Урок Гимнастика. Закрепление различных видов упражнений для формирования навыка правильной осанки человека
Республика Хакасия
город Саяногорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6
Учитель: Савушкина Елена Михайловна.
Предмет: Физическая культура.
Класс: 2 «А».
Тема урока: «Гимнастика. Закрепление различных видов упражнений для формирования навыка правильной осанки человека».
Вид урока – гимнастика
Тип урока – комплексный
Цель урока: Повышение компетентности учащихся в вопросе формирования правильной осанки и ее роли в жизнедеятельности человека.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторение строевых упражнений.
Закрепление техники выполнения упражнений для формирования правильной осанки на гимнастических матах.
Оздоровительные:
Формирование навыков правильной осанки при статическом положении и в движении.
Содействие развитию гибкости и координационных способностей
Воспитательные:
Воспитание настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения.
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование, инвентарь:
Музыкальный центр, иллюстрации и фото, памятки (25 штук), гимнастические маты, гимнастические скамейки, малые мячи, стаканчики из под йогурта или подушечки.
Ход урока
Части урока
Содержание
Дозировка
Методические указания
I. Подготовительная часть (мотивация).
II. Основная часть.
III. Заключительная часть
1. Построение класса в шеренгу. Приветствие. Повторение строевых команд и упражнений:
- «Класс, равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята!»
- «Класс, направо!».
- «Класс, налево!».
- «Класс, вольно!».
2. Выполнение комплекса общеукрепляющих упражнений для разминки (по залу в колонне).
3. Объявление темы урока.
Все вы, ребята, любите русские народные сказки. Вспомните, из какой сказки эти слова:
Жила-была царевна-краса – Золотая коса.
По земле шла словно лебедь белая плыла,
И статна и величава, и осанкою красива
- Сказка эта о Василисе-красе – Золотой косе.
- А как понять, ребята, слова «стать» и «осанка»?
4. Обсуждение слов «осанка», «стать».
- Что даёт человеку правильная осанка?
- Может ли человек сформировать свою осанку?
- Человеку какой профессии необходима красивая осанка?
- Когда начинаются Олимпийские игры, на главном стадионе страны проходит парад команд-участниц. Это захватывающее зрелище. Команды идут красиво, демонстрируя свою силу и стать. Многие люди, наблюдая за этими парадами, отмечают осанку спортсменов, их красоту и чёткость движений.
1. Упражнения по формированию осанки без предметов и с помощью предметов:
а) «На посту»
Наверняка вы наблюдали, как несут своё дежурство солдаты у Вечного огня. Давайте попробуем постоять несколько секунд так, как стоят на своём посту они.
б) «Рапорт командиру»
вы наблюдали, как во время парада ведущий военного парада сдаёт рапорт главнокомандующему.
в) «Тревога»
Стоя на посту, солдат должен быть очень внимательным и неприметным. Если он заметил что-то необычное, необходимо, в первую очередь, не дать себя обнаружить.
2. Разучивание упражнений, формирующих осанку:
Сейчас мы отправимся в Японию. В этой стране у всех женщин и мужчин осанка, стройность и умение держать спину ровной вырабатывается самой жизнью. Японки и японцы занимаются специальными упражнениями и танцами для общего укрепления организма и осанки в том числе:
а) «Тренировка»
Попробуем двигаться как японцы, и выполним упражнение с предметом на голове.
б) «Японский танец»
Японский танец – особое искусство. Давайте попробуем разучить первые танцевальные па, при этом помним о своей осанке.
в) «Побывать в Японии»
Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Столица Японии – Токио. В нём проживает много людей. Японцы – трудолюбивый и смелый народ.
3. Беседа «Правильная осанка залог здоровья!»
Дорогие ребята, уважаемые родители! Помните!
Неправильная осанка может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и испортить человеку жизнь.
Особенно портит осанку неправильная поза за столом или во время игры.
Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2см.
Расстояние от глаз до стола должно быть 30см.
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом 30 градусов.
Нельзя читать лёжа на боку, носить в одной и той же руке тяжести.
Осанку нарушает езда на велосипеде.
Осанку может исправить сон на жёстком матраце.
Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.
4. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки (на матах).
- «Кто это?».
Лечь на спину, руки прижать к туловищу, всё тело сплошная линия, приподнять голову и плечи, осмотреть себя и положение своего тела и вернуться в исходное положение;
- «Велосипед».
Лёжа на спине и прижав руки к туловищу, поочерёдно поднимать левую и правую ноги, сгибая их в коленях;
- «Плавание».
Лечь на живот, руки положить перед собой, на них положить голову. Приподнять голову и плечи насколько это возможно.
- «Прямой угол».
Лёжа на спине, отвести руки за голову. Поднимать ноги поочерёдно вверх по возможности под прямым углом.
- «Рыбка».
Лечь на живот, положить подбородок на руки. Отвести руки назад и максимально приподнять. То же самое необходимо сделать ногами.
- «Окошко».
Лечь на живот, поднять руки вверх и сцепить пальцы. Прогнуться, повернуть туловище влево, вправо (под левой и правой рукой заглянуть в «окошко»).
- «Игра с маленькими предметами».
Сесть на полу, согнуть ноги, стопы поставить параллельно. Захватывать пальцами ног и стопами камешки или маленькие мячи.
- «Учимся ходить».
Походить по комнате на носках, на наружных и внутренних краях стоп, перекрёстными шагами, занося вперёд поочерёдно левую и правую ноги, как ходят модели на подиуме, как ходят балетные танцовщики.
5. Игра «Совушка-сова».
А ещё я хочу дать вашим родителям несколько советов перед тем, как вы вместе с ними начнёте серьёзно и целенаправленно бороться за своё здоровье. Передайте моё письмо-обращение вашим папам и мамам.
Уважаемые папы и мамы!
Помогите своим детям сделать упражнения необходимыми и привычными в их жизни.
Постарайтесь быть примером своему ребёнку в выполнении упражнений, делайте их вместе с ним.
Не ругайте ребёнка, если он делает что-то не так, постарайтесь, чтобы он выполнял упражнения охотно, только тогда они смогут перерасти в привычку.
Подчёркивайте, пусть маленькие, достижения ребёнка.
Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех ваших начинаниях!
Успехов и удачи!
Итог урока.
Спасибо вам за урок. Мне понравилась ваша работа. Сегодня никто не остался равнодушным. Думаю, что всё, о чём мы сегодня говорили, принесёт вам пользу, а упражнения, которые мы запомнили – здоровье.
Оценка урока детьми.
А сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили наш урок, понравился ли он вам. Я раздам вам карточки трёх цветов:
чёрная – плохо;
зелёная – хорошо;
красная – отлично.
15 минут
25 минут
5 минут
Учитель проверяет навык детей по выполнению строевых команд. По мере выполнения, указывает на ошибки и выполняет повторно с показом – дети повторяют за учителем.
После выполнения разминки проводится проверка ЧСС (самостоятельно).
Показ иллюстрации к русским народным сказкам (автор Иван Яковлевич Билибин).
Показ фото с изображением парада на Олимпийских играх.
Учитель показывает, ученики повторяют:
- встать вдоль стены, касаясь её затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами, пятками (5 раз);
- встать спиной к стене, соблюдая осанку, сделать шаг вперёд и снова вернуться к стене(5раз);
- коснуться затылком и спиной стены и присесть, стараясь при этом как бы вжаться в стену, руки вытянуть вперёд;
- стаканчик из-под йогурта на голове, руки на пояс, медленно подняться на носки, затем опуститься на всю ступню;
- развести руки в стороны и, неся стаканчик на голове, пройти от стены пять шагов вперёд и обратно;
- разбиться на пары и, взявшись за руки, подойти близко друг к другу и отойти назад;
- поднять руки вверх и опустить;
- повернуться друг к другу спиной и, взявшись за руки, поднять руки над головой.
Проверка ЧСС.
Во время выполнения упражнений звучит музыка Японии.
Показ иллюстраций Японии (города, людей в национальных костюмах и т.д.)
Учитель зачитывает Памятку, дети сидят на скамейке и слушают. По окончанию чтения, учитель раздаёт Памятки каждому с просьбой показать их обязательно родителям.
Учитель показывает упражнения которые можно выполнять дома, ребята повторяют и запоминают.
Во время выполнения упражнений звучит музыка.
Учитель раздаёт письма-обращения каждому с просьбой передать их обязательно родителям.
Используемый материал при составления конспекта урока:
silagolosa.ru/osanka/osanka.../kakovo-znachenie-pravilnoy-osanki-znach...
nsportal.ru/.../obobshchenie-opyta-raboty-po-teme-ispolzovanie-zdorove...
Учебно-методический комплект по физической культуре «Школа 2100» (учебник «Физическая культура 1-2 классы» книга 1 , авторов Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина издательство «БАЛАСС» 2011 год, программа).
Аудиозаписи с музыкой Японии и для проведения комплекса упражнений.
Анализ урока физической культуры
Общие сведения об уроке.
1. Дата проведения: урока 25 сентября 2012 года.
2. Вид урока: гимнастика.
3. Тип урока: комплексный.
4. Задачи урока:
Образовательные:
Повторение строевых упражнений.
Закрепление техники выполнения упражнений на гимнастических матах.
Оздоровительные:
Формирование навыков правильной осанки при статическом положении и в движении.
Содействие развитию гибкости и координационных способностей
Воспитательные:
Воспитание настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения.
5. Класс: 2 «А».
6. Количество учащихся по списку: 25 человек.
7. Количество присутствующих: 25 человек.
8. Вел урок учитель физической культуры: Савушкина Елена Михайловна.
Подготовка к уроку.
Конспект урока соответствует рабочему плану.
Задачи урока соответствуют их программным требованиям, поставлены конкретно и грамотно, направлены на развитие физических качеств, посильны для выполнения учащимися этого возраста.
В содержании конспекта урока наблюдается правильный подбор средств, в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами. Конспект урока составлен с учётом уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Применяемые методы соответствуют стадиям обучения и задачам урока. Организационно-методические указания представлены в полной мере.
Конспект соответствует общеустановленной форме, наблюдается достаточная грамотность и аккуратность написания.
Организация урока.
Место занятий, оборудование, инвентарь были своевременно подготовлены. Санитарно-гигиеническое состояние зала соответствует нормам СанПина. Внешний вид учителя и учащихся соответствует правилам техники безопасности на уроках физической культуры.
Время, отведённое на каждую часть урока, распределено правильно и рационально, соответствует правилам и нормам проведения урока по гимнастике (подготовительная часть - 15 минут, основная часть – 25 минут, заключительная часть – 5 минут).
Площадь зала используется рационально, а инвентарь – по назначению. В подготовительной части урока используется наглядность (иллюстрации к сказкам). Учитель проводит беседу с детьми доброжелательным тоном, что располагает детей к ответам.
Методы, используемые учителем для организации работы учащихся (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный), соответствуют возрасту, задачам и содержанию урока.
Выбор методов выполнения физических упражнений (поточный, поочерёдный, одновременный) в каждой части урока в равной мере влияют на нагрузку, плотность, на решение задач урока и соответствуют возрасту занимающихся.
Общая плотность урока низкая, что соответствует виду и типу урока. Приемы повышения моторной плотности, эффективно используются в основной части урока (упражнения на развитие осанки).
Характеристика средств используемых в уроке.
Выбранные средства 1-ой части урока соответствуют ее задачам (проводится разминка, используются беседа и наглядность, подводящие учащихся к работе). Применяемые средства соответствуют контингенту обучающихся, виду урока (гимнастика), условиям проведения. Проведена проверка ЧСС у учащихся.
Выбранные средства 2-ой части урока в полной мере соответствуют решаемым задачам (учтены возможности занимающихся, соблюдена рациональная последовательность в преподнесении материала, педагогом используются облегченные задания, достаточная повторность и вариативность заданий, своевременно проведена игра как эмоциональный настрой учащихся). Проведена проверка ЧСС у учащихся.
Правильно осуществлён подбор средств заключительной части урока (учтено отношение детей к уроку).
4. Характеристика методов используемых в уроке.
Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, указание), используемые педагогом во время урока, соответствуют задачам урока, контингенту занимающихся, а переданная информация - содержательна и познавательна.
Используются методические приемы, усиливающие словесные методы (сравнение, повторение, интонация).
Педагог достаточно грамотно владеет правильностью подачи команд, речь достаточно эмоциональна.
Педагог хорошо владеет методом показа, используя наглядно-зрительные приёмы (показ физических упражнений, имитация, зрительные ориентиры и тактильно-мышечные приёмы (непосредственная помощь учителя)). Эти методы соответствуют контингенту, задачам и содержанию урока.
Методы показа правильно сочетаются со словом.
Целостный метод практического разучивания, применённый на уроке, соответствует особенностям занимающихся, решаемым задачам.
На уроке используются методы предупреждения и исправления ошибок.
5. Методика воспитания физических качеств.
Формированию и совершенствованию осанки на уроке было уделено достаточное количество времени, а в этом возрасте необходимо уделять время на совершенствование осанки не только на уроках гимнастики, но и на других уроках физической культуры из-за малоподвижного образа жизни.
Работа по воспитанию физических качеств, проводилась в основном только в подготовительной части урока (на формирование навыков правильной осанки при статическом положении и в движении). Были применены методы стандартного упражнения (стандартно-прерывного упражнения - повторный метод). Используемые задания и методы были целесообразны и соответствовали возрасту, задачам урока, условиям проведения.
Нагрузка на уроке в полной мере соответствовала возрастным особенностям, задачам, стадиям обучения, использовалось достаточное количество спортивного инвентаря и оборудования.
6. Воспитательная работа педагога.
Для решения 3-ей воспитательной задачи (воспитание настойчивости) предлагались задания по улучшению своего предыдущего результата, за счет улучшения техники упражнения.
Задачи умственного воспитания (сообразительности, находчивости, организация взаимообучения) были решены полностью. Задачи нравственного воспитания (формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи) были решены полностью. Задачи эстетического воспитания (чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка) были решены полностью. Задачи трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков) были решены полностью.
Для решения этих задач педагог применил метод убеждения. Приводя примеры из жизненной практики детей и взрослых, рассказывая различные случаи из своей жизни, жизни великих людей, тем самым, убеждая занимающихся в необходимости овладеть навыкам формирования правильной осанки.
Педагог умеет владеть классом, формирует сознательное отношение к занятиям, личным примером пытается заинтересовать учащихся.
Выводы и предложения.
Образовательная ценность урока. Первая задача урока (повторение строевых упражнений) была решена полностью.
Оздоровительная ценность урока. Вторая задача урока (формирование навыков правильной осанки при статическом положении и в движении, развитие координации движений и гибкости) была ращена полностью.
Воспитательная ценность урока. Третья задача урока (воспитание настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения) была решена полностью.
Основные положительные стороны деятельности учителя: практическое участие учителя в подготовительной и заключительной части урока, хорошее владение техникой гимнастических упражнений.
Основным недостатком в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению. Нет.
Оценка урока в баллах: 5.