Использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в деятельности преподавателя на современном этапе

Использование информационно – коммуникационных технологии в деятельности преподавателя на современном этапе.
Учитель химии и биологии
Рогожина Татьяна Петровна


Одно из приоритетных направлений развития образования –компьютеризация образовательного процесса, поэтому в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и др. Сегодня их применение на уроке не экзотика. Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация образования, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий (СНИТ) для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач как учебных, так и практических.
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процессе обучения химии, является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.
При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере – необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.
Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете ведет к лучшему усвоению материала.
Применительно к обучению химии наряду с повышением мотивации обучения за счет использования компьютера на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Компьютерные технологии могут быть эффективно использованы для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул), таких важнейших химических понятий как "химическая связь", электроотрицательность", при изучении высокотемпературных процессов (цветная и черная металлургия), реакций с ядовитыми веществами (галогены), длительных по времени химических опытов (гидролиз нуклеиновых кислот) и т.д.
Для получения высокого обучающего эффекта важно систематическое использование компьютерных технологий, как на стадии изучения материала, так и на стадии оперативного контроля за усвоением знаний, а для этого также необходим широкий ассортимент педагогических программных средств.
Педагогические программные средства, являясь частью программных средств учебного назначения, обеспечивают также возможность приобщения к современным методам работы с информацией интеллектуализацию учебной деятельности, использование педагогических программных средств в обучении химии дает возможность:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;
осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;
осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире;
проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента;
формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.
Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации служит формированию у учащегося наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала.
Коллекция ссылок по предметной направленности
Сеть содержит много web-страниц, на которых учитель химии может найти разработки интересных, нестандартных уроков: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Можно использовать ресурсы Интернет при демонстрации опытов по химии (в частности с ядовитыми и взрывоопасными веществами). В ходе демонстрации опытов можно подробно останавливаться на тех моментах, которые труднодоступны пониманию учащихся при объяснении, которые нельзя увидеть при реальной демонстрации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Альбом химических опытов) Видео химия. Эксперименты, лабораторные работы, опыты, органика ... В Интернете можно решать химические задачи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тематические форумы дают возможность учителям и учащимся задавать вопросы, отвечать на них, делиться опытом, общаться по интересам. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ресурсы Интернет содержат динамические таблицы, динамические модели (таблица Менделеева Д.И., таблица растворимости и др.). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительный материал учащиеся могут взять из электронных учебников по химии: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В настоящее время существуют ЦОРы, которые позволяют не только демонстрировать химические процессы и опыты (в виде анимаций и фильмов) но и самостоятельно осуществлять химические опыты в виртуальной лаборатории, производя все требуемые действия с помощью манипулятора (мыши). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Форумы химиков.
Открытый колледж: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сетевое объединение методистов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Использование информационных технологий на уроках химии" На данном форуме обсуждаются вопросы использования информационных технологий уроках химии: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Виртуальное методическое объединение учителей химии". Данный сайт посвящен
· форуму образовательной медиа- сети, здесь вы можите увидить такие разделы как "Помоги решить задачку!", "Нужна лабороторка!", "Реакции": [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Я использую перечисленные выше программные средства на уроках химии так как, на мой взгляд, они имеют следующие достоинства:
значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной химии;
улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения;
наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами);
ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;
учащимися проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышается качество знаний учащихся).
Для современных школьников интересно выполнение домашнего задания в виде создания электронных презентаций. Ученические презентации могут быть посвящены истории открытия того или иного вещества, использование веществ в быту, и т.д. При выполнении такого домашнего задания учащиеся осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль.
Доклады и сообщения в полной мере, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания – на это потребуется мало времени. Ребята с удовольствием смотрят презентации своих одноклассников. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьезно относятся к домашнему заданию.
За последние три года при 100% общей успеваемости по предметам, качественная успеваемость возросла от 35 % до 73 %. Наблюдается высокая результативность по экологии, химии, биологии.
В настоящее время при постоянном росте потока информации знания перестают быть самоцелью, а становятся условием для самореализации личности. Ученики должны ощущать себя активными участниками процесса обучения, не только получать новые навыки, умения, анализировать, сопоставлять, но и находиться в постоянном поиске. Сегодня требуется построить такую модель учебно – воспитательного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать творческий потенциал личности. Информационно – коммуникационные технологии способствуют построению такой модели, созданию открытого информационно – образовательного пространства, в основе которого принцип совместной творческой деятельности учителя и учеников.
Одним из инструментариев, способствующего совместной познавательной деятельности учителя и ученика, является исследовательская и проектная деятельность. Целью, которой является формирование всесторонне развитой личности – мыслящей, нравственной, адаптированной к жизненным условиям. Данный вид деятельности широко применяется в старших классах, направлен на решение коммуникативных задач, ориентирован на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся.
На каждом из этапов исследовательской работы возможно и необходимо применение ИКТ. Следует отметить, что работы становятся более интересными по мере того, как учащиеся овладевают новыми технологиями. Исследовательская деятельность в сочетании с работой на компьютере стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находиться в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в форумах, конференциях, конкурсах
Неоценима роль новых информационных технологий в ходе организации и проведении проектных исследований. Обращение к глобальным ресурсам сети Интернет, использование информационных программ и технологий дает больше возможностей в организации исследований на основе поиска, сопоставлении разнообразного материала, создании собственных проектов. Использование ИКТ в исследовательской деятельности способствует включению школьников в процесс получения и применения знаний, повышению мотивации, умению делать выбор и оценивать последствия данного выбора и полученные результаты собственной деятельности. В результате данной деятельности прогнозируется повышение коммуникативной культуры, диалоговый характер освоения мира, формирование чувства ответственности, реализация потребности в самоактуализации.
Вот уже несколько лет успешно работаю с учащимися по компьютерной программе СИРС – это Система интенсивного развития способностей. Уникальность СИРС заключается в использовании компьютерных технологий в качестве поддержки теоретических занятий по комплексному развитию способностей, а именно, развитию навыков интенсивного обучения - развитию навыков быстрого чтения (скорочтение), развитию памяти (механической, образной, ассоциативной, логической), пространственных представлений и мышления на основе чтения, системного мышления.
СИРС позволяет:
резко сократить время обучения и значительно повысить качество развития;
увеличить интеллектуальную активность у школьников более высокими темпами по сравнению с другими методами развития при существенном снижении утомляемости.
развить читательскую деятельность школьников как познавательную деятельность, знаковое общение и средств саморазвития.

Развитие способностей, в том числе общеучебных и специальных способностей у школьников, в дальнейшем будет способствовать развитию личности, интеллектуальных и творческих способностей, повышению социального статуса подрастающего поколения.
Результативность.
После окончания ускоренных курсов «Чтение + память» объем запоминания информации увеличивается в 1,5-8раз и наблюдается повышение эффективности чтения в среднем в 1,5 -4 раза.
Статистически достоверно отмечается увеличение IQ (коэффициент интеллектуальности), скорости мыслительных процессов, интеллектуальной выносливости.
На данный момент в школе апробируется программа «Понятийное мышление», обучается 6 групп.
Программа «Понятийное мышление включает в себя несколько комплексов. Каждый из которых, способствует развитию понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение смыслового запаса), логического мышления, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас учащихся, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Не обойтись без ИКТ и в воспитательной работе. Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и  традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив класса и школы качественными материалами и готовить на память выпускникам уникальные подборки материалов.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Кроме того, данная технология учитывает психолого-педагогические особенности детей, сохраняет их здоровье.
Всё сказанное выше подтверждает рост качества успеваемости и воспитанности обучающихся, повышение уровня организации на качественно новый уровень, делает учебный и воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие.