Тренинг для педагогов «Профилактика наркомании среди детей и подростков».
«Профилактика наркомании среди детей и подростков».
Цель тренинга: обозначение проблемы наркомании в современном обществе и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.
Задачи тренинга:
1) повышение уровня информированности педагогов по проблеме наркомании;
2) осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков;
3) помощь педагогам в формировании у подростков стойкого неприятия к наркотикам, выработке зрелой, обоснованной позиции в отношении употребления наркотиков;
4) установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений педагогов со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга;
5) обучение навыкам разрешения проблем, оказания психологической и социальной поддержки в процессе взаимодействия со школьниками;
6) формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.
Ход тренинга.
Упражнение «Последний лишний».
Инструкция: участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим, придумывает и задает новый вопрос и т.д. Например: «Меняются все, у кого день рождения летом» или «Меняются все юноши», или «Меняются те, у кого имя начинается на букву «А»!» и т.д.
Упражнение «Узнаем друг друга лучше!»
Цель упражнения: знакомство участников, создание в группе веселой позитивной атмосферы.
Необходимые материалы: листы бумаги; ручки или карандаши для участников.
Инструкция: Тренер просит участников объединиться в пары и взять друг у друга интервью, задавая вопросы о том, что интервьюируемому особенно интересно, что нравится, может быть, о его самых больших достижениях, хобби и т.п.
Время на интервью — 7 минут (по 3,5 минут на каждого участника в паре).
После окончания интервью каждый человек из пары представляет своего партнера (рассказывает о нем) всей группе по следующей формуле:
«Все знают, что Павел..., но никто не знает, что он...». Каждый участник называет по 5 фактов о своем партнере.
Принятие правил тренинга
Цель: выработать правила групповой работы.
Умейте слушать друг друга.
Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.
Говорите по существу.
Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?»
Проявляйте уважение.
Открытость в высказываниях появится лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей.
Конфиденциальность.
То, что происходит на занятии, остается между участниками.
Правило «стоп».
Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Каждый говорит за себя, от своего имени.
Стоит говорить не «Все считают, что...», а «Я считаю, что...» и т.п. Все происходящее совершается «здесь и теперь».
Игра «Спорные утверждения»
Цель: Выяснение уровня информированности педагогов по проблемам наркомании.
Для проведения теста необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Совершенно согласен»
«Согласен, но с оговорками»
«Совершенно не согласен»
«Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты. Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав мнения каждого из участников ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
Примеры спорных утверждений:
Наркомания – это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы - это не люди.
Мозговой штурм «Составление портрета современного подростка».
Цель: создание на основе представлений участников собирательного образа современного подростка.
Инструкция: Участникам предлагается составить словесный портрет современного подростка, обозначив его основные черты личности, увлечения, моду в одежде, в музыке, в спорте. Необходимо, чтобы были обозначены и негативные черты: портрет не должен быть идеализированным. Предложения участников записываются на листе ватмана и оставляются до окончания занятия.
Групповая дискуссия «Почему дети и подростки употребляют наркотики?»
Цель: осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков.
Инструкция: ведущий задает вопрос участникам тренинга: «Возникает вопрос: если наркотики вызывают одни неприятности (зависимость, «ломки», физическая, психическая и социальная деградация, страдания близких, ранняя смерть), то чего ради дети и подростки их потребляют?». На доске или на ватмане ведущий фиксирует мотивы употребления детьми и подростками наркотических веществ, которые называют участники дискуссии. После окончания времени дискуссии необходимо подвести итог: «Очевидно, человеку присуще стремление изменять психику с помощью каких-либо средств. Потребление наркотиков может служить формой социального протеста, средством идентификации (показателем принадлежности к определенной субкультуре), а потребление некоторых из них (элитарных», «престижных» (например, кокаина) играет престижно-статусную роль. Другое дело, что за все приходится платить, и потребители наркотиков расплачиваются здоровьем, потерей работы, учебы, семьи, жизнью…
В основе стремления к приему наркотиков лежит эйфоризирующий эффект («кайф»), состояние легкости, восторга, блаженства, душевного покоя или же необычайной остроты ощущений – красок, запахов, звуков. За «кайф» приходится платить мучительными «ломками», утратой социального статуса, ранней гибелью. Страх перед «ломками» - вторичная причина, заставляющая наркомана постоянно возобновлять прием наркотиков».
Упражнение «Передай невидимый предмет»
Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.
Инструкция: участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.
Упражнение «Запретный плод».
Цель: осознание своего поведение в ситуации запрета.
Инструкция: в центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.
Упражнение «Благодарю…»
Инструкция: все образуют круг. Начинает ведущий. Он протягивает руку и говорит стоящему справа участнику: «Спасибо, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу: «Спасибо, за оказанную поддержку», – и берёт соседа за руку, и так до завершения круга. В заключение все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спасибо! До свидания!».
Наркомания – это преступление.
Лёгкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
Наркоман может умереть от СПИДа.
Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
Наркоман может умереть от передозировки.
Продажа наркотиков не преследуется законом.
Наркомания не излечима.
Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
Наркоманы - это не люди.