А4 Синтаксические нормы. Построение предложений с деепричастием. Подготовка к ЕГЭ.
А 4 Синтаксические нормы(построение предложений с деепричастием) Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель – подлежащее, выполняющее оба действия). Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.Таким образом. Основные способы грамматически верных продолжений предложения с деепричастным оборотом можно увидеть в следующей таблице. Начало предложения (деепричастный оборот, обозначающий добавочное действие сказуемого)Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,… Правильные варианты предложенийученик повторял синтаксис простого предложения. (Есть подлежащее, которое выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «повторял», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь».)а)решаю сложные тесты.решаем сложные тесты.(Есть сказуемое в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (можно восстановить подлежащее, выраженное местоимениями я, мы, ты, вы)б) тщательно повторяйте пройденное. (В определенно-личном предложении есть глагол-сказуемое в форме повелительного наклонения)в)необходимо тщательно повторить пройденный материал. (Есть инфинитив в значении повелительного наклонения) Обратите внимание! 1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам ( нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко»).2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя:»Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»). 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 1.Окончив с отличием политехнический институт,слезы радости навернулись у него не глазах.мне предстояла успешная карьера.мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро.выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод. 1 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 2.Работая с химическими реактивами в лаборатории,старайтесь быть предельно осторожными.мне были понятны многие законы химии.отношения иногда не складываютсянадписи на колбах сделаны четким почерком. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 3. Прославив свое имя исследованиями болезней и применением вакцин,1) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.2) это способствовало распространению и развитию науки.3) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.4) нужны дополнительные финансовые средства. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 4. Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,учитывается авторская позиция.внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.часто проблема формулируется неточно, неправильно.комментарий к сформулированной проблеме игнорируется. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 5. Читая о страданиях Бруно и Галилея,был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воинствующего невежества.учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 6.Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.уже стемнело. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 7.Читая книги зоолога А. Брема,Это не исследования, а жизнеописания животных.Становится очень интересно.Основные мысли выражены в ней правильно.Радостно удивляешься причудливости мира. 1 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 8.Читая книги о Леонардо да Винчи и глядя на его картины,1) думаешь о необыкновенном исключении, которое сделала природа для человечества.2) природа захотела соединить множество талантов в одном человеке.3) вас ничто не должно отвлекать.4) за окном библиотеки быстро стемнело. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 9.Бросая камни в воду,во все стороны летели брызги.расходятся широкие круги.Леонардо да Винчи объяснил распространение звуковых волн.у меня было прекрасное настроение. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 10.Переходя улицу,можно только на зеленый свет.часто нарушаются правила.меня оштрафовал милиционер.не нарушай правила движения. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 11.Прожив долгую и счастливую жизнь,физика Роберта Вуда мучило неодолимое любопытство.у него была замечательная жена.наступило состояние покоя.ученый всегда занимался тем, к чему лежала его душа. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 12.Слушая лекции Галилея Галилео,имя молодого профессора быстро становится популярным.на его лекции приходило до двух тысяч слушателей.у венецианцев возникало чувство гордости за соотечественника.у священного цензурного комитета Рима возникли проблемы. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 13.Покинув ребенком отцовское имение,в нем не было внешней суетной одержимости.скудные средства родителей не позволили учиться в университете.Жуковский решает непременно стать инженером.его охватило радостное чувство. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 14.Поверив в Октябрьскую революцию, второй инсульт настиг его в новогоднюю ночь 1921 года.формировалась личность большого ученого.исследования Н.Жуковского по механике поразили ученых.он отдался ей безоглядно. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 15.Изучая законы движения планет,среди научных трактатов есть одна совершенно необычная работа.уже совсем стемнело.фанатизм и мистика соседствуют с непостижимыми откровениями гения.прочитайте исследования Николая Коперника. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 16.Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,возникает желание уберечь ее от любых бед.космонавту не было равных.космонавта охватило радостное возбуждение.космонавт зачарованно замер. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 17.Помогая бедным и обездоленным,нами были выбраны лучшие продукты и вещи.мое сердце сжимается от боли за них.старайтесь быть деликатными.проверяется сострадание и милосердие. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 18.Очистив улицы и дворы от мусора,наше настроение было замечательным.воздух становится чище.