МЕТОД ПРОЕКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МЕТОД ПроектОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, так как он позволяет проявить обучающемуся высокую степень самостоятельности, инициативности и их познавательной мотивированности; способствует развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий; приобретению опыта познавательной деятельности. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев понятие «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако все чаще проект употребляется в общенаучном значении. Как отмечает И.И. Ляхов, в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства. Т.е. проектность – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры, связанных с творческой деятельностью человека.
Как отмечают современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В исследовании принимали участие учащиеся 1 «Г» класса МБУ СОШ №86 г.о.Тольятти в количестве 20 человек.
Продуктивность обеспечения практико-ориентированного исследования необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в психологии методов диагностики: опроса, наблюдения, анкетирования.
Цель констатирующего этапа практико-ориентированного исследования заключалась в выявлении уровня развития познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности у младшего школьника в процессе работы над проектом.
На данном этапе исследования было проведен опрос учащихся на уроках изобразительного искусства. Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:
«проект интересный» - 64%;
«нужный» - 22%;
«непонятный» - 11%;
«трудный» - 3%.
Результаты исследования представлены на рисунке 1:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.1 - Результаты отношения учащихся к творческому проекту
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.
На втором этапе исследования осуществлялось анкетирование учащихся с целью выявления познавательного интереса на уроках изобразительной деятельности. Анкета состояла из 5 вопросов. К вопросам предлагались варианты ответом: да, нет. За ответы начислялось:
«Да» 2 балл;
«Затрудняюсь ответить» - 1 балл,
«Нет» 0 баллов.
В диагностике приняли участие 20 человека, и на основе этого было установлено, что:
55% учащихся имеют высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности у младших школьников посредствам метода проекта;
25% учащихся имеют средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности у младших школьников посредствам метода проекта;
20% учащихся имеют низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках изобразительной деятельности у младших школьников посредствам метода проекта.
Результаты анкетирования по выявлению уровня сформированности познавательного интереса в начальной школе представлены на рисунке 2:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 2 - Результаты анкетирования по выявлению уровня сформированности познавательного интереса в начальной школе
Таким образом, результаты наблюдения и анкетирования выявили, что на высоком и среднем уровне познавательный интерес сформирован у 80 % учащихся класса, но все же существует проблема, т.к. на низком уровне находятся 20 %, а значит, необходима специальная работа по формированию познавательного интереса.
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения сегодня эффективно применяется уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315
Root Entry