Классный час Я имею права


Разработка классного часа «Я имею права»

Цель:   раскрыть понятия «права человека», «права ребенка»; познакомить учащихся с    
              Декларацией а правах ребенка; развивать чувство человеческого достоинства;
              воспитание толерантности, взаимопонимания и равенства.
Оборудование: мультимедийная презентация  «Ваши права». Книга для учащихся  начальных классов.    Шабельников Е.С., Каширцева Е.Г. –М.: Вита-Пресс, 2007; памятки для учащихся «Права, которые у меня есть».
Ход .
Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой.
  Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть немного, но стала радостнее и интереснее. Думаю, наша встреча пройдет интересно, слажено, с пользой для всех.
Сообщение темы урока.
На экране – изображение Незнайки и кроссворд.
- Давайте поможем Незнайке стать настоящим учеником – напомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.
3.Беседа Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить Нужен дождь, и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса, нужно счастье, нужно горе, и родные голоса. Невозможно без природы, Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Все почувствовать вокруг. - В мире живет много разных народов. Живут они в разных странах. • Скажи, а какие страны ты знаешь? • Сказочные герои тоже живут в своих сказочных, волшебных странах? • Как называется страна, в которую попала Алиса? (Зазеркалье) • Как девочка Элли из сказки «Волшебник изумрудного города» попала в волшебную страну? (Ее унес ураган) • В какую страну попал Буратино вместе с девочкой с голубыми волосами? (Страну дураков) Качество человека, любящего говорить правду  (правдивость).
Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).
Антоним существительному  неряшливость (аккуратность).
Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость).
Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность).
- Какое слово выделилось? (право).
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
10 декабря – День прав человека.
- Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
- Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь.  Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
- В США, в городе Нью –Йорке(показываю на глобусе), высится 39-этажное здание, в нем помещается штаб – квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Эта Международная организация основана в 1945 году союзными державами – победительницами (СССР, США, Великобритания и Китай) после окончания Второй мировой войны. Главной целью ООН является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180.
- Вспомните, какие права  человека вам известны?
Я имею право:
     1.право пользоваться благами научного прогресса.
     2. право на защиту от посягательств на честь и репутацию.
     3. право на свободу передвижения.
     4. право на жизнь и личную неприкосновенность.
     5. справедливый суд.
     6. право на образование.
     7. свобода мысли, слова.
     8. неприкосновенность имущества.
     9. бесплатное медицинское обслуживание
4. Игра «Права литературных героев». 
(по статьям «Всеобщей декларации прав человека»).
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?
«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».
Героиня  какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?
Лягушка – путешественница.
В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?
«Золотой ключик, или приключения Буратино».
В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».
5.Беседа о Декларации прав ребенка, о Конвенции о правах ребенка.
          -    Международные документы о правах человека можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
Декларация (высказывание) – это рекомендации, не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это  соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что  «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей.
В 1989 году ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции  ООН  о правах ребенка.
(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1)
Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать  в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту).
Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ст.16, право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию).
Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Ст. 11, незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы;
Ст. 16, право на личную жизнь, семейную жизнь).
   
       6. Работа с презентацией.
Кроме перечисленных прав, государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания (ст. 37).
- Давайте определим, какого человека мы называем злым, жестоким,  а какого – добрым.
Добрый человек Злой, жестокий человек
добродушный грубый
справедливый агрессивный
заботливый задиристый
внимательный хладнокровный
отзывчивый бездушный
7. Игра «Ладошки»
Дети обводят свою руку. На пальчиках пишут свои хорошие качества, а на ладошке то качество, от которого они хотели бы избавиться, за которое бывает стыдно.
8. Итог .
- Что нового вы узнали сегодня ? Что вас заставило задуматься?