Рабочая программа внеурочной деятельности Духовно-нравственное воспитание учащихся Юный патриот России 1 – 4 класс
МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского Муниципального района Костромской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Юный патриот России
1 – 4 класс
Автор – составитель:
Шушкова Н. П. учитель начальных классов
2013 – 2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка3
2. Планируемые результаты6
3. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания..7
4. Содержание программы..8
5. Учебно-тематический план..10
6. Список литературы23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Юный патриот России» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа составлена с учетом воспитательной, учебной, внеурочной деятельности учащихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемых в совместной деятельности школы, семьи и других учреждениях социума.
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий защищать свое человеческое право, знание ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, природе. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека.
Актуальность выбранного направления.
В современном обществе, назрела острая необходимость в воспитании активной гражданской позиции, бережного отношения к историческому наследию страны. Многие из детей не знакомы с историей своих семей, не знают истории своего края, не видят связь истории своей семьи с историей страны.
Работа по патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей своей страны.
История России богата знаменательными событиями. Помимо военных побед существуют события, которые должны быть увековечены в народной памяти.
Программа внеурочной деятельности «Юный патриот России» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории страны, пробудить в них интерес к изучению истории своего села и своей семьи. Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать игровые элементы. Обязательно использовать яркую наглядность, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, электронные ресурсы.
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, в которой живёт ребёнок, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, взаимодействия личности и коллектива.
Программа «Юный патриот России» предполагает формирование патриотических чувств, развитие гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по истории Отечества. Рекомендуется привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев. Проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в музеи; инсценированные представления, викторины; принимать участие в социальных проектах (книга памяти, акция добра и милосердия); организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный принцип патриотического воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- спланировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям, совместную деятельность учащихся с ветеранами войны и труда;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7 – 11 лет
Объём программы «Юный патриот России» 135 часов.
Программа рассчитана на весь курс начального образования 4 года.
1класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Занятия проводятся по 1 часу в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий: в 1 классе - 35 минут, во 2 – 4 классах - 45 минут.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется индивидуальная, парная, групповая.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, проекты, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания, экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами войн, тружениками тыла, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.
Программа «Юный патриот России» состоит из разделов, которые формируют подлинного гражданина России: «Я и мои друзья», « Моя семья», «Наша школа», «Моё Отечество», «Природа нашей Родины».
«Я и мои друзья»
Цель: формирование гражданского отношения к себе, к друзьям, одноклассникам.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- понимание детьми ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
« Моя семья»
Цель: формирование ответственного отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам своей семьи;
-воспитывать ребёнка, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о членах своей семье.
«Наша школа»
Цель: формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
«Моё Отечество»
Цель: формирование гражданского отношения к Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся;
- воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну;
- изучать историю страны.
Предполагаемый результат:
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
«Природа нашей Родины»
Цель: формирование гражданского отношения к природе.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат:
- обучающиеся должны задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить;
- настоящий гражданин любит и бережет природу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение детьми программы «Юный патриот России» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные универсальные учебные действия:
у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию,
- мотивации к учению и познанию,
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
Регулятивные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
- планировать свои действия;
- осуществлять контроль в своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
учащиеся будут знать:
- о значимых страницах истории страны;
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- о традициях и культурном достоянии своего края;
- о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знать традиции своей семьи и школы, бережно относятся к ним.
- государственную символику;
- знать достопримечательности родного края;
- находить на карте свою страну, свой регион;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащиеся научатся:
- отношению к жизненным проблемам других людей, умению сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- знать о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- осуществлять совместную деятельность;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение;
-задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся.
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Формы контроля: творческие работы учащихся, выставки, конкурсы чтецов.
С целью контроля реализации программы, её эффективности, организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-4 классах (декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на классных родительских собраниях, на классных часах, индивидуально.
Формы и средства контроля:
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
Анкета «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
Изучение самооценки личности младшего школьника;
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
Социометрия;
Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
Методики «Пословицы» (С.М.Петрова);
«Наши отношения» (Л.М.Фридман);
Содержание программы
1 класс - 33ч
«Я и мои друзья» (6 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать. Мой лучший школьный друг.
Диагностика
«Моя семья» (7 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Я и моё имя.
Моя бабушка. Мой дедушка. Игры моей бабушки в детстве.
Моя самая лучшая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
«Наша школа» (7ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка. День рождения нашего класса. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.
Экскурсии по школе, по школьному саду. До свидания, 1 класс.
« Мое Отечество» (7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности. История моего села. Масленица.
Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен военных лет. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Праздник осени. Конкурс поделок из природного материала.
Планета просит помощи.
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Мой край весной.
Конкурсы рисунков. Экскурсии. Экологическая акция «Поможем птицам!»
2 класс – 34 ч
«Я и мои друзья» (6ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. День рождения класса. Мой портфель.
Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Древо моей семьи. Профессии моих родителей.
Конкурсы рисунков, сочинений.
«Наша школа» (6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
«Мое Отечество» (9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права. Полёт к звёздам.
Моё любимое село. Родной край в древности. О чем говорят названия улиц родного села. Я о России буду говорить. Дружба народов нашей страны.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Великие победы. А. Невский, Д. Донской, М.И. Кутузов.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музей, акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3 класс – 34 ч
«Я и мои друзья» (6 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Для чего я рожден? Быть человеком. Доброта в стихах и сказках.
Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом.
Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
«Наша школа» (6 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Озеленение школы.
«Моё Отечество» (9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наш район, область. История страны в названиях улиц. История Отечества. И помнить страшно, и забыть нельзя!
Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах детей в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Красота зимней природы.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание цветов.
4 класс – 34 ч
«Я и мои друзья» (6 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
«Моя семья» (7 ч) формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Панорама добрых дел.
Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Мои семейные обязанности.
Акции. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
«Наша школа» (6 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Озеленение класса.
«Моё Отечество» (9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о совести. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Юрия Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
Из истории появления законов. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа прадеда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление книги Памяти. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Природа нашей Родины» (6 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Волшебный мир руками детей.
Моё село. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Учебно-тематический план
1 класс - 33часа
1 час в неделю.
№
п /п
Тема занятия
Количество
часов
Содержание
Дата проведения
1.
Праздник «День рождения нашего класса».
1
Праздник с участием родителей, конкурсы, игры, чаепитие.
2.
Мой школьный дом.
1
Рассказ об истории школы. Экскурсия по школе, по кабинетам.
3.
Моя семья – моя радость.
1
Сообщение о своей семье.
Рисунок «Моя семья». Выставка рисунков.
4.
Правила поведения в школе.
1
Урок – игра. Как надо вести себя на уроках, в перемену, в столовой.
5.
Экскурсия по школьному саду, огороду.
1
Беседа о растениях сада и огорода.
Экскурсия.
6.
Я, ты, мы. Игра.
1
Игра на становление коллектива.
7.
Кто что любит делать.
Конкурс викторина.
1
Конкурс поделок, рисунков. Викторина
8.
Праздник осени.
1
Выступление детей на празднике. Выставка поделок из овощей и фруктов. Чаепитие.
9.
Дары природы.
Конкурс поделок
из природного материала.
1
Изготовление поделок из природного материала.
10.
« Моя бабушка.
Мой дедушка».
В чем я должен им помочь?
1
Беседа о старшем поколении.
Приглашение бабушек и дедушек на мероприятие.
11.
Праздник «Моя самая лучшая мама».
1
Выступления детей, конкурсы для мам и учеников. Выставка рисунков «Моя мамочка».
12.
Мои права и обязанности.
1
Беседа с творческим заданием.
13.
История моего села.
1
Экскурсия в музей
14.
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.
1
Общение, диалог.
15.
Законы жизни в классе.
1
Урок - игра
16.
Откуда пришли елочные игрушки.
1
Беседа, презентация.
Изготовление ёлочной игрушки
17.
Фотографии из семейного альбома.
1
Беседа «Моя семья». Презентация.
18.
Школа вежливости.
1
Беседа, ситуации из жизни школьников.
19.
Экологическая акция.
«Поможем птицам»!
1
Вывешивание кормушек в школьном дворе.
20.
Я и мое имя.
1
Беседа о традициях семьи при выборе имени для ребенка. Оформление страницы в Портфолио о значении имён, о том, в честь кого дали такое имя.
21.
Они защищают Родину.
Конкурс стихов.
1
Конкурс стихов об армии, солдатах.
22.
«Загляните в мамины глаза».
Праздник, посвящённый 8 марта.
1
Выступление детей на празднике.
Конкурсы для мам и детей.
23.
Встречаем Масленицу.
1
Песни, стихи, игры, конкурсы. Чаепитие с блинами.
24.
Планета просит помощи. Конкурс
рисунков посвященные Дню Земли.
1
Рисунок.
25.
О чём рассказывала бабушка? Игры моей бабушки в детстве.
1
Беседа. Игры наших бабушек.
Игры.
26.
Познавательная викторина «Мягкие лапки, а в лапках царапки».
1
Книжки-малышки о своих питомцах, презентации.
Выставка детских работ.
27.
Поклон тебе, солдат России.
Конкурс песен о войне.
1
Песни военных лет.
Конкурс песен о войне.
28.
Мой край весной.
Экскурсия в природу.
1
Беседа.
Экскурсия
29.
Мои родные – защитники Родины.
Фотовыставка.
1
Фотографии отцов, дедов, прадедов – защитников Родины.
30.
«Маленькие герои большой войны».
Урок Мужества.
1
Беседа о жизни детей во время войны, презентация.
31.
Трудовой десант чистоты и порядка.
1
Уборка территории у школы.
32.
Конкурс рисунков «Мой лучший школьный друг».
1
Рисунок, выставка.
33.
Праздник «До свидания, 1 класс!»
1
Праздник с родителями, чаепитие.
2 класс - 34 ч аса
1 час в неделю
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Содержание
Дата
прове
дения
1.
День рождения класса.
1
Беседа о нашем классе, нашем селе, как частице великой страны. Рисунки «День рождения класса» и «Я и мои друзья».
2.
Наша школа.
1
Рассказ об истории нашей школы, об учителях- ветеранах, о медалистах школы. Знакомство с материалами стендов «Кем гордится школа» и «Ученик года».
3.
Герб, флаг, гимн.
1
Беседа о государственных символах страны, история их создания, рисунки по теме.
4.
Памятник неизвестному солдату.
1
Рассказ о жизни односельчан в годы войны, о фронтовиках вернувшихся с войны и о погибших, о ветеранах и тружениках тыла. Беседа о героях, чьи имена написаны на обелиске.
История возникновения памятника в нашем селе.
5.
Село, где я живу. Улицы села.
1
Экскурсии по улицам родного села, беседа о памятных и интересных местах села и его окрестностей, о памятнике героям-односельчанам.
6.
Древо моей семьи.
1
Оформление материала о своей семье в виде плаката или страниц Портфолио.
7.
Родной край в древности.
1
Встреча с М. В. Жуковой, знатоком истории села Парфеньева. Экскурсия
8.
Стихотворно- музыкальная композиция «Я о России буду говорить»
1
Выступления детей, выставка книг о России, выставка рисунков «Моя Родина».
9.
Дружба народов нашей страны.
1
Рассказ о Дне народного единства, беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях, игры на сплочение коллектива.
10.
Мой портфель. Игра – экспромт.
1
История возникновения портфеля (ранца)
Игры, конкурсы с портфелем.
11.
Моя любимая мамочка. Презентация.
1
Рассказы детей о маме.
Презентация
12.
Древо моей семьи.
1
Продолжить работу над составлением генеалогического древа семьи, рассказ детей о своей семье. Сбор материала.
13.
Великие Победы.
Александр Невский.
1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им.
Александр Невский – 18 апреля 1242г. День победы на Чудском озере.
14.
Великие Победы.
Дмитрий Донской.
1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им.
Дмитрий Донской -
21 сентября1380 г. – День победы в Куликовской битве,
15.
Великие Победы.
М.И. Кутузов.
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великом полководце и о великих победах одержанных им. М. И. Кутузов - 8 сентября 1812г. – День Бородинского сражения.
16.
О чем говорят названия улиц родного села.
1
Рисунок «Моя улица».
17.
Главный закон моей страны.
1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях детей, о правилах поведения в школе.
18.
Читаем книги о войне.
1
Беседа о трудностях военного времени, о жизни и подвигах детей во время Великой отечественной войны, выставка книги коллекции открыток о детях-героях.
19.
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
1
Вывешивание кормушек в школьном дворе.
20.
Я помощник в своей семье.
Беседа с элементами игры.
1
Беседа, конкурсы.
20.
Мы и наши права. Урок – игра.
1
Беседа
Игра
21.
Игры на развитие произвольных
процессов.
1
Игры на развитие памяти, внимания.
22.
День защитника Отечества.
1
Рассказ о празднике, о родах войск, беседа. Детям предлагается рассказать о членах семьи, воевавших на фронте, или служивших в армии, выполнить рисунки об армии.
Сочинение о папе.
23.
Мама, папа, я – дружная семья.
Конкурс – соревнование.
1
Соревнования семей-команд.
24.
По каким правилам мы живем в школе?
1
Беседа
25.
Широкая Масленица.
1
Стихи, песни, игры.
Чаепитие.
26.
Поэты и писатели нашего села.
1
Встречи с поэтами нашего края.
27.
Мой дом. Профессии моих предков.
1
Беседа о разных профессиях, рассказы детей о профессиях родителей, дедушек, бабушек. Продолжить сбор материала.
28.
Полет к звездам.
1
Беседа, посвященная Дню космонавтики. Рассказ о первом полете в космос, о подготовке космонавтов, рисунок «Фотография из космоса», выставка книг, детских журналов с космической тематикой.
29.
Открытка ветерану. Акция.
1
Изготовление открыток ветеранам войны и труда
30.
След Великой Отечественной войны
в жизни родного края. Экскурсия в музей.
1
Беседа
Экскурсия в музей, к памятнику неизвестного солдата.
31.
Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.
1
Сообщения о героях Советского Союза, презентации.
32.
Путешествие по городам - героям. Москва – город герой.
1
Город – герой Москва.
33.
Трудовой десант чистоты и порядка
1
Уборка мусора у памятника
34.
До свидания, 2 класс. Здравствуй лето
1
Праздник с родителями.
3 класс – 34 часа
1 час в неделю
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
Теория
Практика
Дата проведения
1.
История моего класса.
1
Вспомнить самые интересные события 2 класса, игры, рисунки «День рождения класса» и «Я и мои друзья».
2.
Традиции нашей школы.
1
Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
3.
Мои права и обязанности.
Беседа о школьном Уставе.
1
Беседа. Презентация. Устав школы.
4.
«Как учиться, чтобы учиться хорошо?»
1
Беседа о том, что успешная учёба зависит от умения планировать и организовывать свободное время.
5.
Золотые бабушкины руки.
1
Конкурс стихов.
Поздравление дедушек и бабушек с днём Мудрости.
6.
Осень в родном селе. Фотоконкурс.
1
Выставка фотографий
7.
Государственные символы России.
1
Беседа о государственных символах страны, история их создания, рисунки по теме.
8.
Великие Победы.
Суворов А. В.
1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
Александр Васильевич Суворов.
9.
Великие Победы.
Нахимов П. С.
1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
П.С. Нахимов.
10.
Великие Победы.
Ушаков Ф. Ф.
1
Показ компьютерной презентации, рассказывающей о великих полководцах и великих победах.
Ф. Ф. Ушаков.
11.
Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.
1
Выступление в подготовительной группе детского сада «Теремок».
12.
Кому нужна моя помощь?
Разведка добрых дел.
1
Изготовление игрушек своими руками для дошкольников.
13.
Путешествие по городам - героям. Ленинград.
1
Презентация. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Книги о блокаде Ленинграда. Дневник Тани Савичевой.
14.
Путешествие по городам - героям.
Сталинград.
1
Сталинградская битва. Дом Павлова.
15.
Читаем книги о войне.
1
Беседа о трудностях военного времени, о жизни и подвигах детей во время Великой отечественной войны, выставка книги коллекции открыток о детях-героях.
16.
Новогодние зарисовки.
1
Конкурс стенгазет.
17.
Заочные путешествия на Родину Деда Мороза
в Великий Устюг и на Родину Снегурочки в Кострому.
1
Презентации о Родине Деда Мороза и Снегурочки.
18.
Новогодняя сказка.
1
Праздник встречи Нового года
19.
Конституция – основной закон жизни страны.
1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях граждан страны, о правах и обязанностях школьника, об Уставе школы.
20.
Село, в котором я живу.
Красота природы зимой.
1
Конкурс фотографий.
21.
Они служили в Армии.
Конкурс сочинений о службе в Армии родных.
1
Выступления детей.
Выставка фотографий «Мой папа - солдат».
22.
Мой папа – мастер на все руки.
1
Выставка поделок папы или фотографии его хобби.
Презентация.
23.
Моя мама лучше всех! Презентация.
1
Презентация «Наши мамы». Рассказы детей о своих мамах.
24.
О подвигах детей в военное время.
1
Просмотр и обсуждение фильма.
25.
Путешествие по городам - героям.
Курск – город герой.
1
Презентация. Курская дуга.
Выставка книг о Курской дуге.
26.
Десант чистоты и порядка.
1
Трудовой десант. Уборка мусора в школьном дворе.
27.
Село, где я живу.
1
Беседа о Посадской Соборной церкви Воскресения Христова
28.
Наша школа в будущем.
1
Конкурс сочинений и рисунков.
29.
День птиц. Викторина.
1
Викторина на лучшего знатока птиц нашего края.
30.
Урок мужества
«И помнить страшно, и забыть нельзя»
1
Урок мужества посвящён 9 мая, Дню Победы.
31.
Дети войны
1
Встреча с людьми, которые во время войны были детьми, их рассказы о детстве.
32.
История страны в названиях улиц нашего села.
1
Проект «Улица, на которой я живу»
33.
« Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования, посвящённые Дню семьи.
1
Спортивные соревнования между семьями.
34.
Праздник «До свидания, 3 класс!»
1
Подведение итогов за год.
4 класс – 34 часа
1 час в неделю.
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Содержание
Дата проведения
1.
Здравствуйте, мы долго ждали этой встречи!
1
День рождение нашего класса. Мы вместе 3 года. Праздник.
2.
Моя школа.
1
Рассказ об истории нашей школы, об учителях- ветеранах, о медалистах школы. Знакомство с материалами стендов «Кем гордится школа» и «Ученик года».
3.
Я и мой класс.
1
Написание сочинений о себе, классе. Рисунки (по желанию).
4.
День пожилого человека. Акция
«Доброта души».
1
Изготовление поздравительной открытки с днём пожилого человека, вручение открыток на улицах села.
5.
Права ребенка.
Книга Юрия Яковлева
«Ваши права, дети».
1
Чтение книги Юрия Яковлева «Ваши права, дети», обсуждение.
6.
Тест «Познай себя».
1
Диагностика.
7.
Государственный праздник –
День Согласия и примирения.
1
Рассказ о Дне народного единства, беседа о многонациональности нашей страны, дружбе народов, народных традициях.
8.
Правила счастливого человека.
1
Психологический практикум.
9.
Детство – это я и ты. Наши игры и смех – для всех.
1
Праздник к окончанию 1 четверти (с родителями).
10.
Моё село Парфеньево.
1
Конкурс сочинений. Конкурс рисунков.
11.
Кто я? Какой я? Беседа
с творческим заданием
1
Беседа с творческим заданием.
12.
Основной закон жизни
нашего государства. Беседа.
1
Беседа о Конституции РФ, о правах и обязанностях граждан страны, о правах и обязанностях школьника, об Уставе школы.
13.
Я и моя семья.
Фотовыставка.
1
Фотовыставка работ.
14.
Поможем птицам пережить зиму.
1
Выступления детей. Мастерская простейших кормушек. Мастер класс.
Конкурс на самую необычную кормушку. Чем кормить птиц зимой?
15.
Как встречают Новый год
в разных странах.
1
Игра - путешествие.
16.
Мир моих интересов.
1
Беседа с творческим заданием.
Что я умею и что мне нравится делать (рассказы детей, демонстрация поделок, умений и т.д.)
17.
Спешите делать добрые дела!
1
Беседа о доброте и милосердии, пословицы и поговорки о доброте.
18.
Битва под Москвой.
1
Беседа о начале контрнаступления советских войск в битве под Москвой 5 декабря 1941года. Просмотр фрагмента из фильма о Великой Отечественной войне, выставка книг о войне.
19.
Беседа «Слово не воробей»
1
Беседа об уважительном отношении к своим товарищам и одноклассникам, учить детей анализировать и контролировать свои поступки.
20.
О подвигах женщин
в военное время.
1
Просмотр и
обсуждение фильма о Зое Космодемьянской.
21.
Конкурс « Вперёд, мальчишки»!
1
Конкурсная программа для мальчиков класса.
22.
«Как на масленичной неделе» развлекательная программа.
1
Конкурс на лучший
рецепт блинов.
23.
Конкурс «Мисс Очарование»
1
Конкурсная программа для девочек класса.
24.
Знаешь ли ты страны мира? Страны мира - наши соседи.
1
Викторина.
25.
Геральдика – наука о гербах.
1
Беседа. Презентация.
26.
Беседа «Поступай, как велит тебе твоя совесть»
1
Сущность понятий «честность», «порядочность», внутренний голос совести.
27.
Берегите природу.
Конкурс экологических сказок.
1
Работа в группах. Сочиняем экологические сказки.
28.
Волшебный мир руками детей.
1
Выставка детского творчества.
( рисунки, поделки, вышивки
и т. д.)
29.
Победа прадеда – моя победа.
1
Мини – проекты
о своих
героических родственниках.
30.
Урок Мужества.
« Давно закончилась война»
1
Презентация, беседа, выступления детей.
Выступления приглашенных
на урок мужества (труженики тыла, дети войны)
31.
Книга Памяти.
1
Создание презентации
и размещение
в Интернете лучших работ.
32.
Есть такая профессия –
Родину защищать. Конкурсная
познавательная программа.
1
Конкурсная познавательная программа о военных профессиях. Презентация. Выставка книг об армии.
33.
Города – герои.
Защита проекта.
1
Выступления детей по группам.
Защита проекта.
34.
Праздник «В последний раз в четвёртый класс»
1
Праздник для детей и родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
4. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
5. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
6. Домашкина Н. В. Школьные годы чудесныеНравственное воспитание школьников / Глобус. Панарама – 2007. – 204с.
7. Е. Н. Арсенина Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе 1-4 классы / Москва, Глобус - 2007. – 220 с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Методическая копилка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
20. Начальная школа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
21. Презентации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 142015
Заголовок 115