Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС
основного общего образования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время поэтапно во всех образовательных учреждениях Российской Федерации вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО). Едва ли кто сейчас задаётся вопросом, зачем нужны образовательные стандарты второго поколения. Их необходимость очевидна, так как основной целью ФГОС является обучение и воспитание, отвечающие запросам гражданского общества. Педагогам образовательных учреждений предстоит стать первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.
В условиях перехода на новые ФГОС, не может остаться в стороне от изменений в образовании и работа педагога-психолога. На его «плечах» двойная, а может даже тройная ответственность за участников образовательного процесса и весь образовательный процесс в целом. Психолог теперь одна из ключевых фигур в системе образования. Именно педагог-психолог в первую очередь учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, помогает становлению его личности. Важно, чтобы психолог работал в тесном контакте с педагогами образовательного учреждения, родителями и детьми.
Становится очевидным, что для реализации требований стандартов необходима активная содержательная работа социально-психологических служб образовательных учреждений. Основой системы психологического сопровождения является единство требований, предъявляемых ребенку в школе, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития
учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Концепция психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса – создание системы социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения, формирование личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания, для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного пространства в системе ФГОС.
В ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса решаются следующие задачи:
систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
построение индивидуальной образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС;
формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создание специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям;
оказание психолого-педагогической поддержки педагогам, реализующим требования новых ФГОС;
оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями:
Информационно-просветительская функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС.
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка.
Диагностическая функция сопровождения представлена системной деятельностью педагога-психолога и учителей, где личность ребенка изучается с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания с учетом развития универсальных учебных действий, оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и их родителям.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения специалистов, которые становятся службами развития личности ребенка.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС:
Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников.
Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников образовательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, администрации и др.
Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников образовательного процесса.
Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию.
Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психолого-педагогического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
Принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психолого-педагогического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ
Основными ориентирами для педагогов-психологов в построении собственной стратегии деятельности по психологическому сопровождению внедрения ФГОС ООО можно считать два нормативно-правовых документа: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., и Основная образовательная программа образовательного учреждения (ООП), разработанная на основе Примерной ООП основной школы, подготовленной и рекомендованной институтом стратегических исследований в образовании РАО. Для педагога-психолога, осуществляющего психологическое сопровождение в классах обучения по ФГОС ООО, системообразующей целью деятельности является создание психолого-педагогических условий реализации ООП.
Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны:
1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый. Программа преемственности подразделяется на последовательные этапы: предварительный, основной, заключительный –
каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.
2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса. Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.
3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном
уровне.
К основным видам деятельности педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.
В ходе экспертной и аналитической деятельности психолог анализирует социально-педагогическую среду с целью оптимизации её воздействия на развитие обучающихся, формирование у них личностных и метапредметных компетенций. Педагогу трудно в полной мере оценить психологические последствия реализации тех или иных программ и проектов, обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.
Работа педагога-психолога в рамках данного вида деятельности может осуществляться по следующим направлениям:
психологический анализ и оценка образовательной среды и социальных процессов;
психологический анализ и экспертиза методических материалов, программ, проектов;
экспертиза психологической грамотности педагогических воздействий;
экспертиза урока с точки зрения реализации системно-деятельностного подхода и развития УУД;
выявление и прогнозирование психологических рисков экспериментальной работы школы.
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения на основной ступени обучения относятся:
сохранение и укрепление психологического здоровья;
формирование ценности здоровья и безопасного образа;
дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
выявление и поддержка одарённых детей;
поддержка детских объединений;
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО:
Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе;
Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
Создание мониторинга психологического статуса школьника;
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Изменение условий деятельности в условиях обновления системы образования требуют качественно нового уровня профессионализма педагога-психолога. Поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе, в связи с этим профессиональная компетентность педагога-психолога
· основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования.
Профессиональная компетентность педагога-психолога рассматривается как сложное психологическое образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик.
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности психологу необходимо владеть достаточными знаниями о социально-психологической ситуации в образовательном учреждении, уметь определять перспективы своего профессионального развития и развития психологической службы в целом. Важно умение осуществлять выбор оптимальных стратегий взаимодействия с различными структурами внутри и вне образовательного учреждения.
Заключение
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», утвержденным приказом департамента образования от 22.10.99 N 636 строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным предметом деятельности психолога стало психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в ее планировании и реализации.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды.
В условиях внедрения ФГОС ООО мы выдели следующие проблемы: 1. Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся.
3. Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД. 4. Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности, в том числе духовно-нравственного развития и воспитания.
И, на наш взгляд, самая приоритетная проблема, связанная с неготовностью педагогов к происходящим изменениям. Некоторым педагогам оказалось непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Мы столкнулись с тем, что глубина и масштаб перемен, ожидаемых от педагогов, иногда весьма негативно влияют на психическое здоровье и эмоциональное благополучие ряда учителей, оказавшихся не готовыми их принять.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
‰ђЗаголовок 1Заголовок 215