Формирование правовой грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания

Введение

Обоснование актуальности выбранной темы:

« У того, кто решит изучать законы,

не останется времени их нарушать»
И.В. Гете

Позитивные тенденции интеграции России в мировое сообщество, динамичные процессы обновления, происходящие в российском обществе, направленные на демократизацию в различных сферах общественной жизни, признание приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, с одной стороны, и нарастание негативных явлений в молодежной среде, вызванных усилением нигилистских, националистических, криминальных, наркотических влияний с другой стороны, актуализируют значимость формирования правовой грамотности подрастающего поколения. Возникает потребность в изменении подходов к правовому обучению, так как востребован выпускник, проявляющий устойчивость к негативным влияниям, политическую инициативу, гражданские качества, сопричастность к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от правовой грамотности, осознанного выбора нравственно-правовой позиции, правомерного ответственного поведения. Отсутствие правовой грамотности ставит под сомнение реализацию таких базовых ценностей и принципов жизни общества как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.
В последние годы рост правонарушений и преступности в обществе, рост неблагополучных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении, также является основанием для усиления работы по

- 3 -

формированию правовой грамотности, законопослушного поведения обучающихся.

Проблема работы:

Современные статистические исследования свидетельствуют, что правовая грамотность в Российской Федерации составляет 12%, а россиян с высшим образованием - 37%. Поэтому проблема отсутствия правовой грамотности взрослых и несовершеннолетних остается одной из самых сложных проблем модернизации образования. В связи с социально-экономическими изменениями в обществе обострилась проблема борьбы с преступностью, преступность развивается быстрыми темпами и вовлекает в свои ряды большое количество несовершеннолетних. Школа не в состоянии охватить все сферы становления и развития обучающихся, ведь на их развитие активно влияют и другие факторы: семья, СМИ, социум. Часто дети оказываются в ситуации отчуждения от общих социальных приоритетов. Преодоление этой ситуации отчуждения позволит создать условия для формирования правовой грамотности обучающихся.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу формирования правовой грамотности обучающихся, так как современное российское законодательство очень изменилось. В современном обществе правовые знания нужны обучающимся не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом обучении необходимо решить проблему выбора современной технологии, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

- 4 -
Практическая направленность правового обучения, формирование законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно научить обучающихся грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

Цель данной работы:

Исходя из того, что решение проблем формирования правовой грамотности весьма актуально, целью данной работы является исследование путей, способствовавших повышению эффективности постижения обучающимися правовых знаний.

Задачи данной работы:

1.Дать определение основных понятий темы исследования, как-то: «правовая грамотность», «правовой нигилизм», « правосознание граждан» и т.д.
2.Рассмотреть содержание государственных документов, определяющих формирование правовой грамотности в образовательных учреждениях.
3. Исследовать практику применения технологий формирования правовой грамотности.
4.На основании изученных технологий выявить наиболее результативный способ изучения основ права в контексте поставленной в работе проблемы.

Объект, предмет и методы проведения исследования:

Объектом данного исследования является рассмотрение законодательной базы, позволяющей определить задачи формирования правовой грамотности обучающихся.
Предметом данного исследования является определение технологий
- 5 -

изучения правовых знаний.
Методологической основой данной исследовательской работы послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как описание, научная абстракция, методы детерминированного факторного анализа, синтеза, методы группировки, прогнозирования и др. Использование данных методов позволило исследовать технологии формирования правовой грамотности обучающихся.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Теоретическая значимость работы обусловлена ее актуальностью и заключается:
- в постановке и решении проблемы, значимой для модернизации современного образования;
- в расширении изучения правовой базы для формирования правовой грамотности обучающихся;
- в подробном изложении собственных методов и способов формирования знания основ права.

Практическая значимость работы:

- результаты исследования могут способствовать расширению педагогического опыта учителей истории и обществознания, занимающихся вопросами формирования правовой грамотности, а также подготовкой к ЕГЭ;
- составляющие работы, презентация могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей социально-гуманитарного цикла.
- 6 -
Глава I. Характеристика основных понятий исследования, правовой базы, методологической основы исследования.
§1. Определение основных понятий исследования:
Рассматривая проблему формирования правовой грамотности обучающихся, необходимо определить некоторые основные понятия исследования.
Правовая грамотность – общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Правовая грамотность становится действенной силой лишь тогда, когда органически взаимодействует с гражданским и правовым сознанием.
Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражено отношение социальных групп к праву, т.е. субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Правовой нигилизм – отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать поведение людей.

