Обобщение и систематизация знаний по теме История развития эволюционных идей
КРАТКО-СРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме
« История развития эволюционных идей»
Школа: КГУ «Средняя школа с ДМЦ им.К.Абсаметова» класс: 11 № урока: 22
Дата Ф.И.О. Кулага О.С.
Кол-во отсутст: кол-во присут:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке 1) Проверить, закрепить, обобщить знания по теме – эволюционное учение: знания движущих сил эволюции, создание и значение классификации живых организмов, видов борьбы за существование, естественного и искусственного отбора
2) Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, развитие критического мышления, умения анализировать, сравнивать, креативность, внимание, память, работать в группе
3) Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное отношение к природе, развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат Все учащиеся смогут: работать в группе, распределить обязанности, обобщать, сравнивать, раскрыть сущность терминов
Большинство учащихся будут уметь: защитить выполненную работу, доказать свою точку зрения, оценить работу членов группы
Некоторые учащиеся смогут: выявить закономерности движущих сил эволюции в развитии органического мира при выполнении заданий
Предыдущее обучение Учащимися изучен материал раздела «История развития эволюционных идей»
План Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
Начало урока
5 мин
1. Вызов. Выход на тему. Формулирование целей и задач урока
-Если мы посмотрим Всемирный календарь знаменательных дат и праздников то на 23 ноября приходится праздник, который был утвержден в Японии
В 1948 году- День благодарности Труду – праздник нового урожая. Сегодня я хочу пожелать вам хорошего труда, чтобы мы собрали богатый урожай знаний.
2) Формирование групп- открытки поздравления с праздником и надпись группы
-ЭВОЛЮЦИЯ
-ВИД
-ДАРВИНИЗМ
Какая связь между этими понятиями?
Формулирование целей и задач урока
3) Оценивание
1) карточки- оценивание
-фишки- красные, желтые, зеленые
презентация
Середина урока
25 мин
2.Осмысление- ОБОБЩЕНИЕ- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ материала
1) С древнейших времен ученых интересовал вопрос какая существует связь между живыми организмами, еще в описательный период ученые Древней Греции пытались найти родство между животными разных групп, между растениями разных семейств
Задание 1 ЛЕСТНИЦА
Вообще говорят, что эволюция – это есть лестница движения вверх
Так поднимитесь вверх вместе с учеными, которые пробовали и систематизировали живые организмы 5 мин
2) ПРОВЕРКА- взаимопроверка- оценивание
Определите, о каком ученом идет речь (слайды 4, 5, 6 )Эрудит, верующий.
Описывал, систематизировал, организовывал.
Создал лучшую искусственную систему.
Трудоголик.
(К.Линней)
Талантливый, невезучий.
Боролся, отстаивал, доказывал.
Создал первое эволюционное учение.
Творец.
(Ж.Б.Ламарк)
Трудолюбивый, обстоятельный.
Путешествовал, наблюдал, анализировал.
Выяснил причины эволюции живого.
Гений.
(Ч.Дарвин)
3) Сегодня нам пришла телеграмма поздравление с праздником- но телерафный аппарат сломался и текст нарушился- ваша задача попробуйте из того что в тексте найти сложить и получить что то что связано с нашей темой эволюция 6мин
4) проверка – оценивание
5) Нам продолжают поступать поздравления – мы получили зашифрованное письмо – прочитайте нам его
6 мин
6) проверка чтение письма
7) А сейчас нам прислали видеопоздравление ваша задача внимательно просмотреть ролик и объяснить все что вы увидели связанное с темой эволюция
( отмечайте, записывайте, какая группа больше увидет) – ламинированный лист 4 мин
8) проверка по кругу
9) ДОГОНЯЛКИ
А по двору метелицаКовром шелковым стелится,Но больно холодна.Воробышки игривые, как детки сиротливыеПрижались у окна.Озябли пташки малые, голодные, усталые,И жмутся поплотней…. /С. Есенин/(борьба с неблагоприятными условиями)
Лес кругом, широкая поляна…На траве широкой у курганаЖаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/(внутривидовая борьба)
А знаете, друзья, что ежБыл с мягкой шерсткою когда-то?Но объявилась вдруг лиса,Защелкали зубами волки –И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/(межвидовая борьба)
Не причиняйте зла скворцу.Оберегая род людской,Помощник наш всегдашний,Он бьется с грозной саранчой –Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/(межвидовая борьба)
Охотнице сове средь ночи темнойНе жаль певца любви и неги томной,А соловей съедает светлякаНе посмотрев на прелесть огонька,Светляк же – ночи светоч оживленныйВползая вверх, цветок съедает томный
(межвидовая)
Злой овод в теле лошади, быка,Оленя, поселяет червякаЧервь роется, грызет под теплой кожейИ выросши на свет выходит божий. (межвидовая- паразитизм)
Деревья, травы – вверх растут задорно,За свет и воздух борются упорноА корни их, в земле неся, свой труд,За почву и за влажность спор ведут.
(с неблагоприятными условиями)
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила,От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.Всегда имеет верх над слабостью сила.
(Межвидовая борьба)
Желаю жизни много лет,
Не знай ты вовсе обо мне!Найду я ужин и обед,Пока ты есть в моей судьбе. (Паразитизм, межвидовая)
Отбором давно забракован.
Ногам не сносить головы!Живите, сильнейшие братья,А мне не уйти от судьбы. (Хищник- жертва, межвидовая).
В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений
(Внутривидовая).
Серая крыса, более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни.
(Межвидовая).
Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его.
(Межвидовая).
Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве.
(Внутривидовая).
В Австралии обыкновенная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, не имеющую жала.
(Межвидовая).
Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов.
(Внутривидовая).
У двух видов скальных поползней, живущих на одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различаются.
(Межвидовая).
Аскариды паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений.
(Межвидовая).
Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев.
(Межвидовая).
Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток.
(Внутривидовая).
Ограничение участка обитания системой меток
-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);
- у приматов пахучие подмышечные железы;
- собаки метят территорию мочой.
- пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).
Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус откладывает свое яйцо в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
(Межвидовая)
В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода.
(Борьба с неблагоприятными условиями среды).
Стратегии
«Лестница»
«Телеграмма»
«Зашифрованное письмо»
«Подарок- видеоролик»
«ламинированный лист»
«Догонялки»
Конец урока
1. Рефлексивно- оценочный этап
1) Оценивание
2) Рефлексия
– Выберите из данных выражений то, которое соответствует вашему впечатлению от сегодняшнего урока:
1. Смелость города берёт.2. Старая песня на новый лад.3. Через тернии – к звёздам.4. Ах, как я устал от этой суеты.5. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда