Программа Усатый, лохматый, полосатый
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Согласовано»
На педагогическом совете
Протокол № ___
от
«__»__________200_г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР МЦДОД
Николаенко В.В.
«__»____________200___г.
«Утверждаю»
Директор МЦДОД
Королева С.А.
Приказ № ___
от «__»__________200_г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Улько Ольги Олеговны
1 квалификационная категория
Программа
для детей дошкольного возраста
«Лохматые, усатые и пернатые».
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2013_ г.
2013 - 2014 учебный год
CОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………4
Учебно-тематический план………………………………………………….7
Содержание тем программы………………………………………………..9
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе……………………………………………………………………….16
Перечень учебно-методического обеспечения……………………………17
Список литературы (основной и дополнительной)………………………18
Краткие сведения о коллективе:
Особенности набора детей – свободный;
Форма занятий - индивидуально-групповые;
Продолжительность реализации программы – два года;
Возраст детей – 5-7 лет
Количество занятий и учебных часов в неделю – 2 раза в неделю;
Количество учебных часов первый год обучения 144, второй год обучения 216;
Способ освоения содержания программы – исследовательский, творческий.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость программы:
Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Наиболее благоприятным для выстраивания взаимодействия и взаимовлияния ребенка и природной среды в педагогических и психологических исследованиях признается дошкольный возраст, который характеризуется исследовательской позицией ребенка, его любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру (Виноградова Н.Ф., Николаева С.Н., и др.).
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным. От людей во многом зависят многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве.
Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей. К сожалению, дети имеют ограниченные возможности для общения с природой и наблюдения за ней. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, данная программа предлагает знакомство с многообразием животных Амурской области и Дальнего востока.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
. «Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Новизна данной программы заключается в том, что экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в моделировании, в художественно-продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой и др.
Дошкольники в современных условиях ограничены в возможностях непосредственного наблюдения за животных миром, поэтому программа предусматривает активное использование электронных средств обучения и метода наглядного моделирования, что является главным отличием от других программ.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об объектах окружающего мира, в том числе и животном мире, развивать познавательную активность, самостоятельность и наблюдательность.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей представления о растениях и животных. Познакомить с представителями животного мира, наиболее характерными для Амурской области и Дальнего востока. Учить различать по внешним признакам и называть домашних, диких животных, насекомых, растениях.
Дать элементарные представления о делении животных на классы. Расширить и конкретизировать знания детей об охраняемом животном и растительном мире (особенно в своем регионе).
Развивающие:
Способствовать развивать любовь к природе, формировать чувство коллективизма, самостоятельность, развитие духовной культуры;
Воспитательные:
Воспитать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире, стремление к здоровому образу жизни, , способствовать систематизации этих знаний.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий:
Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми дошкольного возраста 5-7 лет. Все темы связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление осуществляется во время наблюдений, практических занятий в группах, работе с дополнительной литературой.
Вариативность программы позволяет самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных на проведение занятий часов.
Занятия построены на организации взаимодействия детей с природой ближайшего окружения, познании - того, что растет и находится рядом с ребенком и в его доме. В процессе работы имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента. Наблюдение всегда оставляет в сознании детей более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом, даже с использованием коллекций, таблиц, кинофильмов. Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом – все это способствует развитию мышления, внимания у детей, развиваются исследовательские наклонности. Виды занятий: обучающие, обобщающие, закрепляющие; исходя из этого и разнообразные методы и формы преподавания: рассказ, беседу, практические работы, экскурсии, работу и наблюдения в природе и тд.Для привлечения внимания, развития интереса воспитанников проводятся диспуты, беседы, игры, состязания, викторины, экологические спектакли. Принцип работы: от интереса – к получению определенных знаний, развитию способностей, развитию личности.
Программа соответствует Федеральным государственным требованиям дошкольного образования, составлена в контексте основной общеобразовательной программы ДОУ.
Методика обучения:
Программа учитывает возрастные особенности детей и предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего и среднего возраста.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Продолжительность учебных занятий 1 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, второго– 2 раза в неделю по 3 часа. Количество детей в группе первого года обучения составляет 15 человек, в группе второго года - 12 человек.
Основой процесса обучения по данной программе в системе, направлена на общее развитие детей. У детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.
Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
Из экологического образования дошкольников должны быть исключены научные термины, содержание которых не может быть объяснено детям в доступной и соответствующей возрасту форме.
Мониторинг образовательного процесса:
Программой предусмотрено проведение диагностической работы. В начале первого учебного года проводится вводная диагностика по выявлению уровня развитости экологической культуры детей, в конце второго года – итоговая. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по изучаемому материалу. Уровень социализации детей выявляется методом наблюдений педагога. Основным показателем социализации личности обучающихся рассматривается уровень их воспитанности. Данная диагностическая работа является инструментом, позволяющим оценить эффективность программы.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Наименование темы Общее
кол-во
часов теория практика
1 Вводное занятие 2 1 1
2 Юные исследователи природы 3 Мир животных 4 Мир растений 5 Воспоминания о лете 6 Ранняя осень 7 Осенние изменения в природе 8 Подготовка к зиме 9 Зимние изменения в природе 10 Растения в комнате 11 Весенние изменения в природе 12 В ожидании лета 13 Красная книга – сигнал опасности 14 Их надо охранять Итого 144 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие;
Ознакомление с планом работы. Беседы, презентация объединения. Инструктаж по Т/Б.
Юные исследователи природы
Исследовательская деятельность, понятие, возможности, перспективы. Понятие что такое исследование. Учимся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, давать определения понятиям. Учимся наблюдать, как провести эксперимент. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы.
Практическая часть
Наблюдения в природе, за внешним видом животных и растений; движением, питанием, дыханием, образом жизни. Работа с дополнительной литературой, составление рассказа по картинкам, иллюстрациям, фотографиям. Экскурсия в природу.
Мир животных
О диких зверях и домашних животных: сравнение диких и домашних животных. Двугорбый верблюд пустыни. Волк и лиса - лесные хищники. О кроте. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Крылатые – пернатые: что мы знаем о птицах, их охране. Аист - представитель Амурской области. Журавль-птица мира. Белоснежный красавец лебедь. Армия насекомых: удивительный мир насекомых, их защита, божья коровка, жук – олень, махаон – представители Красной книги. Рыбы и другие водные обитатели: водные обитатели, их охрана. Кто живет в воде? Обитатели аквариума. Приспособление растений и животных к водной среде обитания. Золотая рыбка в гостях у ребят. Особенности строения рыб, дать представление о кормлении и уход за аквариумными рыбками. Объяснить, что значит бережно относиться к ним. . Крокодилы и Черепахи. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Систематика пресс-ся. Значение в природе и жизни человека.
Практические работы: викторина «Рыбки». Наблюдение за обитателями аквариума. Кормление и уход за рыбками. Экскурсия в центр дополнительного образования детей в УЖП; наблюдение за обитателями УЖП, кормление. Конкурс стихов о животных.
Мир растений.
Зеленый наряд планеты Земля: какие бывают растения. Беседа о лесе. Дуб и сосна (строение и отличие). Кто главный в лесу? Лекарственные растения - средства оздоровления человека. Охраняемый растительный мир Земли. Маленькие путешественницы. Как помочь нашим зеленым друзьям?
Царство грибов: съедобные и ядовитые, кто питается грибами.
Воспоминания о лете
Беседы, конкурс рассказов, викторина,
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ Наименование темы Общее
кол-во
часов теория практика
1 Вводное занятие 3 1 2
2 Природа вокруг нас. Многообразие животного и растительного мира
3 Звери тайги 4 Птицы лесные и городские 5 Обитатели рек и озер 6 Такие разные насекомые 7 О диких зверях и домашних животных 8 Природа и человек 9 Молчаливые соседи 10 Рыбы и другие водные обитатели Охрана Итого 216 Природа вокруг нас. Многообразие животного и растительного мира.
Растения и животные: сходства и различия. Прошлое и настоящее Земли.
Приемы и правила работы с бумагой, инструментами. Интересное о растениях и животных. Разнообразие растений: культурные и дикорастущие. Приспособление растений к разным природным условиям. Разнообразие животных диких и домашних.
Практические работы: Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, культурных растений полей, лекарственных растений, сада и огорода, аппликация из бумаги «Животные в природе». Фото.
Звери тайги
Конкретные представления о животных характерных для нашего региона – бурундуке, Амурском тигре, белке, лисе, еже итд. Внешнее строение тела общее для всех и отличительное для каждого вида. Особенности их поведения в разные времена года, тип питания характерный для каждого. Внешний вид животного, способ передвижения, способ добычи пищи. В живом организме все взаимосвязано, поэтому животные могут нормально жить, только когда они целы. Потребности зверей в свете, воздухе, воде, определенной температуре, пище, месте для обитания. Конкретное место обитания каждого вида, его условия (белка живет в дупле – где оно располагается, как устроено).
Звери испытывают чувства - голода, холода, страха, радости. Они выражают это поведением и состоянием. Причины благоприятного или неблагоприятного состояния животных связаны с тем насколько условия жизни соответствуют его потребностям.
Каждое животное индивидуально, уникально и самоценно. Все выполняют свои функции в природе. Звери существуют сами по себе, а не для человека, не для удовлетворения его потребностей.
Рост, развитие и размножение – важнейшие признаки живого. Живые существа рождаются только у живых. Форма размножения – у зверей рождаются детеныши. Живые существа одного вида рождают живых того же вида (у лосих может родиться только лосенок – детеныш лосихи).
Птицы лесные и городские
Представления о характерных для региона птицах клест, воробей, грач, серая ворона, синица итд. Внешнее строение тела, особенности поведения в разные времена года, тип питания характерный для каждого вида птиц. Отличие птиц от зверей. Внешний вид птицы, способ передвижения и добычи пищи.
Потребности птиц в свете, воздухе, воде, определенной температуре, пище, месте для обитания. Приспособленность каждого вида к среде обитания клест питается кедровыми орешками, его клюв крестообразно загнут, что облегчает добывание пищи. Конкретное место обитания каждого вида, его условия (клест живет в лесах, где произрастают кедры, синица – обитает вблизи человеческого жилья).
Благоприятное или неблагоприятное состояние птицы можно определить по внешнему виду и поведению.
Рост, развитие и размножение – важнейшие признаки живого. Живые существа появляются только у живых. Форма размножения – птицы появляются из яйца. Живые существа одного вида производят живых того же вида.
Практическая работа: Участие в акции «Кормушка»
Обитатели рек и озер
Конкретные представления о рыбах и земноводных рек и озер региона – карась, щука, ротан, лягушка итд. Представление о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскировочная окраска тела помогает спрятаться от хищников). Внешний вид рыб связан со средой обитания, типом питания (различное положение рта, в зависимости от того чем питается вид и т.д.). Стадии развития рыб – икринка, личинка, малек, взрослая рыба. Стадии развития лягушки – икринка, головастик, лягушонок с хвостом, взрослая лягушка. Река, озеро это сообщество живых организмов. Человек своей деятельностью влияет на природное сообщество (положительно и отрицательно).
Такие разные насекомые
Представления о насекомых – муравей, божья коровка, стрекоза, комар. Обращаем внимание на внешний вид насекомого, его питание, способ передвижения, приспособленность к среде обитания. Стадии развития насекомого - яйцо, личинка, куколка, насекомое. Элементарные представления о пищевых цепочках. Рассматриваем их роль, функции в природе, что бы дети сами сделали вывод, почему этих животных необходимо охранять.
В живом организме все взаимосвязано, поэтому насекомые могут нормально жить, только когда они целы. Потребности насекомых в свете, воздухе, воде, определенной температуре, пище, месте для обитания различны. Конкретное место обитания каждого вида, его условия.
О диких зверях и домашних животных
Познакомить детей с разнообразием, различием диких и домашних животных. Их образа жизни, питание, уход.
Практическая работа: Наблюдение за домашними животными. Рисование, лепка, конструирование из природных материалов.
Молчаливые соседи
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
Природа и человек
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей. Активный образ жизни и здоровье человека. Органы чувств, глаза и зрение. Советы доктора Айболита. Человек и его питание. Вредные привычки и здоровые зубы.
Рыбы и другие водные обитатели
Разнообразие мира обитателей водоемов. Строение, размножение, основы классификации. Представители Красной книги Амурской области:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для выявлении уровня сформированности представлений дошкольников о многообразии животных ХМАО используются критерии оценки экологических представлений, разработанные Л.Г. Саморуковой:
Полнота (объём представлений) – многообразие названных объектов и сторон познаваемого объекта;
Существенность представлений – выделение существенного в познаваемом объекте;
Системность представлений – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятия о них.
Доказательность – степень понимания усвоенного представления.
Гибкость – умение оперировать в новых условиях, находить новые способы решения задачи.
Оценка показателей представлений.
Таблица 1.
Показатель Балл
0 1 2
Полнота Отсутствие представлений Менее ½ требуемого объёма В соответствии
с эталоном
Существенность Отсутствие представлений Несущественные, с ошибками На уровне эталона
Системность Отсутствие представлений Несистемные На уровне эталона
Доказательность Отсутствие представлений Без аргументации На уровне эталона
Гибкость Отсутствие представлений В пределах конкретных знаний. Свободный перенос.
На основании вышеперечисленных критериев определяются уровни экологических представлений дошкольников о многообразии животных ХМАО.
Высокий. Представления о многообразии животных ХМАО системные. Объекты рассматриваются в закономерных связях. Целостно; аргументация с опорой на существенные признаки, умеет устанавливать связи между состоянием живых существ, средой обитания. Баллы: 8 - 10
Средний. Представления о многообразии животных ХМАО есть, но они без системны. Владеет смыслом усвоенных знаний, но оперирует ими с некоторыми неточностями; наблюдается нарастание полноты представлений; аргументация с опорой как на существенные, так и несущественные признаки объекта; неустойчивые умения по установлению закономерностей и причинно следственных связей. Баллы: 4-5
Низкий. Незначительный объём представлений о многообразии животных родного края, знания узкие, неадекватные, допускаются частые заблуждения, ошибки; аргументация с опорой на несущественные признаки. Баллы: 0-1
Учебно-тематический план.
№
блока Тематика Количество часов
Теоретич. Практич.
«Звери тайги»:
Забавный зверек бурундук 20 мин 40 мин
Лесная хлопотунья белка 20 мин 40 мин
Рыжехвостая лисица 20 мин 40 мин
Иголки не только у елки (еж) 20 мин 40 мин
Лесной великан (лось) 20 мин 40 мин
«Птицы лесные и городские»:
Интересные страницы о городской синице 20 мин 40 мин
Серая ворона – городская разбойница 20 мин 40 мин
Белолобый гусь 20 мин 40 мин
Удивительная птица - клест 20 мин 40 мин
Лесной красавец -тетерев 20 мин 40 мин
«Обитатели рек и озер»
Налим 20 мин 40 мин
Щука – зубастая хищница 20 мин 40 мин
Длинноносая красавица стерлядь 20 мин 40 мин
муксун 20 мин 40 мин
Зеленые артисты рек, озер и болот. (лягушка) 20 мин 40 мин
«Такие разные насекомые»
Неутомимые муравьи 20 мин 40 мин
божья коровка 20 мин 40 мин
стрекоза 20 мин 40 мин
комар 20 мин 40 мин
Итого часов: 18 часов 40 минут
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование темы Общее
количество
часов
1. Вводные занятия. Планирование работы кружка. 1
2. Этот удивительный мир животных. 1
3. Природа вокруг нас. Многообразие растительного и животного мира. Приемы и правила работы с бумагой, инструментами. 1
4. Юные исследователи природы. Исследовательская деятельность, понятие, возможности, перспективы. 1
5. Направления исследовательской деятельности 1
6. Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ 1
7. Простейшие методы исследования насекомых 1
8. Создание презентации. Демонстрация презентаций. 1
9. Тип Моллюски 1
10. Тип Иглокожие1
11. Тип Членистоногие. Ракообразные 1
12. Первопоселенцы суши (паукообразные) 1
13. Краски природы. Наблюдения в природе:«Солнечный цвет», «Жаркие краски», «Птицы», «Насекомые» 1
14. Мир, ползающий и летающий: насекомые. 1
15. Стрекозы озера Кувшинка города Райчихинска 1
16. Бабочки 1
17. Войти в природу другом. Азбука поведения в природе. 1
18. В подводном царстве. 1
19. Аквариумные рыбки. Наблюдение за обитателями аквариума Кормление и уход за рыбками 1
20. Условия содержания рыб в аквариуме. Декоративное оформление аквариума Разведение аквариумных рыбок. 1
21. Животный мир водоемов 1
22. Золотая рыбка в гостях у ребят 1
23. Другие обитатели аквариума. Улитки. 1
24. Рыбы Амурской области 1
25. Экологический праздник «Без воды – и ни туды, и ни сюды» 1
26. Животные Амурской области 1
27. Как вам живётся у нас? (наблюдение, исследование) 1
28. Грызуны 1
29. "Как живут растения? Как живут животные?" 1
30. Викторина "Лучший знаток природы" 1
31. Воздействие человека на животный мир 1
32. Суперкошки Приамурья 1
33. Лесные пожары 1
34. Лесные Робинзоны. Путешествие в царство грибов 1
35. Лекарственные растения Амурской области 1
36. "Лесная аптека на службе человека" 1
37. Сумчатые. Кенгуру 1
38. Экологическая игра «SOS» 1
39. Путешествие на луг 1
40. Путешествие по Африке 1
41. Экскурсия в УЖП 1
42. Ёжик 1
43. Пресмыкающиеся или рептилии 1
44. Путешествие по материкам и океанам 1
45. Животный мир высокогорных районов. 1
46. Калейдоскоп животных 1
47. Красота спасет мир 1
48. По страницам "Красной книги" 1
49. Крокодилы и черепахи 1
50. Лягушонок 1
51. Игра «Поле чудес», вопросы о животных 1
52. Террариум и его обитатели. 1
53. Презентация "Мир собак" 1
54. Природа вокруг нас. Отображение в поделках из бумаги разнообразия растительного и животного мира. «Живое прошлое Земли» 1
55. Игра "Знатоки природы". Тема: "Дикие и домашние животные" 1
56. Перелетные птицы 1
57. Зимующие птицы 1
58. Животный мир смешанных и лиственных лесов. 1
59. Водоплавающие птицы 1
60. Нелетающие птицы 1
61. Хищные птицы 1
62. Охрана природы для всех и для каждого; «Оригами» - это интересно 1
63. Домашние птицы: попугаи, канарейки. 1
64. Конкурсно-игровая программа «Братья наши меньшие». 1
65. Значение животного мира для человека. 1
66. Итоговое занятие. Участие детей в школьных, городских, общецентровских мероприятиях. 1
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие:
Ознакомление с планом работы объединения. Инструктаж по Т\Б.
Практическая работа: Экскурсия в уголок живой природы.
2. Этот удивительный мир животных. Знакомство с разделами образовательной программы.
3. Природа вокруг нас. Многообразие животного и растительного мира.
Растения и животные: сходства и различия. Прошлое и настоящее Земли.
Приемы и правила работы с бумагой, инструментами. Интересное о растениях и животных. Разнообразие растений: культурные и дикорастущие. Приспособление растений к разным природным условиям. Разнообразие животных диких и домашних.
Практические работы: Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, культурных растений полей, лекарственных растений, сада и огорода, аппликация из бумаги «Животные в природе». Фото.
4. Юные исследователи природы. Исследовательская деятельность, понятие, возможности, перспективы. Теория: Этапы, структура исследования. Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.
Практика: Актуальность исследования, тема, цель, задачи, новизна, объект, предмет, гипотеза, практическая значимость исследования. Обсуждение и тренировка техники полезных вопросов, развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы.