§2. Характеристика правовой базы и монографий, использованных в исследовании о формировании правовой грамотности обучающихся.
При рассмотрении характеристики правовой базы необходимо начать с рассмотрения Конвенции о правах ребенка, которая в иерархии нормативно-правовых актов занимает начальное положение. В Преамбуле Конвенции подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу, помощь и поддержку, которая должна охватывать все стороны их жизни. В законе « Об образовании в Российской Федерации» (2012год) акцентируется внимание на воспитании взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры обучающихся.
Однако в современном социуме и образовательной практике прослеживается недостаточный уровень правовой грамотности и культуры как общества в
- 7 -
целом, так и конкретной личности.
Поэтому в 2011 году был принят документ « Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В данном документе отмечено, что в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России является серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права. Президент России перечисляет условия, способствующие распространению правового нигилизма: несовершенство законодательства РФ и практики его применения, избирательность в применении норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение. Как следствие – правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений.
В документе определены цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности:
- формирование в обществе устойчивого отношения к закону и преодоление правового нигилизма;
- повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
- создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
- внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Особое внимание документ уделяет формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
- 8 -
Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения в сфере формирования правовой грамотности являются:
- включение в примерную основную общеобразовательную программу задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
- развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий.
Предусмотрено и распространение программ дополнительного правового образования, а также повышение уровня юридической грамотности педагогов. Таким образом, документ четко определяет направление государственной политики в сфере формирования правовой грамотности обучающихся.
ФГОС основного общего образования подчеркивает, что изучение предметной области « Общественно-научные предметы» должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности и правового самосознания.
Необходимо отметить, что проблемы формирования правовой грамотности, правовой культуры, сознания, правового воспитания не оставались без внимания ученых. Эти проблемы рассматривались в работах М.Б. Смоленского, С.И. Герасимова, А.Ф. Никитина, С.А. Григорьевой, И.А. Иванникова и других известных юристов и педагогов. Так С.А. Григорьева в своей монографии « Формирование правовой культуры молодежи» пишет: «К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс
- 9 -
распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель-воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России»[7, с. 28]. С. И. Герасимов в своей работе « О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан России» отмечает: « К сожалению, в настоящее время ценностное, эмоциональное воздействие правового воспитания очень сильно ограничено реальной правовой практикой. Пустые декларации, демагогические заявления (как политическими лидерами перед населением, так и учителями перед обучающимися) пагубно сказываются на процессе формирования правовой грамотности. К тому же на роль воспитателя годится далеко не каждый»[8, с. 46] Проблемы формирования правовой грамотности, правового воспитания в настоящее время активно обсуждаются на страницах педагогических и юридических изданий. Среди исследователей данного вопроса следует назвать Е. А. Певцову, Д. И. Рогаткина, М.Н. Марченко, Т.В. Кашанину и др.
Завершая исследования правовой базы и монографий по исследуемой теме, можно сделать следующие выводы:
- недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России является серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права;
- документ « Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» четко определяет направление государственной политики в сфере формирования правовой грамотности обучающихся;
- проблемы формирования правовой грамотности, правовой культуры, сознания, правового воспитания не оставались без внимания ученых, все они
считают, что формирование позитивного отношения к закону, праву, знание
молодежью своих прав и обязанностей является частью развития гражданского общества и правового государства.
- 10 -
Глава II. Практика применения основных технологий формирования правовой грамотности.
§1. Исследование вопросов применения интерактивных технологий формирования правовой грамотности на уроках истории и обществознания.
Формирование правовой грамотности обучающихся - одна из важнейших задач модернизации образования. Только зная и уважая законы, сохраняющие накопленные веками ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Обучающиеся должны знать, что почти каждый наш поступок так или иначе обусловлен и связан с правовой грамотностью. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить порядок и организацию во взаимоотношениях между людьми. От сегодняшних школьников зависит, каким будет завтрашний мир, и поэтому очень важно помнить о значимости правовых знаний, умений, формировать которые можно на уроках истории и обществознания.
История и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы. При этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.
Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающихся, т.е. при использовании интерактивных методов обучения. Интерактивность – это способность находиться в режиме диалога, при
- 11 -
интерактивном обучении диалог строится на следующем: « ученик-ученик» (работа в парах), ученик-группа обучающихся (работа в группах), ученик-аудитория (представление презентации).

§2. Преимущества интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение-это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, Совместная деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен мнениями, идеями. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новую информацию, но и развивать свои коммуникативные универсальные учебные действия: высказывать собственную точку зрения, выслушивать мнение других, оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы: они способствуют установлению эмоциональных контактов между обучающимися, приучают их работать в команде, снимают нервную нагрузку обучающихся, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания.
Такие методики соответствуют современным требованиям модернизации образования, так как в процессе их применения меняется взаимодействие учителя и обучающихся, учителю достается роль консультанта, его активность уступает место активности обучающихся, а задачей учителя становится создание условий для инициативы, которая позволит обучающимся увидеть в праве систему регулирования их поступков и понять, что произвол, хаос и анархия могут привести к необратимым последствиям.
- 12 -

