Исследование образа собаки в произведении Д. Пеннака Собака Пес
Французская литература – одна из величайших литератур мира. Для русских читателей это одна из наиболее освоенных литератур. Изучение французского художественного текста постоянно привлекает к себе внимание широкого круга исследователей. Этим определяется актуальность нашей темы. Тем не менее, в настоящее время проблема описания детской французской литературы остается нерешенной.
Роман Даниэля Пеннака уже несколько лет входит в программу внеклассного чтения. Изучив несколько произведений русских классиков, где главным героем выступает собака, нам стал интересен образ собаки во французской литературе.
Даниель Пеннак родился в 1944 году в Касабланке (Марокко), в семье военного. Работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором, более 25 лет был учителем в Париже и Суассоне, по большей части занимался с детьми с задержками в развитии. Первые его литературные опыты были отвергнуты в большинстве редакций, но один ведущий редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать его явный литературный дар. Два года, с 1978 по 1980, Даниель Пеннак провёл в Бразилии, где и решил для себя писать книги для детей. К этому периоду и относится роман «Собака Пес».
Обращение к образу собаки в мировой художественной культуре корнями уходит в глубокую древность. Истоки культа этого животного выходят из каменного века, где собака была первым животным, которое приручил человек. Собака часто становилась главным героем мифов и легенд. Бог мертвых, Анубис, появлялся в виде человека с головой собаки, а трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида. В Риме собаки сторожили храм Юпитера. Сократ, доказывая какую-либо истину, клялся собакой, а Платон считал этих животных «большими философами». Образ собаки является всегда положительным, символизирующим такие качества как верность и преданность. В русской литературе примером может послужить басня И. А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол», где в самом название прослеживается значимость собаки относительно других персонажей; стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Собака», где автор в размышлениях о равноценности жизни собаки человека показывает понимание главных героев без слов и др.
Детская литература Франции в лице Даниэля Пеннака принесла читателю произведение, написанное от лица собаки по имени Пес. Главный герой рос на свалке, воспитываясь у влиятельной старой собаки Черной Морды. Вскоре Черная Морда умерла, Пес отправился в город в надежде найти и воспитать хозяев, как учила его наставница. Но попытки не увенчались успехом, наш герой угодил в собачий приемник. Затем Пес попадает в семью Перечницы, Потного и Пом, капризной и «перепутанной» девочки, которая как раз и дала ему такое имя. Однако капризы недолговечны, и Пес быстро наскучил девочке. Тогда он убежал. Не только и не столько потому, что ему было плохо, а потому, что унижения и оскорбления терпеть нельзя.
В Париже он встретил Гиеныча, веселого и заботливого уличного пса также имевшего авторитет в кругу животных. Гиеныч помогал Псу как только мог, кормил его, знакомил с реалиями окружающего мира, брал с собой на вокзал встречать главного друга – Кабана (у Гиеныча не было понятия «хозяин»). Здесь следует отметить, что автор показывает читателю абсолютное взаимопонимание между собакой и хозяином (другом): «Так Пес без лишних слов водворился у Гиеныча и Кабана. Да, именно у обоих, потому что и вправду нельзя было сказать, что квартира принадлежит одному Кабану. У Гиеныча были здесь точно такие же права, как у его хозяина (но он никогда не говорил «хозяин», только «друг»), и запретных мест для него не было. Однако он своими правами не злоупотреблял».Этот факт свидетельствует схожести мысли Даниэля Пеннака и И. С. Тургенева в стихотворении «Собака», где автор явно обращает внимание читателя на взаимопонимание собаки и человека.
Пес от произошедшего был в полном восторге. Он не верил, что с ним когда-то случится подобное и что дела могут обстоять настолько хорошо. Затем Гиеныч знакомит Пса с кошками – Египтянкой, Художником и Итальянцем, жившими когда-то у некого Актера и живущими теперь на кладбище. Удивительно, что Пеннак вводит в свое повествование злейших врагов собак, причем в этом произведении они выступают приятелями. В русской литературе такого не наблюдается.
Пес уже один гуляет по Парижу и однажды его замечает Пом. Девочка пытается позвать собаку, нервничает, кричит, уговаривает, и в конце концов Пес возвращается домой. В доме все также царит атмосфера ненависти, но «Псу наплевать. Пом его любит, а больше ему ничего и не надо. Пес поверил в любовь и преданность девочки, однако судьба снова разлучила друзей. Собаку забирают в приемную машину, затем выкидывают из окна посреди незнакомой дороги. Пес снова один.
Даниель Пеннак показывает мир животного «изнутри», сильно «очеловечив» его. Однако ему удалось пронзительно ясно передать главное – зависимость животных от людей, их уязвимость. Что стоит человеку пнуть собаку? Или дать ей кусок мяса? Или бросить ее посреди дороги, оставив одну?
Похожий сюжет разворачивается в произведении Леонида Андреева «Кусака». Мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она также натерпелась боли, унижения и оскорбления, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь, что такое ласка, от людей Кусака получала лишь камни и палки. После того, как Пса бросили, он также, как и Кусака, изменился: «Медленно, но верно Пес начинает ощущать, как рождается в нем нечто иное. Совсем другое чувство, от которого мысли его обретают быструю и пугающую ясность. И которого становится жарко. Ярость. Самая настоящая ярость. А вместе с яростью – неумолимая жажда мести» [Пеннак, 2009, с. 53-54].
Пеннак показывает читателю все внутренние переживания Пса, тем самым читатель может проследить динамику чувств героя. Андреев же дает нам додумать. Мы можем предположить, что Кусакой также завладела ярость, так как первой реакцией при виде чужого человека выступил страх, а затем последовал укус.
Но вскоре Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой» [Андреев, 2013, с. 131]. Вскоре собака привыкла и полюбила людей. Но счастье ее продолжалось недолго. Осенью люди уехали и оставили собаку одну. Одной из причин была «беспородность» Кусаки.
Отметим, что у Пеннака тоже встречаются рассуждения на тему пород: «Это такая штука, которую выдумали люди. Совершенно искусственная. Берут, например, очень быструю собаку, ну хоть борзую, очень сильную, вроде босерона, и очень выносливую, вроде манчестерского терьера, всех их скрещивают и вот вам доберман. То, что получается, называют породой. Люди это обожают» [Пеннак, 2009, с. 15].
Кусака еще долго бежала по их следам, когда вернулась на дачу, стучала в двери, но ей никто уже не открывал.
Пес тоже бежал по следам, но бежал для того, чтобы достичь цели отомстить. Через одиннадцать суток Пес прибежал к Гиенычу, который заботливо принял друга и стал главным помощником по осуществлению плана. Снова появились уже знакомые Итальянец, Египтянка, Художник и «еще три десятка собак и кошек всех мастей, всех размеров, сплошь друзья Гиеныча» Они устроили в квартире погром, испортили все вещи Потного и Перечницы, а комнату Пом превратили в царские хоромы. Пес остался ждать «хозяев».Вошли Перечница и Потный с Пом на руках. Оказалось, увидев пустую конуру, девочка объявила им голодовку: «Понимаешь, они ведь меня любят. Да и я их люблю. Просто надо, чтоб они и тебя любили, вот и все» Наконец Потный и Перечница окончательно признали пса. В отличие от рассказала Андреева, Пес все-таки обрел людскую любовь.
И Пеннак, и Андреев доказали, что человек может привить собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то просто. Это не просто рассказы о брошенных собаках, это повествования о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании защитить своих братьев меньших.
Проанализировав роман Даниэля Пеннака «Собака Пес» и рассказ Леонида Андреева «Кусака» можно сделать вывод о том, что образ собаки во французской и русской литературе наделен практически одними чертами. Это свидетельствует о схожем отношении к «братьям нашим меньшим» в культурах обеих стран. Также отметим, что через образ собаки читатель получает нравственные уроки. Автор таким образом воздействует на читателя, воспитывает в нем любовь к животным, учит получать радость от общения с ними; позволяет человеку посмотреть на себя со стороны и измениться в лучшую сторону; напоминает, что большинство проблем, связанных с собаками, возникает по вине человека. Мы хотим вам представить сцену погрома дома Потного и Перечницы и преображение комнаты Пом.
15