5. Направления исследовательской деятельности. Теория: Средства предъявления доказательства выдвинутой гипотезы исследования. Рациональная организация учебного труда.
Практика: Выбор направления, темы исследования. Характеристика исследуемых явлений.
6. Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ. Теория: Актуальность, новизна, методы исследования, результаты, выводы исследовательского проекта. Час полезных вопросов.
7. Простейшие методы исследования насекомых. Знакомство с методами сборов насекомых, при выполнении исследовательской работы.
8. Создание презентации. Демонстрация презентаций. Теория: Создание мультимедийной презентации проекта.
Практика: Поиск и отбор текстового и иллюстративного материала. Выбор программных средств для оформления работы. Создание мультимедийной презентации проекта.
9. Моллюски. Особенности строения моллюсков (мантийная полость, кровеносная система, выделительная система, нервная система, органы дыхания) и экологические особенности, значение моллюсков в природе и жизни человека. Рассматриваются представители различных классов моллюсков. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, работы с различными источниками информации.
10. Иглокожие. Среда обитания, образ жизни, особенности строения. Практические работы: Работа в живом уголке. Просмотр д/ф «Иглокожие».
11. Тип Членистоногие. Ракообразные. Особенности строения. Многообразие сред обитания и образов жизни. Особенности экологии. Практическая работа. Работа в живом уголке.
12. Первопоселенцы суши. Особенности строения, размножения. Многообразие сред обитания и образа жизни. Особенности экологии.
Практические работы: игра «Паутинка»
13. Краски природы. Наблюдения в природе: «Солнечный цвет», «Жаркие краски», «Птицы», «Насекомые». Проведение мини исследования «Ловушки для насекомых»
Практические работы: Сбор листьев, семян для изготовления подтелок из природного материала.
14. Мир, ползающий и летающий: насекомые. Понятие о насекомых, как об одном из наиболее самых многочисленных классов животных. Многообразие насекомых, распространение их на земном шаре. Температурные режимы. Размножение. Развитие яйца. Метаморфоз у насекомых. Органы чувств: зрение, осязание, слух и др.
Практическая работа.
Работа в живом уголке. Изучение насекомых по цветным фото и картинкам. Изучение коллекций насекомых. Проведение игры домино «Насекомые».
15. Стрекозы озера Кувшинка города Райчихинска. Разнокрылые и равнокрылые. Размеры стрекоз. Питание. Маска. Полёт стрекоз.
Значение в природе и в практической деятельности человека. Видовой состав стрекоз данного озера. Редкие виды. Методы сбора стрекоз.
Практические работы: работа с коллекцией стрекоз озера Кувшинка.
16. Бабочки. Видовое разнообразие. Строение: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития. Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации).
Практические работы: аппликация «Бабочка»
17. Войти в природу другом. Азбука поведения в природе. Демонстрация рисунков, плакатов, рефератов, отражающие правила поведения в природе.
Практические работы: коллаж «Помоги природе»
18.В подводном царстве. Животные, чья жизнь связана с водой. Характеристика обитателей водоемов: морских глубин, рек. Приспособления животных к условиям жизни в водной среде: изменение жизни водоема в разное время года.
Практические работы: подтелки из природного материала. Описание водных растений и животных местного водоема. Знакомство с миром водоема и выяснение отношений обитателей водоема к сезонным изменениям.
19. Аквариумные рыбки. Наблюдение за обитателями аквариума Кормление и уход за рыбками. Аквариум – это целый мир. Виды аквариумов и их оборудование. Приспособление растений и животных к водной среде обитания. Разнообразие обитателей подводного мира (живородящие, икромечущие, экзотические). Аквариум, как экосистема со своими законами и особенностями. Аквариум для местных видов рыб. Водные животные (улитки, ракообразные, личинки комаров и т.д.).
20.Условия содержания рыб в аквариуме. Декоративное оформление аквариума Разведение аквариумных рыбок. Установка аквариума в домашних условиях, его оформление и заселение водными обитателями. На земле и в воздухе. Температура и влажность – основные факторы, от которых зависит жизнь этой группы животных.
Практические работы: оригами «Рыбка». Работа с аквариумным оборудованием.
21. Животный мир водоемов. Разнообразие животных и приспособленность к водному образу жизни.
Пресные водоемы России. Планктон, бентос, нектон. Личинки насекомых, живущие в воде. Водные клопы: водомерка, гребляк, гладыш, водяной скорпион. Пауки: доломед, серебрянка. Жуки: вертячка, плавунец, водолюб. Пресноводные рыбы: лещ, щука, окунь, карась, налим, стерлядь, судак, ряпушка, байкальский омуль.Практическая работа. Работа в живом уголке. Изучение по цветным таблицам и фото.
22. Золотая рыбка в гостях у ребят. Особенности строения рыб, дать представление о кормлении и уход. Объяснить, что значит бережно относиться к ним.
Практические работы: викторина «Рыбки»
23. Другие обитатели аквариума. Улитки. Их разнообразие. Что такое жемчуг? Образ жизни. Наблюдение за поведением улиток в аквариуме.
