
– Ребята, как вы думаете: как проверить безударную гласную в корне слова?
На доске: расп.вать чай
расп.вать песни
- Проверим, измените слова.
- Слова: пить, распить и слова: петь, пение – как можно назвать одним словом?
- Составьте предложение с одним из словосочетаний: распивать чай, распевать песни.
- А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … .
- Проверим по учебнику, откройте страницу 165, найдите условное обозначение правила, прочитайте «про себя».
- А теперь запишем наши слова, скажите какие слова мы запишем сначала?
Учитель на доске:
(Петь) распевать песни, (пить) распивать чай; выделяет корень, подчёркивает гласные в корне.
Составим памятку “Как проверить безударную гласную в корне слова”
- Как найти в слове безударную гласную?
- Верно и выделить безударную гласную. Значит, 1и 2 пункты плана читаем хором:
Памятка
1.Поставить ударение.
2. Выделить безударную гласную.
– А что надо сделать дальше?
- Для этого мы летим на планету “Однокоренных слов”.
– Какие слова называются однокоренными? Что такое корень слова?
- Корень слова – главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.
Задание: Подберите однокоренные слова к корню: звезд- . Запишите эти слова по цепочке на доске и в тетради. Выделите корень.
– Что вы знаете о правописании корня в однокоренных словах?
– Вернёмся к нашей памятке
Памятка
1.Поставить ударение.
2.Выделить безударную гласную.
3.Определить в слове корень.
– А что надо сделать дальше?
- Поэтому мы летим на планету “Проверочных слов”.
– Третья остановка на планете “Проверочных слов”. Найдите две группы родственных слов, подчеркните среди них проверочное слово:
Лес, водный, лесник, перелесок, воды, водичка, водяной, лесной.
– Закончим нашу памятку.
Памятка
1. Поставить ударение
2. Выделить безударную гласную
3. Определить в слове корень
4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- А теперь попробуем составить правило на основе опоры: (с обратной стороны доски опора) Безударный гласный в … проверяй … . Для этого измени … или подбери … .
– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём.
-Ракета.
- Безударные гласные.
-Только о, а, и, е, я.
- О, а, е, я, и.
- Нет, это словарные слова.
- Надо поставить ударение в слове.
- Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах нужно проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава – травы, гора – горы, река – реки.
- Надо изменить слово так, чтобы безударный гласный в корне стал ударным.
Могут быть разные варианты:
- Пить, пение, петь, распить.
- Однокоренные.
- Лунтик за столом распевал песни с друзьями.
Обучающиеся читают опору и вставляют пропущенные слова:
Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Обучающиеся читают правило «про себя».
- Проверочные.
Обучающиеся пишут в тетрадях.
- Надо поставить ударение.
Обучающиеся читают хором:
1. Поставить ударение.
2. Выделить безударную гласную.
- Надо определить в слове корень.
- Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называ-ются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
Корень слова – главная, значимая часть.
– Звезда, звёздочка, звёздочёт, созвездие, звёздный.
– Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
- Надо подобрать проверочное слово.
Самопроверка: (на доске с обратной стороны)
1 группа: лес, лесник, перелесок, лесной.
2 группа: водный, водичка, воды, водяной.
Обучающиеся читают опору и вставляют пропущенные слова:
Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Первичное закрепление новых знаний. Тренировочные упражнения развивающего характера.
Микроцель: закрепить алгоритм проверки безударных гласных в корне.
Микроцель: учить подби-рать проверочные слова.
5. Физминутка.
От небесного причала,
Оттолкнулся луноход,
Он назад поплыл сначала,
А потом поплыл вперед.
И поплыл, поплыл по небу,
Набирая полный ход.
– У вас на столе карточки, которые попали в зону турбулентности, все пункты памятки перепутались местами, вам надо их восстановить.
___ определить корень
___ подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение
___ поставить ударение
___ выделить безударную гласную
– Теперь мы остановились на планете “Учебная”. Открываем учебники на странице 166, упражнение 313. Выполняем по заданию, используя памятку, работаем в паре.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил ошибки при письме?