§3. Методы интерактивного обучения, применяемые при формировании правовой грамотности на уроках истории и обществознания.
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, которые позволяют на уроках истории и обществознания формировать отношение к правовым знаниям как к руководству жизненной ситуацией.
«Мозговой штурм» - ведение группового обсуждения какой - либо обществоведческой или исторической проблемы.
Например, при изучении темы « Банковская система в Российской Федерации» можно поставить перед обучающимися 11 класса следующую проблему: « Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить – в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. После обсуждения в группе и консультирования с учителем, несущим тьюторскую нагрузку, обучающиеся приходят к правильным выводам: чтобы обезопасить себя от финансовых рисков, деньги нужно хранить в разной валюте или купить золотые монеты. Практическая востребованность информации в данном случае налицо.
Дискуссия- беседа, организуемая ведущим, когда у участников по какой-либо проблеме имеются различные точки зрения.
Например, обучающимся в 9-11 классах на уроках обществознания предлагается при изучении темы « Преступление и его признаки» возможность дискуссии « Смертная казнь: за или против?». Обучающиеся имеют различные точки зрения на данную проблему, каждый пытается отстоять свою позицию, приводя различную аргументацию. Результатом подобного метода является следующее: каждый принимает участие, приводит собственную аргументацию, выслушивает чужую точку зрения, пытается ее опровергнуть. В конце дискуссии делается вывод о том, что лишать человека его естественного права на жизнь нельзя. В расширенном
- 13 -

варианте дискуссионные темы могут обсуждаться на уроках, которые осуществляются в форме «круглых столов».
Игра - вид деятельности, в которой важен не результат, а процесс. Наиболее существенной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой- многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке. Игру можно использовать на уроках истории и обществознания, причем игра приемлема в любых классах, так как игре все возрасты покорны.
Например, в 5-х классах на уроке « Зарождение демократии в Афинах» можно сыграть в игру «Народное собрание», а в старшей возрастной группе продуктивно проходит игра « Суд идет» Игра дает возможность педагогу поставить обучающегося в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования познавательной активности.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по особым правилам. Применять методику синквейна лучше всего на уроке повторения или обобщения. Пример синквейна, который написала обучающаяся в 5 классе после изучения темы « Права и обязанности гражданина РФ»:
«Закон,
Суровый, справедливый.
Предупреждает, защищает, наказывает.
Условие существование правового государства.
Необходимость».
Кластер - графический способ организации учебного материала. Кластер особенно результативен при конструировании повторительно-обобщающих уроков, позволяет прослеживать логическую последовательность изложения материала. В составление кластера каждый обучающийся тоже может внести свою долю из своего информационного запаса, что позволяет привлечь к
- 14 -

познавательной деятельности возможно большее число обучающихся.
Исходя из изложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:
- чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить порядок и организацию во взаимоотношениях между людьми;
-история и обществознание – универсальные предметы, их изучение охватывает разные сферы человеческой жизни, которые регулируются законом, поэтому формирование правовой грамотности должно красной нитью проходить через эти уроки вне зависимости от изучаемой темы;
- при этом должно учитываться главное условие: недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научить детей грамотно ею пользоваться, кроме того, нужно всегда помнить о развитии личности обучающегося, его творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения;
- все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности обучающихся, т.е. при использовании интерактивных методов обучения.











- 15 -
Заключение

Главная задача модернизации российской системы образования состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальности и перспективным потребностям личности, семьи и государства. Государство же заинтересовано в развитии правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс курсов, программ, методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Причем знания эти должны служить основой для формирования правосознания. Важной же целью формирования правосознания является достижение правовой компетентности обучающихся как способности и возможности в соответствии с имеющимся уровнем правовой грамотности использовать правовые знания в жизни для самостоятельного решения правовых проблем. Использование на уроках истории и обществознания интерактивных методов обучения позволяет формировать правовую грамотность обучающихся как основу формирования правосознания современного российского гражданина.










- 16 -

Оглавление

Введение.С. 3-6

Глава I. Характеристика основных понятий исследования, правовой базы, методологической основы исследованияС. 7-10

§1. Определение основных понятий исследования.С.7

§2. Характеристика правовой базы и монографий, использованных в исследовании о формировании правовой грамотности обучающихся.С.7-10

Глава II. Практика применения основных технологий формирования правовой грамотности С.11-15

§1. Исследование вопросов применения интерактивных технологий формирования правовой грамотности на уроках истории и обществознания.
..С.11

§2. Преимущества интерактивных методов обучения...С.12

§3. Методы интерактивного обучения, применяемые при формировании правовой грамотности на уроках истории и обществознания.С.12-15

ЗаключениеС.16

БиблиографияС.17

- 2 -
Библиография
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации. М., 1996.
Закон об образовании.
ФГОС основного общего образования.
Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
Григорьева С.А. Формирование правовой культуры молодежи. М.: Наука,2000.
Герасимов С.И. О реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. М.: Просвещение,2013.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: ВЛАДОС, 2003.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Просвещение, 2005.