24. Рыбы Амурской области. Виды рыб обитающих в Амурской области, разведение, образ жизни, охрана.
Практические работы: работа с таблицами.
25. Экологический праздник «Без воды – и ни туды, и ни сюды» Роль воды для жизни животных и человека. Охрана водоемов.
26. Животные Амурской области. Разнообразие животных Амурской области, их повадки, поведение в природе.
Практические работы: Выявление видового состава животных Амурской области и их взаимоотношений.
27. Как вам живётся у нас? (наблюдение, исследование). Работа в УЖП. Проведение исследовательской работы «Выработка рефлексов у морских свинок».
28. Грызуны. Распространение. Основные представители. Значение в природе и жизни человека. Редкие виды и их охрана.
Практические работы: наблюдение в УЖП.
29. "Как живут растения? Как живут животные?". Ознакомить учащихся с водой, воздухом и теплом как условиями жизни растений и животных. Формировать представления учащихся о единстве растительного и животного мира с условиями внешней среды, расширяя знания детей о жизни растений и животных;
Практические работы: следы на снегу (наблюдение в природе)
30. Викторина "Лучший знаток природы". Вопросы о животных.
31. Воздействие человека на животный мир. Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир, примеры промысловых животных, рационального использования животных на территории данной местности. Вред браконьерства.
Практические работы: подтелки из папье-маше.
32. Суперкошки Приамурья. Расширить понятие “природное сообщество”, знание животного мира лесов Приморья. Шире познакомить с образом жизни амурского тигра и дальневосточного леопарда, с взаимосвязью человека и животных. Научить сравнивать, анализировать, делать выводы.
33. Лесные пожары. Причины пожаров, меры их предупреждения.
Практические работы: просмотр видеофильма «Пожары»
34. Лесные Робинзоны. Путешествие в царство грибов. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые. Приметы народные.
Практические работы: работа с презентацией «Ядовитые и съедобные грибы»
35. Лекарственные растения Амурской области. Лекарственные растения сегодня, их использование в медицине, виды лекарственных растений.
Практические работы: работа с гербарием
36. "Лесная аптека на службе человека". Расширять знания детей о лекарственных растениях нашего края.
Практические работы: составление рефератов
37. Сумчатые. Кенгуру. Распространение. Основные представители. Значение в природе и в жизни человека. Редкие виды и их охрана.
Практические работы: рисование животных данного класса
38. Экологическая игра «SOS». Конкурс «Туристический поход», «Эрудит», «Мои соседи по планете», «Вода-не вода», «Конкурс капитанов».
39. Путешествие на луг. Растения и животные луга; приспособленность организмов к условиям среды.
Практические работы: просмотр гербариев
40. Путешествие по Африке. Обитатели саванн и тропических лесов. Растения произрастающие в данной местности. Что общего между саванной и тропическими лесами, в чем отличие.
Практические работы: налип из пластилина «Слон»
41. Экскурсия в УЖП. Содержание в уголке живой природы птиц, грызунов, проведение наблюдений за их образом жизни, уход за животными.
Изготовление поделок из бумаги.42. Ёжик. Общая характеристика, повадки ежа.
Практические работы: изготовление Новогоднего плаката
43. Пресмыкающиеся или рептилии. Общее знакомство с основными видами пресмыкающихся. Места обитания пресмыкающихся. Образ жизни пресмыкающихся. Хамелеоны. Особенности их жизни. Ящерицы: гаттерия, ядозубы (жилаты и скорпионы), игуаны, серый варан, комодские вараны, ящерица-молох, безногие ящерицы. Значение ящериц в природе.
Многообразие змей. Особенности строения змей. Передвижение. Органы чувств. Размножение змей. Распространение змей. Удавы и питоны: анаконда, тигровый питон, сетчатый, иероглифовый. Ужеобразные: водяной уж, большеглазый полоз. Ядовитые змеи: кобра, эфа, гюрза, щитомордник, гадюки, гремучники. Значение змей в природе и для человека.
Практическая работа.
Работа в живом уголке. Зооигра «Лото»; «Домино».
44.. Животный мир пустынь и полупустынь.
Климатические особенности зоны. Типы пустынь и растительность. Приспособления к жизни в пустыне: способность к постоянным переходам и быстрому бегу, быстрый полет (джейран, кулан, гепард, саджа), прыжки и повышенная маневренность движений (тушканчики, зайцы, ящерицы, жужелицы, сверчки, тарантулы), общая подвижность в быстром темпе (бархатный кот, хорь-перевязка, ушастый еж, заяц-песчаник), норы и летняя спячка, приспособления для рытья нор, способность погружаться в песок (круглоголовка, песчаный удавчик, тарантул), покровительственная окраска, ночной образ жизни. Обитатели пустыни: двугорбый верблюд, джейран, кулан, заяц-песчаник, ушастый еж, тушканчики, песчанки, бархатный кот, пустынная рысь, гиена, гепард, каракал, дрофа-красотка, пустынная курочка, саксауловые: воробей и сойка, ящерицы, змеи, черепахи. Тугайная фауна: лысуха, пеликан, белая цапля, лебедь-шипун, шилоклювка, дикий кабан, бухарский олень, камышовый кот, шакал, фазан.Практическая работа. Работа в живом уголке.
45. Животный мир высокогорных районов.
Изменения животного мира с изменением высоты. Вертикальная зональность горных районов. Кормовые ресурсы. Особенности обитания в горах. Основные обитатели горных районов: горный улар, каменная куропатка, сурки, сеноставки, каменные полевки, козлы, бараны., снежный барс, медведи белокоготной и пищихоед, сокол-балобан, черный гриф, бородач - гриф (ягнятник). Приспособления горных животных: темная окраска тела (насекомые, серны), густая шерсть с подшерстком и оперение, крупные размеры тела, увеличение размеров органов сердечно-сосудистой системы, сжатые сроки размножения.
46. Калейдоскоп животных: рыбий калейдоскоп, птичий калейдоскоп, и это все – копытные, в мире диких кошек, удивительные звери или звери-рекордсменыПодвижные игры, викторины по темам. 47. Красота спасет мир. Бумажная пластика. Тематические композиции из природного материала. Анималистические зарисовка и наброски. Выставка детских работ.
48. По страницам Красной книги. Животные, занесенные в Красную книгу, их охрана.
Практические работы: работа с Красной книгой Амурской области
49. Крокодилы и Черепахи. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Систематика пресс-ся. Значение в природе и жизни человека.
Практические работы: конкурс стихов о животных
50. Лягушонок. Разновидности данной группы животных, образ жизни. Загадки.
Изготовление из бумаги поделок: «Лягушка-царевна»
51. Игра «Поле чудес», вопросы о животных
52. Террариум и его обитатели.Типы террариумов. Террариум как экосистема. Обитатели террариума: земноводные, пресмыкающиеся, экзотические (В гостях у крокодила; «Осторожно, змея!»).53. Презентация "Мир собак". Породы собак. Польза для человека.
54. Природа вокруг нас. Отображение в поделках из бумаги разнообразия растительного и животного мира. «Живое прошлое Земли». Развитие животного и растительного мира. «Живое прошлое Земли». Приемы и правила работы с бумагой, инструментами (отображение разнообразия растительного и животного мира).
55. Игра "Знатоки природы". Тема: "Дикие и домашние животные" Разнообразие. Формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. Условия их жизни по сезонам года, уход за домашними животными.
56. Перелетные птицы. Разнообразие, образ жизни, питание. Наблюдения за поведением птиц, подсчет птиц (в городе, парковой зоне).
57. Зимующие птицы. Разнообразие, образ жизни, питание. Наблюдения за птицами, зимующими в городе. Изготовление кормушек для зимующих птиц. Изучение следов жизнедеятельности животных и птиц на снегу. Зарисовки птиц, животных.
58. Животный мир смешанных и лиственных лесов.
Климатические особенности зоны смешанных и лиственных лесов. Ярусность зоны. Кормовые ресурсы зоны. Животные смешанных и лиственных лесов: ёж, барсук, лесная мышь, дятлы, синицы, пищухи, поползни, зяблики, кукушки, белые аисты. Сезонные явления. Приспособленность к жизни в этой зоне.
Животные широколиственных лесов: среднеазиатский лесной кот, чёрный хорь, лесная куница, садовая и лесная сони, летучие мыши, рыжая полёвка, зелёный дятел, лесные голуби, иволга, тетерева.Практическая работа. Демонстрация кинофильмов: «Животные природных зон», «Животные в разные времена года», «Барсук», «Ёж», «Бобр». Работа в живом уголке.
59. Водоплавающие птицы. Птицы водоемов, их разнообразие. Представители отрядов птиц, обитающие в данной местности.
Практические работы: Узнать по рисункам представителей отрядов птиц
60. Нелетающие птицы. Особенности строения нелетающих птиц. Признаки отрядов (оперение, строение ног), основные представители и их распространение.
Практические работы: Зарисовки птиц
61. Хищные птицы. Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый клюв, мощные ноги с острыми когтями, их особенности.
Практические работы: коллаж «Охрана птиц»
62. Охрана природы для всех и для каждого.
Значение охраны природы в жизни человека. Охрана животных – часть более общей задачи. Знакомство с Красной книгой России. История создания. Животные, занесённые в Красную книгу. Красная книга – сигнал опасности. Красная книга Амурской области. Безвозвратно потерянные виды животных. Специальные законы об охране природы. Различные мероприятия по охране природы. Заповедники и заказники. Акклиматизация чужеземных животных. Реакклиматизация.
Практическая работа. Изучение животных Красной книги по цветным фото и таблицам. Работа в живом уголке.
Демонстрация. Просмотр диафильма «Животные Красной книги». Обсуждение диафильма. Письменная работа в дневниках юных зоологов по вопросам к диафильму.
63. Домашние птицы: попугаи, канарейки. Уход. Образ жизни.
Практическая работа: наблюдение в УЖП.
64. Конкурсно-игровая программа «Братья наши меньшие». Проведение выставки рисунков «Мое любимое животное». Игра «Что, где, когда».65. Значение животного мира для человека.