- Как вы объясните свои ошибки? Обучающиеся составляют:
1. Поставить ударение.
2. Выделить безударную гласную.
3. Определить в слове корень.
4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Обучающиеся работают в паре и рассуждают так:
«В слове «листок» второй слог ударный, первый слог безударный, нужно проверить. Выделим корень – лист -. Подберём проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение – лист. Значит, в слове «листик» пишем гласный – и».
Взаимопроверка.
( Правильно подобрать проверочное слово или корень в однокоренных словах пишется одинаково. )
Творческая работа по применению полученных новых знаний на практике. Работа по развитию устной и письменной связной речи.
Микроцель: проверить усвоение материала урока - Отгадайте, какой цветок нравится Лунтику:
Есть один такой цветок
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (одуванчик)
Рассмотри картинки.
Что обозначает последовательность этих картинок? (помощь: сначала, позже, в конце концов.)
Что нарисовано на первой картинке?
Сколько цветочных головок нарисовал художник?
Почему правая головка такая маленькая? (помощь: бутон зелёный, ещё не расцвёл, торчат жёлтые лепестки).
Какого цвета цветущий одуванчик?
На что он похож? (цыплёнок, солнышко, подушечка, монетка.)
Левая головка:
1) цветёт
2) ещё не расцвела
3) уже отцвела, семена созрели
На что похож этот одуванчик? (помощь: шарик, снежок, елочная игрушка, белый, серебристый.)
Какого цвета листья одуванчика? (помощь: ярко-зелё-ный)
Какого цвета небо над одуванчиком?
Как ты думаешь, какую погоду нарисовал художник? (помощь: хороший, солнечный, безветренный.)
Какого цвета полянка, на которой растет одуванчик?
- Кто хочет рассказать своё описание одуванчика?
Экспресс диагностика.
– Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы, не забудьте использовать нашу памятку:
На п.лянке растёт одуванчик. У него з.лёные листья и две г.ловки. Правый цв.ток не распустился. Левый цв.ток превратился в пуш.стый шар с с.менами. Он похож на сн.жинку.
- Каким правилом пользовались, чтобы выполнить это задание?
Учитель поворачивает доску с верно написанным текстом.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
- Кто правильно справился с заданием?
- Кто частично выполнил задание? - Одуванчик.
У обучающихся на парте картинка. Рассматривают картинки.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя и одновременно на черновик записывают предложения по картинке, так чтобы получился рассказ об одуванчике.
Обучающиеся слушают выступление одноклассника. Пример описания:
На полянке растёт одуванчик. У него ярко-зелёные листья и две головки. Правый цветок ещё не распустился, это бутон. Он плотно закрыт. Только на кончике показались жёлтые лепестки. Левый цветок намного выше. Он уже отцвёл и превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку или на хрупкую ёлочную игрушку.
Над ним ярко-голубое небо, значит, вовсю светит солнце. Погода безветренная, листья одуванчика не колышутся.
- Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.
Самопроверка. Обуча-ющиеся самостоятельно проверяют свою работу:
На полянке растёт одуванчик. У него зелёные листья и две головки. Правый цветок не распустился. Левый цветок превратился в пушистый шар с семенами. Он похож на снежинку.
Итоговая рефлексия. Микроцель: показать, какие действия учеников привели к успешному выполнению задачи урока.
– Наше путешествие подходит к концу. Мы прилетели на Луну. Смотрите, нас встречает Лунтик. Расскажем Лунтику о нашем путешествии.
–Какие гласные буквы часто вызывают затруднения при написании?
- В какой части слова мы учились проверять написание безударных гласных?
- Расскажите правило, с которым мы познакомились?
– Чтобы вы не ошибались, я хочу подарить вам и Лунтику памятки “Как проверить безударную гласную в корне слова”, мы будем работать по ней, вклейте её, пожалуйста, в нашу тетрадь –справочник по русскому языку.
- Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:
- Я – молодец!
- Мне надо поработать!
- Я ничего не понял! Помогите!
- Буквы а, о, е, и, я в безударных слогах.
- В корне слова.
- Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное.