Классный час на тему Имею право на права

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.
2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
4. Воспитывать уважение к другим людям.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, фотовыставка, книжная выставка, выставка детских рисунков и сочинений, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих.
Ход классного часа

Право – это все то, что истинно и справедливо.
Виктор Гюго

I. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

- Сегодня мы и будем говорить о ваших правах. Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. ( Учащиеся называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).

- Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
- А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
- Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Там еще записаны имена наших родителей.
- А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися).
- А какие еще есть у детей права? Где они записаны? ( Беседа с учащимися).

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями.

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Прошу всех ребят подойти ко мне. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
-Земля.
Учитель: А что является моделью планеты Земля?
- Глобус.
- В 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, которая принята ООН. В ней сказано о правах всех людей.
- Ваши права записаны в очень серьезном документе – «Конвенция о правах ребенка», которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенцию подписали 150 стран присоединилась к этой Конвенции в 1994 году. В этом документе говорится, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, заботу родителей.

- Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

- Перед вами кроссворд. Вы должны угадать, слова по горизонтали и указать ключевое слово.
1. Каждый ребенок имеет . ( право)
2. Любой человек в государстве(Гражданин)
3. Страна, а по – другому ( Государство)
4. Глава государства ( Президент)
5. Главная песня страны( гимн)
6. Фраза, выписанная из книги, - ( цитата)
7. Основной закон государства( Конституция)

Ключевое слово в кроссворде – Конвенция
- Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

- Какие же права есть у всех детей мира?

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по страницам
«Конвенции о правах ребенка»

- Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста.
- Право на жизнь.
- Право на имя при рождении.
- Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечивает им наилучший уход.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право иметь имущество.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на свободу и воспитание родителями.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища
- Дети имеют право говорить на своем родном языке.

Игра Закончите предложение:

1. Ребенок - лицо, ( не достигшее 18 лет)
2. Законные представители ребенка ( родители или опекуны)
3. Все дети имеют ( равные права)
4. Каждый ребенок имеет право ( на жизнь, личную свободу)
5. Каждый ребенок имеет право ( на индивидуальность, на охрану здоровья)
6. Каждый ребенок обязан ( соблюдать законодательство РК)

Игра: «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»
( слайды презентации с изображением фрагментов из сказок)

1. Право на жизнь ( «Колобок»)
2. Право на неприкосновенность жилища ( «Три поросенка»)
3. Право на свободу вступление в брак («Дюймовочка»)
4. Право жить и воспитываться в семье ( «Морозко»)
5. Право на отдых и досуг ( «Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

- На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

- Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
- Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
- В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

IV. Обязанности
- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
- Главный закон нашей страны называется «Конституция РК». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение»
VI. Обобщение
- С каким важным документом вы познакомились?
- Какой организацией он был принят?
- Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!