Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме Обобщающее повторение по теме Литосфера

Технологическая карта
Автор разработки: Т.А. Шешукова
Тема
«Обобщающее повторение по теме «ЛИТОСФЕРА».

Цели

Учебно-познавательные: определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов. Проверить умение находить на карте основные географические объекты, связанные с данной темой, умение объяснять процессы, связанные с формированием рельефа поверхности Земли и дна Мирового океана.
Учебно-практические: через индивидуальную, парную и групповую формы работы развивать устную речь учащихся и отрабатывать умения работать с географическими картами; развивать географическое мышление.
Учебно-развивающие: развитие умений применять полученные знания в практической деятельности; умение ориентироваться по географической карте, развитие творческих способностей учащихся при выполнении заданий.
Развивать умение работать в паре, в группе; формировать чувство товарищества, дружбы; умение выдвигать гипотезу, аргументированно представлять свою точку зрения и принимать чужую; умение осмысленно работать с текстом; произвольно строить речевое высказывание.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Проверка знаний и умений по теме «Литосфера», знание определений «литосфера», «горные породы», «землетрясения», «вулканы», «выветривание», «формы рельефа», «горы», «равнины».

Термины и понятия
Литосфера, горные породы, землетрясения, вулканы, выветривание, формы рельефа, горы, равнины.


Планируемый результат


Личностные умения
- проявлять интерес к изучению темы;
- формирование целостного мировоззрения;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи при выполнении определенных заданий по теме;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей
- осознание собственных достижений при освоении темы.

Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;
- различать природные объекты литосферы и обосновывать их использование;
- определять горы, равнины и обосновывать свое мнение;
- устанавливать соответствие между строением земной коры и расположением форм рельефа, обосновывать свое суждение;
- различать осадочные, магматические и метаморфические горные породы и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания для дальнейшего изучения географии;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнерами и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- знание терминов: литосфера, горные породы, землетрясения, вулканы, выветривание, формы рельефа, горы, равнины;
- знание основных особенностей рельефа Земли и дна Океана;
- умение определять, называть и показывать по карте номенклатурные объекты литосферы.

Организация образовательного пространства

Форма урока
Ресурсы
Формы работы

Обобщающее повторение в форме игры
Информационный материал
Учебник «География» 6 класс.
Демонстрационный материал
Электронная презентация по теме: «Литосфера».
Настенная карта «Физическая карта мира»
Раздаточный материал
Карточки с учебными заданиями.
Атласы по географии 6 класс.
Фронтальная.
индивидуальная –
парная -
групповая -


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1. Мотивация
(1 мин)
Приветствует детей.
Демонстрирует слайд №2 и читает стихотворение:
Начинаем наш  урок,
Надеюсь, он пойдет вам впрок,
    Постарайтесь всё понять,
    Учитесь тайны открывать,
    Ответы полные давать
    И получить оценку «пять»!

Слушают учителя
Личностные умения:
- проявлять интерес к уроку.


2. Целеполагание
(4 мин)
Задает вопрос: Какую тему мы изучили?
(После ответа демонстрирует слайд № 3)

По этой теме мы рассмотрели много вопросов. Скажите, пожалуйста, а что мы изучили в этой теме?
Вопрос: Проверим, правильно ли вы назвали темы? (демонстрирует слайд № 4), сравнивают ответы с эталоном.
Как вы думаете, если все вопросы нами изучены, чем же мы займемся на этом уроке?


Итак, есть на все в программе мера.
Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как ни жаль.
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!


Итак, мы отправляемся в путешествие по интересной и загадочной ЛИТОСФЕРЕ.
Давайте наметим цели нашего путешествия:

После ответов учащихся демонстрируется слайд №5 – цели урока.

Объясняет, что каждый этап урока дети будут оценивать сами (Оценочный лист).
Отвечают на вопрос учителя.


Называют темы, которые изучили.
Смотрят слайд, сравнивают свои ответы с эталоном. Отвечают на вопрос, определяют виды своей деятельности на уроке.












Определяют цели урока.



Слушают, по необходимости задают организационные вопросы.
Личностные:
-умение самостоятельно определять цели своей деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Учебно-познавательная деятельность.