Дичь и мясо диких животных. Ценные промысловые и пушные звери и птицы. Биологический способ борьбы - биометод, селекционная работа. Рыбные промыслы. Дикие животные - родоначальники домашних животных. Памятники животным: насекомому коктобластису за уничтожение аргентинского кактуса; долгоносику, воробью, сенбернару, лосю, собаке, волку, мамонту, китам и бесстрашным китобоям, лягушкам.Практическая работа. Работа в живом уголке. Просмотр д/ф «Промысловые птицы». Обсуждение диафильма. Письменный ответ кружковцев на вопросы в тетради.
Экскурсия «Весна в природе». Фенологические наблюдения.
66. Итоговое занятие. Участие детей в школьных, городских, общецентровских мероприятиях.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Учащиеся должны иметь знания о разнообразии животных, их особенностях, поведении, взаимосвязи с окружающей средой, значении для природы и человека, основах ухода и содержания и т.д. Знать животных, занесённых в Красную книгу России и Амурской области. Знать взаимосвязь растений, животных с неживой природой, друг с другом, с человеком.
-Научиться пользоваться справочной, занимательной, учебно – методической литературой. В результате пройденного курса у детей должны быть сформированы такие качества, как целеустремленность, наблюдательность, настойчивость, старательность, трудолюбие.
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
При объяснении нового теоретического материала используются иллюстрации, карточки, кино- и диафильмы.
При проведении практических занятий сначала проводится инструктаж по ТБ и проведению работы, а затем дети самостоятельно, но под контролем педагога выполняют задание. В конце занятия подводятся итоги. При этом используются различные формы занятий: рассказ, беседа, игра, конкурсно – игровые программы, подвижные игры. Проводятся экскурсии в природу, краеведческий материал.
Для успешного проведения занятий имеется следующий дидактический материал:
-тематические папки,
-коллекции насекомых, моллюсков,
-влажные препараты,
-живые объекты,
-диа- и кинофильмы,
-методические разработки занятий, интеллектуальных игр, конкурсов.
По окончании каждой темы проводятся: защита докладов и рефератов, исследовательских работ, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры, викторины, которые позволяют оценить уровень знаний учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Акимушкин И.И., Мир животных.- М.,: Просвещение, 1971-1975.- 465 с.
2. Богатеева З.А., Чудесные поделки из бумаги. – М.,: Просвещение, 1992. - 208 с.
3. Гусев В.Г., Животные у нас дома. – М.,: Просвещение,1992.- 43 с.
4. Жукова Т.И., Часы занимательной зоологии. – М.,: Просвещение, 1968. – 84с.
5. Лавренова Л.Е., Детские праздники в школе и дома. – С-П.Б.,: Паритет, 2002. – 160с.
6. Манфред Кох-Костерзиц, 400 советов любителю собак. – М.,: Наука,1993. -87 с.
7. Митин В.Н., Доврачебная помощь мелким домашним животным. – М.,: Наука, 1992.- 132 с.
8. Нога Г.С., Наблюдения и опыты по зоологии. – М,: Детгиз, 1972.- 46 с.
9. Программы «Исследователи природы». – М,: Просвещение, 1983. - 287с.
10. Скрябина А.В., Моя работа с юннатами. – М,: Молодая гвардия, 1960. – 46с.
11. Суравегина И.Т., Человек и природа на уроках биологии: Методическое пособие. – МН.: Нар. Асвета, 1983. – 80с.
12. Формозов А.Н., Спутник следопыта, М,: Детская литература, 1974.- 318 с.
13. Шевнина О.В., Если ребенок мечтает о домашнем питомце. – М,: ЭКСМО, 2002. – 64с.
14. Юдин А.М., Будь здоров, брат меньшой! – Новосибирск, 1993.- 60 с.
15. Яхонтов А.А., Зоология для учителей: В 2 т. – М,: Просвещение,1970.- 97 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Володин В. И. и др. Энциклопедия для детей. -М,: Аванта+, 2003. – 456 с.
2. Зубко В.Н., Все о собаке. – М,: Наука,1992.- 66 с.
3. Короткая Л.И., Кошки, собаки, попугаи и другие. – Киев, 1994.- 32 с.
4. МодестоваТ.В., Животные: Справочник школьника. – С-П.Б: Литера, 2005. – 96с.
5. Молис С.А, Книга для чтения по зоологии. – М,: Просвещение, 1986. – 224с.
6. Мычко Е.Н., Собака в вашем доме. – М., Наука, 1993.- 54с.
7. Остапенко В.А., Морозов В.И., Мягков Н.А. Птицы и звери в вашем доме/ – М,: Детская литература, 1992.- 81 с.
8. Пожарицкая Н., Путешествие к домашним животным. – М,: Детская литература, 1987.-30 с.
9. Самусенко Э.Г., Друзья нашего дома. – М,: Наука,1991.- 50 с.
10. Хэрриот Д.О., О всех созданиях – больших и малых. – М,: 1987.- 77 с.
11. Шовен Р., Поведение животных. – М,: Просвещение, 1972-21 с.