Урок на тему: «Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы»


Урок биологии на тему: "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы и мой уровень физического развития"
Цели:
•учащиеся на практике должны выявить зависимость работы сердечно-сосудистой системы от мышечной нагрузки;
•экспериментально и персонально выявить свою принадлежность к соответствующему уровню физического развития;
•систематизировать знания учащихся по теме с аналитическими выводами.
Оформление занятия: плакаты, несущие информацию из серии “А знаете ли вы?” и вспомогательные (приложения)
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Во вступительной речи учителя сообщается, что на этом занятии учащимся предлагается проделать ряд экспериментальных работ по выяснению влияния мышечной нагрузки на здоровье человека и что для этого впереди у них 3 работы. Работа проводится в парах, и на каждый рабочий стол раздаются листы с указанием методики выполнения данных работ. Также предполагается, что учащиеся имеют навыки по нахождению и определению пульса, его измерению, а также умеют работать с тонометром и фонендоскопом.
Работа № 1. Влияние мышечной деятельности на скорость тока крови в венах большого круга
Оборудование: резиновый жгут, секундомер, ручки, карандаши, линейки.
Из основного курса физиологии человека ребятам известно, что работа мышц имеет непосредственное отношение к кровообращению. Мышцы при динамической активности поочередно сдавливают и расслабляют вену, проталкивая кровь вперед, т.к. венозные клапаны препятствуют обратному току крови. Если сдавить поверхностные вены резиновым жгутом, то в них будет накапливаться кровь и рельеф вен четко обозначится под кожей. В задачу входит определить, когда кровь в венах будет накапливаться быстрее – при покоящихся мышцах или при работе.
Ход работы:
1) Перетянуть предплечье резиновым жгутом примерно в средней его части и включить секундомер. Когда рельеф вен обозначится четко, засеките время наполнения вен.
2) Повторите опыт, сжимая и разжимая кисть. Это надо делать в умеренном темпе.
3) Сделать несколько (более 5) измерений в покое и при нагрузке (поочередном сжимании и разгибании кисти).
4) Если получатся отрицательные результаты, дать объяснения (ошибки в вычислениях, технике опыта и т.д.).
5) Результаты занести в таблицу:
Действия Средние значения
1. Время наполнения наружных вен предплечья в состоянии покоя.  
2. Время наполнения этих же вен при работе кистью. Вывод оформить, например, в виде… кровь в венах накапливается быстрее в венах в состоянии….
“Информационная пауза”– зачитывается содержание плаката
«…а знаете ли Вы, что в ходьбе участвуют 80 мышц!
…самая длинная кость в скелете – бедренная, самая маленькая – стремечко.
…в человеческом теле 639 мышц, что составляет 40% от всей массы тела.
…самая большая мышца – ягодичная, а маленькая (0,3 см) прикреплена к стремечку».
Работа № 2. “Частота сердечных сокращений при работе и в состоянии покоя”
Оборудование: секундомер, ручки, карандаши, линейки.
Эта работа называется функциональной сердечно-сосудистой пробой. Так как величина такой реакции медикам-гигиенистам известна, то, сопоставляя с ней полученные данные, мы можем судить о физическом состоянии человека. Дозировка – нагрузка любая, не только физическая. Даже можно исследовать реакцию организма на определенные пищевые вещества, облучение, холод, тепло. Данная работа позволит определить влияние физической нагрузки на частоту сердечно-сосудистых сокращений.
Ход работы:
1. Измерить частоту пульса в покое. Сделать 3–4 измерения по 10 секунд. Найти среднее значение и умножить на 6.
2. Сделать 20 приседаний.
3. Быстро сесть и просчитать число пульсовых ударов в первые 10 секунд, затем последующие 10 секунд пропустить и в следующие 10 секунд опять провести измерения. Так чередуйте 10 секунд – интервалы измерения с 10 секундами пропусками, пока пульс не достигнет величины, характерной для состояния покоя. Каждое из полученных чисел умножьте на 6 (число сокращений в минуту).
4. Данные занести в таблицу:
Число сердечных сокращений в состоянии покоя
Число сердечных сокращений после нагрузки
Временные периоды (в секундах)
1-я проба 2-я проба 3-я проба 4-я проба 5-я проба Среднее значение
1–10
20–30
40–50
60–70
80–90
90–110
5. На основе данных таблицы составьте график: время отложите по оси абцисс, а число сердечных сокращений по оси ординат, число сердечных сокращений в состоянии покоя отметить горизонтальной линией.
6. Ответьте на следующие вопросы:
а) Во сколько раз увеличилось число сердечных сокращений после нагрузки?
б) За какое время сердечная деятельность возвращается к исходному уровню?
в) Опускается ли кривая ниже горизонтальной линии?
После выполнения этой работы обращаем внимание учащихся на плакат с информацией «…если число сердечных сокращений после нагрузки увеличилось в 1,3 раза и меньше, то хорошие показания;
Если более, чем в 1,3 раза – относительно посредственные показания (недостаточность движений, гиподинамия).
В норме сердечная деятельность после нагрузки должна вернуться к исходному уровню за 2 минуты! Если раньше – очень хорошо, позже – посредственно, а если более, чем за 3 минуты, то это указывает на плохое физическое состояние».
Работа № 3. "Состояние артериального давления в динамическом состоянии и покое"
Оборудование: тонометры и фонендоскоп, ручки.
Ход работы:
1. Измеряют артериальное давление вначале в состоянии покоя, записывают значение.
2. Сделать 20 приседаний и сразу измерить артериальное давление, записать значение.
Арт. давление в покое
Арт. давление после приседаний
3. Ответить письменно на вопрос: как изменяются верхнее и нижнее значения давления?
Свои ответы ребята сравнивают с информацией плаката
«…у тренированного и здорового человека верхнее давление поднимается высоко, а нижнее – нет!
Если нижнее тоже поднимается, то это указывает о низкой динамической активности».
Заключение: ребят просят еще раз взглянуть на свои выводы ко всем проделанным работам. Актуализация вопроса: все ли у меня благополучно со здоровьем?