Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации по теме: «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра педагогики и психологии
Зачетная работа по итогам курсов повышения квалификации по теме:
«Проектно – исследовательская
деятельность в начальной школе»

Выполнил учитель
(классный руководитель)
МОАУ «СОШ»№ 10»
Никитина Г.А.

Бузулук,
2013г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc351551872 \h 3Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. PAGEREF _Toc351551873 \h 5Актуальность проекта PAGEREF _Toc351551874 \h 5Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе PAGEREF _Toc351551875 \h 6Задачи PAGEREF _Toc351551876 \h 6Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе PAGEREF _Toc351551877 \h 7Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием PAGEREF _Toc351551878 \h 7Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе PAGEREF _Toc351551879 \h 8Общие темы исследований в начальной школе. PAGEREF _Toc351551880 \h 11Список литературы PAGEREF _Toc351551882 \h 12

Введение Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организаций обучения.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность школьников. Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически не возможно.
Однако исследовательская деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Я задумалась, почему российские школьники знают гораздо больше своих сверстников, живущих за рубежом, но не могут применять эти знания для решения практических проблем? Оказывается, причина кроется в том, что главной целью отечественного образования на протяжении десятилетий было формирование у учеников исключительно научного мышления. Научное мышление ищет ответы на вопросы типа: "Почему?". Однако для обеспечения исследовательской деятельности и решения проектных задач мы должны постоянно отвечать не только на вопросы типа: «Почему?», но и на вопросы типа: «Как сделать?»
В арсенале инновационных педагогических средств и методов исследовательская творческая деятельность занимает особое место. В начальной школе закладывается основа приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа –один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Актуальность данного проекта подтверждается следующими противоречиями:
1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;
2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;
3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:
Отсутствие у детей поисковой деятельности.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи:- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;- формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;- стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;- поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;- развивать организационно-коммуникационные навыки;- развивать познавательные способности;развивать творческое воображение;
Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:- общеисследовательские методы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)- эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
Умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:а) мыслтельно-деятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. 
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:
- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;- поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности:
в урочной деятельности:
- учебная дискуссия,- наблюдения по плану,- рассказы детей и учителя,- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности,- мини-исследования;во внеурочной деятельности:
-экскурсии,- индивидуальное составление моделей и схем,- мини-доклады,- ролевые игры,- эксперименты.
В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через:
- дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:
- мини-исследования,- уроки-исследования,- групповая работа,- ролевые игры,- самостоятельная работа,- коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.),- составление энциклопедий,- наблюдение,- анкетирование,- эксперимент и другие.На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.
В программе определено, что кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
Общие темы исследований в начальной школе.Тематика детских исследований
ФантастическиеТемы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений
ЭкспериментальныеТемы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов
ТеоретическиеТемы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках
Проектная деятельность в начальной школеСписок литературы1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
2.Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
3.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
4.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2003. №6.
5.Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе. Учитель. 2006. №4.
6.Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru7.Журнал «Административная работа в школе» 2006-2010г.
8.Савенков А.И.   Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106 .
9.Савенков А.И.   Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.
10.Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 34-45.
11.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
12.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.