Конспект урока ИЗО Архитектурные ансамбли Москвы и С-Петербурга (6 класс)


Тема урока: «Знаменитые архитектурные
ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга»
Цели и задачи урока:
ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значимыми памятниками Москвы и Санкт-Петербурга;
привить интерес к отечественному и историческому наследию; воспитывать патриотизм и гордость за достижения своего народа;
развивать художественно-эстетический вкус учащихся.
Оборудование урока:
видеозаписи, слайды, фотографии архитектурных памятников Москвы, Санкт-Петербурга (Кремля, Дворцовой площади и др.), репродукции картин русских художников, наборы открыток, музыкальное сопровождение.Ход урока:
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Вводная беседа об архитектуре:
Сегодня мы будем говорить об архитектурных памятниках, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге.
- Найдите на карте страны эти города. Как далеко они находятся от нашего села? (расстояние от Кантемировки до Москвы составляет более 821 км, а до Санкт-Петербурга приблизительно 1516 км)
- Был ли кто-нибудь из вас, ребята, в этих городах?
- Какой из них вам понравился и почему?
- А что же такое архитектура?
(Высказывания детей)
Давайте обобщим, систематизируем и закрепим наши знания об архитектуре как виде изобразительного искусства.
Немецкий философ Шеллинг метко назвал архитектуру «застывшей музыкой». Гармония и соразмерность линий архитектурных шедевров сродни строгой выверенности и ритмичности лучших музыкальных творений. Облик крупнейших городов мира – Парижа, Рима, Москвы, Санкт-Петербурга – определяется архитектурными памятниками, придающими неповторимость городскому ландшафту.
Архитектура (лат. «architecture», греч. «archi» - главный и«tektoc» - строить, возводить) – зодчество, искусство проектировать и строить. Архитекторы– люди, разрабатывающие проекты, художественную часть, внешний облик здания, связывая его с техническими характеристиками, по которым затем строятся здания, ансамбли, города.
Различают 3 основных вида архитектуры:
Объёмные сооружения – культовые, общественные, промышленные, жилые и другие здания;
Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонтаны и лестницы для скверов, бульваров, парков (малая архитектура);
Градостроительство – создание новых городов и реконструкция старых.
Комплексы построек и открытых пространств составляют архитектурные ансамбли. Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений, т.е. эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.
В разные исторические периоды и у разных народов применялись разные строительные материалы и технологии: камень, железобетон, дерево, шкуры, пластик, глина, даже лёд.
Архитектура отражает художественный стиль эпохи. Всемирно известные архитектурные сооружения запоминаются как символы стран и городов.
Задание:Угадайте страну по упоминанию её архитектурной достопримечательности:
Пирамиды (Египет);
Акрополь (Афины, Греция);
Колизей (Рим);
Эйфелева башня (Париж, Франция);
Небоскрёбы (Нью-Йорк, США);
Кремль и Красная площадь (Москва, Россия).
Основные выразительные средства архитектуры:
Масштабность;
Пластика объёмов;
Ритм;
Пропорции;
Фактура и цвет поверхностей.
Словесно-иллюстративный рассказ о памятниках Москвы и Санкт-Петербурга.
- Ребята, что вы можете сказать о городах Москва и Санкт-Петербург?
(ответы учащихся)
- А теперь представим себя совершающими экскурсионное путешествие по этим древним и прекрасным городам нашей страны.
И первый объект возникающий на нашем пути – это Московский Кремль. Таким мы его видим в наши дни. Гордо высятся стены со стройными башнями, увенчанные орлами (а во времена СССР – рубиновыми звёздами).
Внутри раскинулись громады старинных дворцов и соборов с ослепительным блеском золотых куполов. Но Кремль не всегда был таким. Его облик складывался постепенно, в течение нескольких столетий – расширялась территория, строились новые сооружения, обновлялись стены и башни. И вот теперь, точно остров русской истории, памятник многих эпох, окружённый со всех сторон огромным городом, возвышается над Москвой Кремль.
В 1156 году по приказу Юрия Долгорукого на высоком мысе Москвы-реки была заложена крепость, положившая начало грациозному Московскому Кремлю. От многочисленных сражений башни, стены и сооружения не раз ломались и горели. Но разрушенная и опалённая Москва снова и снова возрождалась.
Архитектура кремлёвских башен отличается большим своеобразием: ни одна из них не похожа на другую.
Башни имели большое значение в обороне, так как в них размещалась артиллерия. Каждая башня представляла собой крепость, способную самостоятельно обороняться. В толще стен были устроены особые внутренние ходы, позволявшие гарнизонам башен сообщаться между собой. Первая башня – Тайницкая – была заложена в 1485 году. От неё шёл подземный ход – тайник к реке.
Все стены и башни, существующие сейчас, сооружались в конце 15 – начале 16 века.
Особенно хороша Спасская башня с её кружевными белокаменными украшениями. С давних пор эта башня считалась парадной.
Знаменитые двурогие зубцы в виде «ласточкина хвоста» на стенах Кремля являлись удобной защитой и придавали мощной стене своеобразную декоративность.
Вместе с возведением стен Кремля шло строительство и внутри него. Самые древние сооружения, сохранившиеся до наших дней, относятся к 15 – 16 векам.
Главным архитектурным сооружением Кремля стал Успенский собор. Успенский собор на протяжении почти шести веков являлся главным храмом Российского государства. В соборе венчали на царство и короновали императоров, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов. Успенский собор расположен с северной стороны Соборной площади Московского Кремля. На протяжении многих столетий в Успенский собор свозили и специально для него писали иконы.
Архангельский собор в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». По преданию это была вторая церковь в Москве. Посещение Архангельского собора и поклонение предкам было обязательной частью всех торжественных церемоний, проходивших в Кремле.
Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на "Государевом дворе", "на сенях", то есть при входе во дворец.
Собор предназначался для церемоний семейного характера. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д.
Грановитая палата была заложена в 1487 г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III.
Здание выстроено из кирпича. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495 кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре.
Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.
В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.
Патриарший дворец был построен русскими мастерами в 1653-1655 годах для патриарха Никона. Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий - личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них – Крестовая палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей.
Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, в музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель и другие экспонаты.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV – ХVII вв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически.
Сенатский дворец или попросту Сенат - здание в составе архитектурного ансамбля московского Кремля.
Возведен он был в 1776-1790 годах и предназначался для проведения дворянских собраний Московской губернии.
В настоящее время в здании Сената находится рабочая резиденция Президента России.
У истоков строительства зданий из камня в Москве, наряду с Теремным дворцом, стоит усадьба тестя царя Алексея - боярина Милославского, возведенная в 1651 году, которая после его смерти стала называться Потешным дворцом.
В нем устраивались театрализованные представления - «потехи», от которых он и получил свое название.
Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 годах для царя Михаила Федоровича. В настоящее время Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента Российской Федерации.
Здание Оружейной палаты, входившее, по замыслу его строителя – архитектора К.А. Тона, в ансамбль Большого Кремлевского дворца, было построено в 1851 году на месте разобранного Конюшенного двора ХVII века. Оружейная палата предназначалась для хранения и экспонирования сокровищ царской казны и является одним из первых в России зданий специального музейного назначения. Современная экспозиция создана в 1986 году. В девяти залах Оружейной палаты экспонируются русские и зарубежные ювелирные изделия ХII-ХIХ веков, оружие и доспехи, государственные регалии, экипажи, костюмы и другие предметы декоративно-прикладного искусства. С 1967 года в цокольном этаже здания размещается выставка «Алмазный фонд».
Церковь Ризположения построена в 1484-1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века она служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив. Пёстрый и затейливый собор кажется вышедшим из русских сказок зданием, драгоценной шкатулочкой, оказавшейся посреди современного ритма жизни.
А теперь из Москвы мысленно перенесёмся в один из красивейших городов мира Санкт-Петербург. Санкт-Петербург — город, знаменитый изумительными архитектурными ансамблями, не перестающий удивлять торжественностью строений, давно ставших не только символами Северной столицы, но и достоянием общемирового значения.
За свою недолгую жизнь Санкт-Петербург вырос во много-много раз. Сейчас он гигант! А сердцем его является старинная часть, где улицам, домам и площадям по 100, 200 и более лет. И все эти архитектурные памятники хранят память об эпохе, когда родились; о событиях, свидетелями которых были; о людях, которые их строили и в них жили… Недалеко от того места, где Нева разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву, находится небольшой островок, на котором 16 (27) мая 1703 года была заложена крепость, названная Санкт-Петербургом. Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах мощные укрепления. Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла.
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – один из известных и красивейших памятников Северной столицы.Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I. Верфь была построена буквой «П». Адмиралтейство выполняло и оборонительную функцию: это была крепость, огражденная земляным валом с земляными бастионами и глубоким рвом. Для обзора противника вокруг здания был вырублен лес. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. Под корабликом находился позолоченный шар, внутри которого – золотая кубышкас образцами монет, отчеканенных в Петербурге.
У подножия башни по сторонам арки на гранитных постаментах стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников. Над аркой центральной башни — две парящие Славы со склоненными знаменами. Здание Адмиралтейства занимали военно-морские и учебные учреждения, Морское министерство, Военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военно-морской инженерный институт им.Ф.Э.Дзержинского.
С Адмиралтейства, являющегося памятником раннего классицизма, началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге – старейший архитектурный памятник города. В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. 27 мая 1703 года, в день Святой Троицы, по чертежу Петра Первого на небольшом острове, в устье Невы, закладывается крепость. Остров назывался Заячий (в переводе с финского) или Веселый (со шведского) и по форме представлял собой вытянутый шестиугольник.
До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь побывали Радищев, декабристы, братья Бестужевы, Чернышевский.
Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления - бастионы. Между бастионами построены стены. В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы и в стенах - тайные ходы.
С одного из бастионов в 12 часов стреляет пушка. Ее выстрел - один из символов Петербурга.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости. Это самое красивое здание ансамбля.
Почти одновременно с основанием города на Заячьем острове в 1703 году по приказу Петра Первого была заложена и деревянная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Через 10 лет на ее месте по проекту архитектора Доменико Трезини в День рождения Петра был заложен Собор.
Петропавловский собор – самое высокое сооружение в Северной столице. Его высота - 122,5 метров, высота шпиля - 40 метров. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела.
С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии. Здесь были погребены все русские цари династии Романовых.
Петропавловский собор изображён на 50-ти рублевой банкноте.
На площади перед Монетным двором находится небольшой изящный павильон с белыми колоннами. На крыше его — скульптура женщины с веслом. Павильон называют Ботным домиком. В нем хранился ботик Петра I, на котором он еще в детские годы совершал плавания по реке Яузе и Переяславскому озеру, учился морскому делу.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.
Самое красивое и самое старейшее здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дом. Сегодня трехэтажный Зимний дворец - памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко. Главным фасадом Дворец обращен в сторону Дворцовой площади.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией картин, древностей и является одним из самых посещаемых музеев мира.
В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.
Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.
Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.
Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.
Александровскую колонну венчает фигура ангела. Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.
Михайловский замок в Санкт-Петербурге расположен в самом центре Северной столицы. Величественный дворец причудливой формы напоминает постройки средневековой Европы. Дворец является символом эпохи императора Павла I. Часто говорили, что Михайловский дворец - крепость царя Павла I.
Как известно – Михайловский дворец - это главное здание Русского музея. Предназначался дворец для Павла I. В создании внутреннего убранства и интерьера Михайловского замка принимали участие одни из выдающихся скульпторов, художников, живописцев, резчиков, столяров, паркетчиков, лепных мастеров, и многих, многих других. Павел I не жалел денег на это дело. В итоге Санкт-Петербург получил великолепный, красивый и внешним и внутренним своим видом дворец, имя которому – Михайловский замок. Таким образом, побывав в Михайловском замке, вы сможете узнать, как развивалось искусство в России с древних времен до нашего времени.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.
Итог урока:
- Ну что ж, ребята, вот и закончилась наша небольшая экскурсия по Москве и Санкт-Петербургу.
1. Посмотрите внимательно на следующий слайд и, скажите, к какому типу архитектуры относятся данные постройки.
2. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание:
Понаблюдать за строительством каких-либо объектов и происходящих на них работах.
Выполнить практическую работу по созданию макета дворца или крепости.