Формирование общих компетенций через внеаудиторную самостоятельную работу по математике


Формирование общих компетенций через внеаудиторную самостоятельную работу по математике
Таран Е.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»
Важнейшим качеством квалифицированного специалиста, является компетентность – актуальное качество личности, проявляющееся совокупностью компетенций. Компетенцию можно определить как способность (готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи. Компетентность не сводится к сумме отдельных компетенций, она является интегральным свойством личности, включая ее индивидуальные психологические особенности.
Формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. При этом большую роль играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационному образованию.
Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании математических дисциплин, является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в математике остаются нерешенными многие задачи.
По традиции преподаватель полностью излагает учебный материал по теме; представляет целостный и законченный свод информации; сам выдвигает гипотезы и иллюстрирует учебный материал практическими примерами; обучение строится на четкой, логической основе; практическая работа планируется так, чтобы правильный результат достигался при четком следовании инструкции.
Если мы ставим целью активизировать познавательную деятельность обучающихся, то необходимо создать условия для самостоятельного формулирования основных понятий и идей по теме; при этом большую роль играет выделение отдельных тем разделов дисциплины для самостоятельной проработки.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.
По дисциплине «Математика»  практикуются  следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:
- отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;
- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;
- написание конспекта-первоисточника;
- решение творческих и познавательных задач несколькими способами;
- завершение решения практических задач и оформление чертежей, таблиц, графиков;
- подготовка информационных сообщений, докладов с компьютерной презентацией, рефератов;
- подготовка материала-презентации.
Самостоятельная работа может проходить в кабинете, компьютерном классе, внеклассном мероприятии, дома.                  
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого и математического мышления, самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.
При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; - консультационная помощь преподавателя или консультанта.
В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
 Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины «Математика».
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, преподавателю следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели, способность четко формулировать ход решения и прогнозировать результаты вычислений, а также в дальнейшем их анализировать. 
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. Иногда целесообразно закреплять «сильных» студентов за более «слабыми» для их успешного взаимодействия в группе, иногда правильнее объединить в дифференцированные подгруппы студентов с одинаковым уровнем знаний.
Для успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся преподавателю необходимо:
изучение квалификационной характеристики будущих специалистов;
анализ государственного образовательного стандарта;
подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения дисциплины;подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля (диагностическая работа);
разработка задач для самостоятельной деятельности;
группировка задач по блокам, на семестр;
определение периодичности контроля;
создание необходимого информационно-методического и технического обеспечения;
методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся;
подбор учебно-методической литературы.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов по математике может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Средствами, которые позволяют оценить не только знания, умения и навыки, но и сформированность компетенций студентов могут служить:
модульно-рейтинговая система;
кейс-метод (ситуационные задачи);
портфолио (оценка собственных достижений);
метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей);
проектный метод (учебные, производственные проекты);
деловая игра (приближение к реальной производственной ситуации);
«метод Дельфи» («мозговая атака»)
Критерии оценки результатов:
уровень освоения обучающимся теоретического материала;
умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач различных разделов и тем;построение базового алгоритма решения задачи и способов его изменения в разных условиях задач;
творческое решение проблемых и занимательных задач, а также задач с недостающими или лишними данными;
выполнение правильных чертежей к геометрическим задачам;
уровень сформированных математических умений и навыков;
обоснованность и чёткость изложения ответа, его вариативность при изменении данных;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Таким образом, отличную оценку студент может получить разными путями: при наиболее доскональном освоении теоретического и практического материала и несколько менее выраженной творческой активности, или, напротив, за счет высоких креативных качеств и способности свободно оперировать даже не полно освоенным теоретическим материалом в имитации решения практических задач. Преподаватель, контролируя самостоятельную работу студентов (рефераты, отчеты), может и должен обсудить со студентом различные способы выполнения задания, наиболее целесообразный и верный способ решения, какие ключевые формулы и теоремы использовались, а также какие «подводные камни» встретились в ходе решения, почему так или иначе записан результат. Наиболее важным, на мой взгляд, будет понимание студентом возможности применения полученных результатов в дальнейшем, не только при изучении других тем курса, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, у студента в процессе всего обучения будут формироваться универсальные компетенции: способность управления информацией, оперирования формулами и математическими терминами, установления причинно-следственных связей между объектом и явлением, понимание принципиальных основ соответствующей области науки и т. д.
Все это приводит к хорошим результатам:
- во-первых, знания, усвоенные таким образом становятся достоянием студентов, т. е. в какой-то степени «твердыми» знаниями; - во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления);
- в-третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект);
- в-четвертых, подобного рода задания повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).
Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.