Проектная внеурочная деятельность в срелней школе в свете ФГОС


С.Г. Андреева, с.Солодча, МБОУ Солодчинская СОШ
Проектная внеурочная деятельность в средней школе в свете ФГОС.
Современное образование требует от учителя нового подхода к процессу обучения. Новые стандарты второго поколения предполагают, что не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать всё в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личности значимых качеств, в процессе выполнения учебного проекта.
Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности. В своей статье я хотела бы на конкретном примере рассказать о проектной внеурочной деятельности в средней школе в свете ФГОС.
Учебный проект (буквальный перевод – это «брошенный вперёд») — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.
В методе проектов на первое место становится деятельность.
Проектная деятельность – один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Цель проектной деятельности – понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию;
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
Умение анализировать;
Умение составлять письменный отчет;
Формировать позитивное отношение к работе.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена логическая схема:
ЗАДАЧИ: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
МЕТОДЫ: виды деятельности.
РЕЗУЛЬТАТ: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.
Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
Классификация проектов.

Проекты бывают разные. Можно представить их в таком виде:
По количеству участников. По продолжительности.
По типу деятельности. По количеству предметов.
1. Личностные.
2. Парные.
3. Групповые. 1. Краткосрочные.
2.Средней продолжительности.
3. Долгосрочные. 1.Творческие.
2.Исследовательские.
3.Игровые.
4.Практико – ориентированные.
5.Информационные.
1.Моно – проект.
2. Межпредметный проект.
Этапы проектной деятельности.
Этапы работы над проектом. Содержание работы на данном этапе.
Деятельность учащихся. Деятельность учителя.
Мотивационный этап.
Постановка учебной задачи. Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат. Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею.
Планирование. Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде. Формируют задачи, уточняют информацию. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает.
Информационно- аналитический этап. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.
Выполнение. Выполнение проекта. Анализируют информацию, оформляют проект. Наблюдает, советует (по просьбе).
Защита проекта. Коллективная защита проекта, оценка. Защищают проект. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Рефлексивный этап. Анализ выполнения проекта. Участвуют в самоанализе и самооценке проекта. Наблюдает, направляет процесс анализа.

Думаю, что метод проектов на уроках будет востребован школой, так как он позволяет:
научить школьника самостоятельному достижению цели;
повысить мотивацию учащихся к учению;
сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
развивать творческие способности, предоставляет каждому возможность самореализации;
сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.