не забудьте потом посадить цветы и деревья.необходимы большие мусорные баки. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 19.Пригласив девушку в кинотеатр,ее красота давно меня привлекала.моя галантность не знала границ.билет купите заранее.помощь друзей мне не понадобилась. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 20.Посмотрев по телевизору выпуск новостей,мне понравился диктор.он оказался неинтересным.в нем говорили о предстоящих реформах образования.иногда думаешь, что это криминальные сводки. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 21.Нарушая правила пожарной безопасности,утюг сильно накалился.пожарный шланг был удален.возникает угроза жизни окружающих.будьте готовы к большим неприятностям. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 22.Посадив огромный вишневый сад,Укрепляются мышцы рук, ног и спины.Удовлетворение переполняло его душу.Решили первый урожай отдать в детский дом.Первые заморозки погубили саженцы 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 23.Выиграв чемпионат мира по футболу,стадион долго ликовал.мяч влетел в ворота противника.команда вновь начала упорно тренироваться.изменяется настроение болельщиков. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 24.Покупая подарок маме,мой кошелек быстро опустел.меня охватила нежная любовь к ней.постарайтесь устроить ей настоящий праздник.изменились наши планы. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 25.Возвращаясь домой из Сибири,декабристам не позволили жить в Москве и Петербурге.дорога декабристов была бесконечной.имена декабристов запрещено было упоминать.многие декабристы надеялись увидеть Россию обновленной. 1 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 26.Нагрубив незнакомому человеку,он почувствовал себя совсем нехорошо.его хамство не знало предела.чувствовалось какое-то недовольство.моя совесть страдала. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 27.Обороняя осажденный Ленинград,блокада тысячами уносила людские жизни.голод и холод царили в нем.днем и ночью велись артобстрелы.наши солдаты показывали чудеса храбрости. 1 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 28.Изложив в сочинении личностную позицию,продуманно аргументируйте ее.аргументы были очень интересны.у меня возникла неожиданная идея.сочинение получилось интересным. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 29.Выдвинув Фарадея в члены Королевского общества,душная волна тайной зависти захлестнула некоторых его противников.ученые признали его огромный вклад в науку об электричестве.удача сопутствовала ему.наука о магнетизме вышла на широкую дорогу. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 30.Думая о межпланетных полетах,космос перестал быть недосягаемым.С.П. Королев обсуждал с конструкторами свои планы.мечты С.П. Королева оказались воплощены в жизнь.вдруг обнаружилась трещина в обшивке корабля. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 31.Читая воспоминания о Толстом,мое впечатление изменилось.книга оставила приятное впечатление.у меня возникло желание съездить в Ясную Поляну.понимаешь его величие как писателя и человека. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 32.Приказав всадникам спешиться,кони отправились на конюшню.был прочитан приказ о наступлении.конница противника была разгромлена.командир направился к одному из них. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 33.Совершив более двухсот прыжков с парашютом,самолет улетел на базу.свободное падение резко замедлилось.земля стремительно приближалась.я перестал бояться неба. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 34.Смеясь над своими пороками,мне стало грустно.постепенно освобождаешься от них.радостное возбуждение долго не проходило.родилась привычка анализировать собственные поступки. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 35.Изучив труды Архимеда,в нем неистребимо жила страсть к изобретательству.Древний Рим так и не узнал секретов метательных машин этого ученого.удивление потомков не знало предела.людская молва и суд потомков мало для него значит. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 36.Отправляясь покорять горные вершины или бурные реки,рюкзаки были тщательно уложены.решимость туристов не знала предела.необходимо изучить маршрут следования.медицинская аптечка никогда не помешает. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 37.Размышляя о смысле жизни,сориентироваться вам помогут герои Л. Толстого.любимые герои Л. Толстого идут непростыми путями.мои симпатии принадлежат героям Л. Толстого.сердца читателей раскрыты для любимых героев Л. Толстого. 1 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 38.Слушая песни на стихи Р. Рождественского,испытываешь удивительное чувство душевного очищения.у зрителей текли невольные слезы.остается чувство огромной благодарности поэту.в зрительном зале раздавались громкие аплодисменты. 2 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 39.Решая сложное тестовое задание,ошибка может появиться из-за невнимательности.нужно быть предельно внимательным.невнимательность привела к ошибке.у меня возникло чувство неуверенности. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 40.Впервые приехав к папуасам,у исследователей возникли проблемы.учеными были исследованы этнографические особенности племени.путешественники были поражены их дружелюбием и гостеприимством.возникла теория эволюции Чарльза Дарвина. 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 41.Познакомившись с геометрией Лобачевского,требуется прежде всего пространственное мышление.она не имеет аналогов в мире.красота его рассуждений меня поразила.открываешь его четырехмерный мир теории относительности. 3 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. 42.Ощущая неприязненное отношение одноклассников,мое настроение упало.уроки казались бесконечными.вряд ли можно рассчитывать на их помощь.поход мне кажется неудачным.