Статья Использование возможностей музейной педагогики на занятиях в художественной школе.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №1 им И.И.Шишкина» г.Елабуга
Выступление на научно-практическом семинаре 22.01.2010 г.
Использование возможностей музейной педагогики на занятиях в художественной школе.
С.Г.Архипова зам.директора МБУДО «ДХШ №1 им. И.И.Шишкина ЕМР»
Каждому из нас неоднократно приходилось бывать в музеях, знакомиться с их экспонатами, восхищаться их красотой и неповторимостью. Однако далеко не всякий задумывается о том, что современный музей представляет собой многопрофильное учреждение, решающее наряду с экспонированием памятников культуры и искусства, целый ряд других задач, из которых одной из наиболее важных, можно считать музейную педагогику.
Как всякая интегративная область музейная педагогика не является простой суммой составляющих. Это совершенно особое явление, название которого, с одной стороны, указывает на объективное наличие педагогического потенциала в пространстве музея, на возможность и необходимость его использования в образовательных целях. С другой - подчеркивает своеобразие, специфику той педагогической деятельности, в основу которой положено взаимодействие с миром музея. В словосочетании "музейная педагогика" заложено понимание того, что музей способен самостоятельно выступать в ряду других современных факторов, целенаправленно обеспечивающих процессы воспитания и обучения.
К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различных процессов формирования личности обучающегося развития его творческих способностей, выработки активной жизненной позиции и так далее. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании условий для активизации деятельности учащихся в музее.
Общество создает школы и музеи как места, в которых концентрируется человекосозидающий, образовательный потенциал, накапливается информация о цивилизационном и культурном движении человечества для того, чтобы быть предъявленной, усвоенной, переданной из прошлого в будущее. Музейное пространство в сжатом виде отражает генезис человеческого познания и преобразования мира и себя на разных стадиях развития, в самых различных областях. Оно заключает в себе тем самым вечную проблематику человечества. В этом органичность музейной среды для ребенка, воспроизводящего в своем индивидуальном становлении исторический путь человечества. В этом ее близость целям образовательного учреждения.
Говоря о возможностях музейной педагогики в процессе воспитания и обучения, давайте рассмотрим историю «взаимоотношений» детской художественной школы №1 им. И.И.Шишкина и Елабужского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. А возможности данного музея просто поражают своей уникальностью и разносторонностью.
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник создан в 1990 году. На сегодняшний день на его территории расположено 195 памятников истории и культуры. Охранная зона Елабужского государственного музея-заповедника представляет собой, не имеющую аналогов по сохранности, историческую часть Елабуги - уездного купеческого городка конца XVIII - начала XX века. В состав музея-заповедника входят мемориальные комплексы, посвященные известным личностям:
1. Единственный в мире Мемориальный комплекс, посвященный великому поэту Серебряного века М.И.Цветаевой.
2. Мемориальный комплекс, посвященный знаменитому русскому художнику И.И.Шишкину.
3. Мемориальный комплекс, посвященный первой русской женщине-офицеру Н.А.Дуровой.
В состав музея-заповедника входит Краеведческий комплекс, совместивший в рамках одного комплекса различные по тематике проекты.

В Музее истории города представлена история Елабуги и края с древнейших времен. Здесь же созданы Интерактивные мастерские, где широко представлены традиционные ремесла во всем многообразии материалов и техник. В Музее-театре "Трактир" воссоздана обстановка трактирного заведения XIX века. Любимым местом детворы в Краеведческом комплексе является "Живой уголок".
Медицинское дело представлено в Музее уездной медицины им. В.М.Бехтерева.
Выставочная деятельность в Елабужском государственном музее-заповеднике представлена Художественной галереей им. И.И.Шишкина, Выставочным залом и Художественным салоном.
Так, что формы, используемые для решения воспитательных


задач на базе музея, могут быть очень разнообразны. Музейная педагогика значительно расширяет возможности детской художественной школы в решении задач, связанных с культурологическим и художественно-эстетическим образованием. Она направлена на повышение внимания  обучающихся к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает
его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый


инструмент для познания мира и творческого развития. Музейные экскурсии в дом-музей И.И.Шишкина, посещение выставок изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, мастер-классы профессиональных художников являются хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования в художественной школе.
А участие в ежегодном традиционном Российском фестивалеµ° детского художественного творчества "Я рисую как Шишкин" и других конкурсах, организуемых музеем


-заповедником, повышают творческую активность детей. Поэтому музей нужен художественной школе в той степени, в какой оказывается побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с преподавателем, средством обогащения учебного процесса.
Кроме традиционных форм взаимодействия уже используемых художественной школой (экскурсия, встреча с интересными людьми и так далее), возникает новый


проект, пока еще находящийся в стадии эксперимента – занятия по истории искусств, рисунку, живописи и композиции, вне зависимости от профиля музея, археологические, художественные и так далее, но проводимые на основе материалов музея.
Идея таких уроков возникла благодаря осуществленному в 2008 году Всероссийскому благотворительному проекту «Музей. Музыка. Дети», целью которого было формирование у детей познавательного интереса в области

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
живописи и музыки, объединяя их в пространстве музея. В рамках проекта было проведено несколько занятий, в которых активное участие приняли преподаватели нашей школы. Тема одного из них «История 1000-летней Елабуги в легендах» разрабатывалась при моем участии.
Столкнувшись с творчеством молодого, талантливого художника и поэта Булата Гильванова (уроженца города Елабуга и выпускника нашей школы), работающего в

историческом жанре, и композиторской работой елабужанки Зубаржат Садыковой, я прониклась темой их творчества, которая и стала темой проекта – «Волжская Булгария».
«Основу любого созидания составляет «любовь - к родному краю, родной культуре, к родной речи. Начинаясь с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Эти слова, принадлежащие русскому просветителю Дмитрию Лихачеву, как никогда созвучны моему видению художественно-эстетического воспитания и образования детей.
Я поняла, что музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к познавательной деятельности,   сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействия на учеников, раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала.
Одной из центральных идей проекта, является погружение обучающихся в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Это дает возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «прошедших веков» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре.

Главная особенность этой культурно-образовательной программы - знакомство детей с экспонатами Булгарского зала музея, их зарисовка, поиск информации и изучение истории, культуры, традиций, легенд, символики с дальнейшим использованием полученного материала в создании сюжетных композиций по мотивам булгарского периода.
Такая программа, конечно, по-своему интересна, она способствует, на мой взгляд, формированию национального самосознания обучающихся. Национальное самосознание личности ребенка подразумевает результат ее самореализации на уровне осознания себя как носителя культуры своей нации, что выражается в знании, чувстве привязанности и уважении к национальным обычаям и традициям, к родине своих предков, к природе своего края, этикету, национальному искусству и является обогащающим фактором ее духовного


мира. А так же воспитания толерантного отношения к национальной культуре проживающих рядом людей. Как сказал в одном из своих интервью Б.Гильванов – «Я почуствовал себя человеком космополитом, гражданином земли, когда начал изучать свою национальную культуру. Когда начинаешь сопоставлять свои традиции с традициями других народов, то начинаешь понимать, насколько все рядом, близко и идет из одного источника».
Ведущая роль в реализации всех этих замыслов, конечно


принадлежит, прежде всего, педагогу, ведь успех его работы напрямую связан не только с глубиной и широтой его кругозора, но и с его отношением к проблеме формирования исторического мышления и национального самосознания у детей и подростков. Поэтому очень важно, чтобы музей для художественной школы мог быть и центром повышения квалификации, где преподаватели смогут оглянуться на «старое», чтобы увидеть перспективы своего роста. Любое вовлечение преподавателя в творческую, исследовательскую или опытно-экспериментальную

деятельность в условиях музея значительно повышает уровень его профессиональной квалификации, пополняют его интелектуальный запас, расширяет горизонты профессионального видения. А проведение занятий в условиях художественной школы, музея истории города,

художественных музеев и старинных городских улиц Елабуги, говорит о многообразии подходов в культурно-образовательной деятельности, подчеркивает важность взаимосвязи любого воспитательного пространства. 

«Среди долин и гор Урала
По берегам могучих рек
Раскинулась земля Булгара
Воздвигнул грады человек.
Здесь Джуке-тау, Сувар прекрасный,
Биляр великий, град Казань
Булгар – священный город ясный,
Где собирает всех Азан.
Средь сада городов прекрасных,
Которыми жива земля,
Из лепестков горячих, страстных
Цветок – Елабуга моя!»
Б.Гильванов









…/Screen Nail_bd0100609719a180