Конспект урока биологии в 7 классе на тему: Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. В.В.Пасечник.

Биология. 7 класс.
Учебное занятие № 15.
Дата: 20.10.2016 год
Тема. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №3: «Изучение представителей отрядов насекомых».
Цели: 1. Познакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы.
2. Содействовать развитию у учащихся памяти, речи.
3. Воспитывать самостоятельность в работе с учебником, текстом и тетрадью по вопросам.
Оборудование: коллекции насекомых, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные», «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»; лупы, препаровальные иглы, компьютер, проектор, экран, диск для 7 класса, презентация.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны усвоить основные признаки членистоногих;
- должны знать особенности внешнего и внутреннего строения насекомых;
- уметь определять и называть насекомых, которые чаще других встречаются в нашей местности: пчела, оса, муравей, майский жук, стрекоза, комар, муха и т. д.
- знать о вреде, наносимом насекомыми-вредителями.

Ход учебного занятия:

I этап. Организационный. Обеспечить нормальную обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся для работы на учебном занятии.

II этап. Проверка домашнего задания.
Сообщения на темы:
«Паукообразные - вредители сельскохозяйственных культур»,
«Таежный и пастбищный клещи, их опасность для здоровья и жизни человека»;
«Речной рак: что мы о нем знаем»;
«Промысловое значение морских ракообразных».
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради №6-11, с.32-33.
Вопросы классу:
1) В чем особенность внешнего строения членистоногих?
2) Как можно объяснить то обстоятельство, что членистоногие освоили все среды обитания?
3) Назовите известных вам представителей класса Ракообразные.
4) Назовите представителей класса Паукообразные.
5) Из каких отделов состоит тело пауков?
6) В чем особенность строения дыхательной системы пауков?
7) Какую роль играют паутинные бородавки и как паук строит ловчую сеть?
8) В чем проявляется особенность способа питания паука?
9) В чем особенность строения клещей?
10) Какой вред наносят клещи-паразиты?
4. Подготовка к ОГЭ: тест «Паукообразные»:
1) Паукообразные - обитатели суши, они дышат:
А - атмосферным кислородом;
Б - растворенным в воде кислородом;
В - только с помощью легких;
Г - при помощи легких и трахей. (Ответ: А, Г.)
2) Для всех паукообразных характерны:
А - 5 пар ног и 2 пары усиков;
Б - 4 пары ног и ни одной пары усиков;
В - тело разделено на головогрудь и брюшко;
Г - тело разделено на голову, грудь, брюшко. (Ответ: Б, В.)
3) Пауки - хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется:
А - в желудке;
Б - вне организма;
В - в кишечнике;
Г - в пищеводе. (Ответ: А, Б, В.)
4) Клещ является:
А - переносчиком возбудителя энцефалита;
Б - возбудителем энцефалита;
В - вредителем культурных растений;
Г - возбудителем малярии. (Ответ: А.)
5) Таежные клещи по характеру питания являются:
А - хищниками;
Б - паразитами;
В - растительноядными;
Г - сапрофитами. (Ответ: Б.)
6) К паукообразным относятся:
А - дафнии;
Б - клещи;
В - пауки;
Г - все членистоногие. (Ответ: Б, В.)
7) Клещей можно отличить от пауков по следующим признакам:
А - все членики тела срастаются между собой;
Б - тело состоит из головогруди и брюшка;
В - имеют 8 ног;
Г - усики отсутствуют. (Ответ: А.)

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Постановка темы и цели учебного занятия.
Сообщить учащимся, что приступаем к изучению класса Насекомые - новой группы членистоногих.

IV этап. Усвоение нового материала.
1. По числу видов насекомые составляют значительное большинство живущих на Земле членистоногих. Сообщить об их широком распространении и заселении различных сред жизни. В ходе рассказа необходимо использовать коллекции насекомых, таблицы и рисунки с их изображением. Рассматривая коллекции, предложить учащимся осторожно потрогать тело жука.
Спросить: «Каким кажется вам покров жука? Какое вещество входит в состав покрова?». Так у учащихся развивается понятие о хитиновом покрове. Необходимо напомнить, что хитиновый покров есть и у ракообразных и паукообразных.
2. Особенности внешнего строения насекомого закрепляются в процессе выполнения лабораторной работы № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых», с. 65 учебника и оформление в тетради для лабораторных работ.

V этап. Первичная проверка понимания.
1. Вопросы:
1) Какой покров имеет тело насекомого?
2) Что такое наружный скелет?
3) Из каких отделов состоит тело насекомого?
4) К какому отделу тела прикреплены конечности?
5) К какому отделу тела прикреплены крылья?
6) Что собой представляет покров рака и паука? Из какого вещества он образован?
7)Какие функции выполняет хитиновый покров ракообразных и паукообразных?
Отметить, что вследствие чередования кусочков твердого и полосок мягкого хитина тело и ноги жука кажутся покрытыми насечками. Поэтому насекомых и называют насекомыми, как бы «насеченными».
2. Выполнение заданий в рабочей тетради. (№1-3, с. 34-35.)

VI этап. Информационный.
§15. №4-6, с.35 (по выбору учащихся).

VII этап. Подведение итогов и оценка учебного занятия. Оценить качество работы класса и отдельных учащихся.

VIII этап. Рефлексия. Что понравилось на учебном занятии? Что не понравилось?














13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215