Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных уроков по истории.
Сравнительная характеристика традиционных и нетрадиционных уроков по истории.
Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону новых форм преподнесения материала. Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий.
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Метод обучения это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.(словестные,наглядные,репродуктивные,проблемное изложение материала,иследоватеьский)
Типы уроков в рамках традиционного обучения
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок
Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.
Структура традиционного урока довольна проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития.
Нестандартные уроки
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.
Нестандартный урок это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. Нестандартный урок имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям:
-урок-игра или урок-учебная игра;
-урок-учебная дискуссия;
-урок-исследование.
В их основе лежит критерий ведущей деятельности субъектов учебного процесса. Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся.
Давай –те попробуем сравнить традиционный и не традиционный урок.
Герман Константинович Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.
Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.
Формы:-индивид,групп, фронтальн, практика, лекция, семинар
Метод обучения это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.(словестные,наглядные,репродуктивные,проблемное изложение материала,иследоватеьский
Таблица 1Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы
Традиционный урок
Нетрадиционный урок
Концептуальная основа
Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”
Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик”
Содержательная часть
Цели
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами
Развитие личности учащихся
Содержание учебного материала
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности
Процессуальная часть
Организация учебного процесса
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы учебной деятельности школьников
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение
Продуктивный характер учебной д-ти, знания не даются в готовом виде
Методы и формы работы учителя
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя
Рефлексивная деятельность учителя и учащихся
Таблица 2
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы
Традиционный урок
Нетрадиционный урок
Концептуальная основа
Недостатки: субъект – объектные взаимодействия в системе “учитель-ученик”, изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом
Достоинства: субъект – субъективные позиции в системе “учитель – ученик”, возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.
Содержательная часть
Цели
Достоинства: формирование знаний, умений и навыков
Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся
Содержание учебного материала
Достоинства: наибольший объем информации, систематичность
Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Процессуальная часть
Достоинства: четкая структура урока.Недостатки: шаблонность, однообразие
Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени
Организация учебного процесса
Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления
Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной деятельности школьников
Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя
Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя
Методы и формы работы учителя
Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками
Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.
Диагностика учебного процесса
Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения
Недостатки: слабая обратная связь
Достоинства: сильная обратная связь
Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения
Концептуальная основа:
Если в традиционном уроке Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик”, то в нетрадиционном –это субъективные позиции с системе учитель-ученик. Достоинством нетрадиционного урока выступает возможность коммуникативного диалога между учащимися.
Содержательная часть :
Цель урока: в традиционном уроке- это формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами, то в нетрадиционном развитие творческого потенциала личности учащихся.
Содержание учебного материала: в традиционном уроке- изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер, а в нетрадиционном уроке выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности.
Если в традиционном уроке достоинством выступает наибольший объем информации, систематичность, то в нетрадиционном более глубокое изучение учебного материала,за счет меньшей изученной информацииОрганизация учебного процесса: в традиционном уроке формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование,то нетрадиционном уроке формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Достоинством нетрадиционного урока выступает: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления
Методы и формы учебной д-ти школьников: в традиционном уроке- Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение,а в нетрадиционном уроке продуктивный характер и знания не даются в готов виде. Недостатком традиционного урока выступают : вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя на уроке.
Методы и формы работы учителя:В традиционном уроке Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников,то в нетрадиционном- Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности.Достоинством традиционного урока выступает : контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками
Диагностика учебного процесса: В традиционном уроке Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся,а в нетрадиционном уроке рефлексивная деятельность учителя и учащихся.Недостатком нетрадиционного урока выступает трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-нетрадиционные формы урока нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы.
-Нетрадиционные формы уроков имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование .
-Характер же деятельности самих учащихся на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации учащихся. Это достигается за счет совместной, творческой работы учителей и учащихся в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности.
-Нетрадиционные формы уроков предполагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку. В них задействуются внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности учащихся (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.
-Эти уроки эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.
15