Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших подростков в условиях адаптации ко второй ступени обучения
Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших подростков в условиях адаптации ко второй ступени обучения
Судоргина Г.М.,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ» города Кирсанова
Тамбовской области
Переход ребенка из начальной школы в основную характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни:
- увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик;
- появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников;
- усложняется материал учебных программ, требующих новых уровней учебной работы;
-расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий;
меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим собой, меняется социальный статус детей;
-активно идет процесс формирования личности.
1. При переходе ребенка из начальной в основную школу адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями.
2. Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребенка с учителями.
3. В начале основной школы учебная мотивация, интерес к учению повышаются, и это происходит за счет новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного отношения к учению в новых образовательных условиях.
Выявлено, что на начальном этапе адаптации ко второй ступени обучения у школьников весьма сильно выражено:
- положительное эмоциональное отношение к учению, которое благоприятно влияет на развитие интересов детей, познавательных мотивов учебной деятельности;
-обнаружено, что в данный адаптационный период у пятиклассников учебная мотивация становится доминирующей в отличие от последнего года начальной школы;
-установлено, что учебная мотивация и положительное эмоциональное отношение большинства пятиклассников к школе и учителям в значительной степени зависят от уровня готовности педагогов к работе с учащимися этого возраста;
-пятиклассники воспринимают этот период своей жизни как период новых учебных возможностей, улучшения успеваемости, самоутверждения и повышения самооценки.
С психологической точки зрения, согласно общепринятым периодизациям возрастного развития, в этот период происходит смена возрастов - младшего школьного возраста на подростковый. Этот период называют по-разному: «переходный», «критический», «предподростковый», «подростковый». В отечественной психологии понятие «кризис» связано с переходом учащихся в пятый класс потому, что именно в это время многое меняется и в учении, и в самом подростке по сравнению с младшими классами.
-Меняется содержание учебного материала и значительно повышаются требования к качеству его усвоения,
-У подростка появляются новые интересы и увлечения.
В пятом классе значительно меняется состав предметов, называемых детьми в качестве любимых. При переходе из начальных классов в средние у детей происходит дифференциация интереса к разным предметам, некоторые из них воспринимаются как скучные. По результатам анкетирования в качестве нелюбимых уроков дети называют: урок музыки (в среднем 47 %); урок физической культуры (в среднем 43 %), урок труда (в среднем 30 %); урок математики (в среднем 27 %). Основными причинами такого отношения к указанным урокам около 80 % детей называют те же приемы и методы преподавания, что были в начальной школе: «ничего не изменилось», и категории «интересно-неинтересно» на уроках. Среди любимых предметов называют историю, литературу, английский язык («учусь исследовать», «учусь узнавать историю», «учитель интересно рассказывает»).
Результаты исследования показали, что 52 % младших школьников и 60 % пятиклассников ходят в школу, потому что интересно учиться; если бы сказали, что завтра не обязательно идти в школу, 71 % учащихся 3(4) классов и 80% пятиклассников пошли бы в школу все равно.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что при переходе из начальной школы в среднюю учебная мотивация детей претерпевает некоторые изменения содержательного характера:
- возрастает значимость учебной деятельности;
- намечается тенденция к формированию активной познавательной позиции, усиливается мотив самоутверждения в учебной деятельности.
Но увеличилось количество отрицательных переживаний, связанных с учением и учителями. Пятиклассники свидетельствуют о том, что учителя стали больше задавать (20 %), больше времени приходится тратить на выполнение домашних заданий (15 %) и даже в воскресенье не хватает времени на отдых (12 %). Это, в свою очередь, вызывает негативные эмоциональные переживания у детей.
При переходе детей из начальной школы в среднюю происходят некоторые изменения в эмоциональных переживаниях младших подростков. Если в конце обучения в начальной школе наметилась тенденция на преобладание общения со сверстниками, а эмоциональные переживания в большей степени были связаны с успехами во внеучебной деятельности, то с переходом в пятый класс эмоциональные переживания детей связаны в первую очередь с характером их взаимоотношений с учителями. Положительно воспринимается пятиклассниками процесс общения с родителями. Ожидаемая эмоциональная поддержка со стороны учителей в период адаптации детей к новым условиям обучения оказывается для них недостаточной.