Сценарий мероприятия к Дню православной книги Устный журнал История книги на Руси
Сценарий подготовила Милова Наталья Петровна, учитель православной культуры МБОУ «Борисовская ООШ №4»
Устный журнал «История книги на Руси»
Цели. 1. Познакомить учащихся историей книгопечатания на Руси.
2. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
3. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, рисунки учащихся, выставка книг «Живоносный источник» На доске эпиграф: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".
Н.М.Карамзин
Ход классного часа
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня, 14 марта, в нашей стране отмечается праздник – День православной книги. Этот праздник, ставший ежегодным, был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Патриарха Кирилла. Он приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси – ее выход в свет датируется 1 марта (по ст. стилю) 1564 года. И сегодня мы с вами вместе будем листать страницы устного журнала «История книги на Руси». И первая страничка называется «Берестяные грамоты»
Ученик 1. Многие древнерусские письма и документы в XI — XV веках... процарапывались на березовой коре (бересте). Отсюда и пошло их название — берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде в 1951 году археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского (1902 — 1978).
Ученик 2. Береста – очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой – "писалом" – из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Ученик 3. О чем же писали наши предки в своих свитках? Содержание найденных берестяных грамот разнообразно: частные письма, хозяйственные заметки, жалобы, деловые поручения. Есть и особые записи. В 1956 г. археологи нашли в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой... ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя на коне всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.
Ученик 4. Записи Онфима – бесценное сокровище, ведь почти ничего не известно о школьном образовании средневековой Руси. Знаем мы только, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте. За 1951 — 1981 годы найдено около 600 грамот — в основном в Новгороде, несколько — в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске
Учитель. Следующая страничка нашего устного журнала – «Рукописные книги»
Ученик 5. Рукописная книга – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки. Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства. Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.
Ученик 6. Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. "Остромирово Евангелие" не просто древнейшая русская книга. Это истинный шедевр книжного искусства: написана на отличном пергамене (294 листа) . Текст предваряет нарядная заставка в виде орнаментальной рамки – фантастические цветы на золотом фоне. В рамке кириллицей вписано: "Евангелие от Иоанна. Глава А».
Ученик 1. Древнерусские рукописные книги обычно больших размеров. "Остромирово Евангелие", например, – 35x30 см. Такие книги не ставили на полку, а клали плашмя.
Дьякон Григорий писал "Остромирово Евангелие" шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде – древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым.
Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Ученик 2. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.
Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века.
В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой
Ученик 3. Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Её очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.
Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!
По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв.,
за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Ученик 4. Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь.
Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком.
Им же выскабливали ошибки в тексте.
Ученик 5. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет.
Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость
Ученик 6. Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.
Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела
Ученик 7.
Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью.
И словно драгоценные венцы,
Евангелия старинные сияли.
В обителях. Послушники-писцы
Старательно умелою рукой
Строку вели усердно за строкой.
Письма славянского узорчатая вязь
Орнаментом цветочным оплелась.
А силуэты лесных зверей и птиц
Цветами, травами и стеблями вились.
Ученик 8. Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.
Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный.
Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами — от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. Делали миниатюры особые мастера — художники-миниатюристы
В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Отсутствие в рукописи изображения евангелиста Матфея до сих пор остается исторической загадкой.
Ученик 1. Среди рукописных книг было много летописей.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было).
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались "подле стремени" своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.
Ученик 2. Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси -Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора). Учитель. «Реками, наполняющими Вселенную» назвал книги русский летописец XI века. Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.
Распространение письменности, опыт изготовления рукописных книг, все. большая потребность в них положили начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию.
И мы открываем последнюю страничку нашего устного журнала - Книгопечатание на Руси
Ученик 3. Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине 16 столетия, в пору царствования Ивана Грозного. Виной тому трехсотлетний гнет монголо-татарского ига.
Решил царь Иван Грозный в 1553 году устроить в Москве книгопечатню.
Для помещения типографии Царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля на Никольской улице в соседстве с Никольским монастырем. Печатный двор был сооружен на средства самого Царя.
В 1563 году « государев Печатный двор» возглавил дьякон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров.
Ученик 4. Иван Федоров был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Иван Федоров закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке, знал и латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
Ученик 5. Просыпались по застрехам птицы,
Запевали третьи петухи.
Поднималось солнце над столицей,
Золотя шатровые верхи.
Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела-
Первого печатного двора.
Вот они! Пока еще без крыши,
Меж лесами прорези окон.
И заметно с каждым днем все выше
Становится дом со всех сторон.
Царь Иван стал будто ростом ниже,
С мастером Иваном говоря.
Молодой, широкоплечий, статный ,Перед Грозным Федоров Иван
О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты…
Грозный царь стоял и думу думал
О дерзанье царственном своем.
И в печати помощь видел Грозный
Для своих больших державных дел…
Н. Кончаловская Ученик 6. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением Печатного Двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы, для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали и кедровые шишки, и диковинные плоды - ананасы, виноградную листву.
Взял Иван Федоров страницу, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской. Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие. Вот и готова первая страница!
Ученик 7. Первую книгу делали целый год и называлась она « Апостол» («Деяния и Послания Апостолов»). Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам – концовкам, состояла из 267 листов.
Выбор "Апостола" для первого издания государственной типографии оправдан тем, что "Апостол" в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания, а несколько ранее Московские соборы выступили с осуждением ересей, причиной которых называлось неправильное толкование Святого Писания. Ученик 8. Книга вышла в свет 1 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария. Этот год и почитается началом московского да и всего русского книгопечатания.
Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги
После выхода «Апостола» стал Иван Федоров со своими подручными готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. По «Часовнику» учили детей грамоте.
Ученик 9. Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» - первого славянского учебника. Вышла она в 1574 году, она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, большое внимание уделялось навыкам правильного чтения и письма.
Составил ее сам Иван Федоров. «Азбука» представляет собой уникальный образец древнерусского руководства для обучения грамоте. В Русском государстве была большая потребность в образованных людях. Знания требовались не только духовенству, но и ремесленникам, торговцам. Обучали в основном в «семейных» школах при домах учителей: священников, церковных чтецов, пономарей, профессиональных писцов, грамотных горожан и селян. Существовали школы при монастырях, церквах, где учили чтению, церковному пению и порядку богослужения.
Учитель. "Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу", - лишь грамотный человек с богатым внутреннем миром мог написать эти строки. Есть сведения, что первопечатник находился в самой гуще общественной и культурной жизни Москвы, был знаком со многими выдающимися деятелями той эпохи - митрополитом Макарием, Максимом Греком, попом Сильвестром. Это вполне объясняет, что при создании типографии выбор Государя пал именно на Ивана Федорова.
Ученик 1. Неспокойно было в Москве. Работа И. Федорова не могла радовать писцов - подъячих, что зарабатывали себе на жизнь перепиской книг. И пустили они по Москве слух, что Печатная изба – дело недоброе. Недруги давно бы к Печатне подобрались, да боялись царя - уж очень скор был он на расправу.
А тут случилось: царь повздорил с боярами и уехал из Москвы в Александрову слободу. Стараясь не обращать внимание на то, что творится в Москве, Иван Федоров продолжал свое дело, торопился. Когда напечатали «Часовник», мастер даже поцеловал книгу и сказал: «Думал, не успеем закончить». Против Ивана Федорова выступило духовенство. Оно объявило печатание книг колдовством и ересью. Печатный двор вскоре сгорел. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец уехали в Литву.
Ученик 2. И тогда не знали два Ивана,
Заведя горячий разговор,
Что по воле вражеского стана
Запылает их Печатный двор.
Что объявят « ересью и ложью»
Всю печать - не рукописный труд,
И, призвав на « ересь» - « Кару Божью»,
Двор Печатный ночью подожгут.
Что потом боярин сговорится,
Как бы им народ ввести в обман,
Что покинет древнюю столицу
Для чужбины Федоров Иван…
Н.КончаловскаяУченик 3. Иван Федоров с семьей уехал в Литву, затем во Львов И в 1574 году Федоров заложил печатню во Львове., где напечатал русскую грамматику и первый печатный русский букварь. Иван сам рисовал буквы, находил упражнения, примеры. В послесловии он писал, что «Букварь» « напечатан для пользы русского народа».
Многое успел сделать Федоров. Среди других изданий был и первый русский календарь. Издался первый календарь 5 мая 1581 года. От этого дня и ведут свое начало наши печатные календари. Но самая знаменитая книга И.Федорова « Библия» В ней более 600 страниц, только шрифтов было использовано 6 видов. За всю жизнь Иван Федоров издал 12 книг, среди них и Азбука для детей, и полная славянская Библия.
Ученик 4. В 1583 году типограф предпринимает поездку в Вену. По-видимому, он хотел познакомиться с европейским книгопечатанием и больше узнать о технических новинках в издательском деле. Однако полученные сведения использовать ему не удалось. Возвратившись во Львов из поездок в Вену, Краков и, может быть, еще и в Дрезден, он тяжело заболел.
Учитель. Умер Федоров 5 декабря 1583 года. На его могилу друзья положили плиту, в центре которой — типографская марка первопечатника и под ней выбиты слова: «Друкарь книг пред тем невиданных».
Таков был великий деятель славянской культуры, человек, стоящий у истоков отечественного книгопечатания.
По словам отечественного книговеда А. А. Сидорова, Иван Федоров «заслужил свою славу, свое выдающееся место в истории нашей культуры в первую очередь как деятель, ясно осознающий все — технические, художественные, просветительские — великие возможности и силы книгопечатания».
Ученик 5. Таков жизненный путь великого первопечатника, отдавшего свои богатые творческие силы братским народам: русскому, белорусскому и украинскому. Печатание книг для Ивана Фёдорова было выполнением священного долга. В нём он видел цель своей жизни. Условия сложились неблагоприятно для Ивана Фёдорова. Но они не сломили его, не заставили отказаться от борьбы за печатную книгу и променять призвание художника и мастера на сытую, спокойную и обеспеченную жизнь
В Москве в Охотном ряду в 1907 году был заложен памятник Ивану Федорову работы Сергея Михайловича Волнухина. Открытие состоялось 27 сентября 1909 года.
Таким мы и видим сегодня Ивана Федорова. Высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из-под густых бровей.
Ученик 6. Мы не умеем предками гордиться-
Но память о печатнике живет,
Федорову памятник в столице
Сохраняет бережно народ.
Н. Кончаловская