3.
Понятия – термины
(5 мин)
Ставит проблемный вопрос: на слайде № 3 представлены разные термины и понятия, а можете ли вы их объяснить?


Организует
А теперь словарь по теме,
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы.
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
А зовут его (овраг)

Чтоб узнать глубины вод,
Что применим?... (эхолот)

По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка (барханы)

Взлетают пыль и тучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна, Гекла?
Еще вопрос вам от меня (вулканы)

Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца (гранит)

Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан
Фонтан вам тот известен (гейзер)

Учитель: Ну, что, справились? Какие трудности возникли у вас?

А теперь проверьте самостоятельно свои ответы (Демонстрирует слайд №6 с ответами), поставьте себе оценки: 6 верных ответов –«5», 5-4 – «4», 3- «3», меньше 3- «2». Дем. Слайд №7

Дают ответы на проблемный вопрос.
Называют основные понятия темы «Литосфера».
Дают объяснение этим терминам.
Коммуникативное умение
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


4.
Путешествие по карте
(7 мин)
Создает проблемную ситуацию:
Как вы думаете, есть ли на картах России и Физической карте мира названия форм рельефа, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя?
Давайте проверим!
Задание
Найдите на картах формы рельефа, название которых начинается на первую букву вашего имени или фамилии.





Вопрос: Какие чувства вы испытывали при выполнении этого задания? Вам понравилось? Какие задания по изучению номенклатурных названий вы бы смогли предложить своим товарищам?
Отвечают на вопрос.





Работают по физической карте мира и карте России в атласах. Выписывают географические названия, затем показывают их на карте.
Отвечают на поставленные вопросы, придумывают задания по картам.
Регулятивные:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе работы с картами;
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.


Учебно-практическая деятельность.

5.
Горные породы
(10 мин)
Демонстрирует слайд №8 и читает стихотворение:
В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты, железо, мрамор, родонит.
Найдем в ней много по приметам цветных камней, не только руд:
Рубин сияет красным цветом, зеленым цветом изумруд.
Темны кристаллики граната, лучисты грани хрусталя.
И знаменита и богата моя Уральская земля.
Вопрос: о чем говорится в стихотворении? Выделите из стихотворения тему, которую мы с вами сейчас повторим. Определите вид своей деятельности.
Организует работу по повторению вопроса «Горные породы». Нацеливание учащихся на активную работу
Задание
У вас на партах лежат карточки с таблицами и горные породы, вам необходимо исследовать свои горные породы, дать им описание и занести результаты в таблицу:



Свойства горной породы
Название

Плотная, рыхлая, сыпучая


Вес:
А) тяжелый
Б) средней тяжести
В) легкий


Цвет


Прозрачность


Блеск


Твердость


Структура
- зернистая
-пылеватая
-комковатая


Происхождение:
магматическая
осадочная
метаморфическая


Использование



Ставит проблемный вопрос: почему все горные породы разные?
Слушают учителя.











Дают свои ответы.



Выполняют работу в парах. Делают выводы:
Все горные породы делятся на 3 группы: магматические, осадочные, метаморфические.
Определяют значение горных пород для человека.






















Ответы и выводы детей.
Регулятивные умения:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- определять названия, свойства, происхождение горных пород.
Познавательные умения: - построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей.


6.
Физминутка
(1 мин)
А сейчас мы немного отдохнем. Поиграем.
Читает загадки.
1. Белый камушек растаял
На доске следы оставил (мел)

2. Камень набережных и площадей
Он - фундамент массивных домов.
И в руках умелых людей –
Украшенье больших городов. (Гранит)
3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
4. Он очень нужен детворе,
Он и на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5. В нем навсегда застыл зеленый пламень
Красив своим рисунком минерал,
Скажите, как зовется этот камень.
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)
Росли на болоте растения.
Теперь – это топливо и удобрение. (Торф)
7. В воде родится, а воды боится (Соль)
8. Без нее не поедет
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
9. На кухне у мамы – помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ).


Внимательно слушают загадки. Если знают отгадку, хлопают в ладоши, встают и дают ответ (можно коллективный).
Регулятивные:
–- выполнять учебное задание в соответствии с целью.


7.
Угадай явление природы
(12 мин)

Создает проблемную ситуацию: Нам поступило
сообщение о том, что в ближайшее время
организуется экспедиция по изучению земной коры
сейсмоопасных районов. Нам можно отправить
в экспедицию только 4 человека. Кого же и как мы
можем выбрать из класса?
Эта экспедиция будет изучать
сейсмоопасные районы. Ребята, а что такое
сейсмоопасные районы?

Итак, чтобы определить, кого мы отправим в
экспедицию, нам надо выполнить задания в
группах. Сформируйте самостоятельно 4 группы.
Каждая из групп имеет
возможность отправить для работы 1го научного
сотрудника, кого? – вы решите сами. Но вначале вам
предстоит выполнить совместно задание.
Дает задания группам. (Приложение 1).






Итак, в экспедицию вы отправляете

Дает задание 4 учащимся
«Пазлы» - собрать картинку, объяснить, что изображе-
но, показать на карте примеры, если это географи-
ческий объект).
Дает задания в группах: разгадайте кроссворд
(Приложение 2).
Дает ответы на слайде №9

Предлагают варианты решения проблемы.





Дают ответ на поставленный вопрос.



Самостоятельно делятся на группы по 5 человек в каждой.


Выполняют задания в группах.
Называют ответы, аргументируют их.

Выбирают из группы 1 члена в экспедицию.
Называют участников.

Выполняют задания


Разгадывают кроссворд.
Коммуникативные: 
-формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивное умение
- выполнять учебное действие в соответствии с планом

8.
Рефлексия
(3 мин)
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Предлагает ответить на вопросы: как чувствовал себя на уроке, с каким настроением работал, доволен ли собой?
комфортно ли работать в малой группе, какие затруднения были в общении?
достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы (вопросы: все ли мы знаем о литосфере? над какими вопросами тебе надо поработать дополнительно?)
предлагает выбрать соответствующий его настроению, оценке урока значок и занести результат в оценочную таблицу. (Слайд №10)
Реализация рефлексивного алгоритма:
«Я»


«Мы»


«Дело»
Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


9.
Итог урока. Оценка результатов
(1 мин).
Ставит вопрос: чего мы сегодня добились на уроке?
Какую оценку за работу на уроке вы бы поставили себе? Зафиксируйте это в оценочной таблице.

Все ваши результаты я посмотрю и на следующем уроке объявлю вам оценки.

Я благодарю вас за плодотворную работу и желаю в дальнейшем хороших успехов вам в изучении географии. Большое всем спасибо. Урок закончен.




Приложение 1:
Как называется это явление?
«Во время покоя котловина наполнена чистой водой, которая у поверхности
достигает + 82оС! Вдруг раздается подземный шум: он в слабой форме
напоминает те же звуки, которыми сопровождается извержение огнедышащей
горы. Шум длится несколько секунд. А затем он смолкает и снова повторяется
с повышенной силой. Вода вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода,
появляются пузырьки паров, они лопаются на поверхности, и воды взлетают
на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает на
некоторое время котловину».

(Извержение гейзера)

Как называется это явление?


«Земля содрогалась и растрескивалась. В горах происходили крупные обвалы и оползни. Появились новые реки: исчезли озера, некоторые острова скрылись в пучинах мирового океана, в других местах появились новые. Ожили вулканы, ранее потухшие, огненная лава растеклась в разные стороны, сжигая все на своем пути»

(землетрясение).
Как называется это явление?

«Страшный взрыв и грохот разорвали тишину. В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни; начали изливаться потоки огненной лавы. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил вылетавший пепел в жидкую грязь. Под стремительными потоками этой горячей грязи и раскаленной лавы, под градом камней и пеплом было погребено несколько древних городов»

(79 г. н. э. вулкан Везувий).

Оценочный лист:
Фамилия, имя обучающего
Оценки

Загадки


Работа в парах


Работа в группах


Карта


Смайлики (слайд 10)


Итоговая за работу на уроке












13PAGE 15


13PAGE 141315




15