Программа коррекционно — развивающих занятий для 1 класса Мир общения
Программа коррекционно – развивающих занятий
«Мир общения»
Составитель: Мардасова С.А.
Пояснительная записка
Программа «Мир общения» – это комплекс занятий по развитию коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста.
Программа коррекционно – развивающих занятий представляет собой один из востребованных видов психологической работы с обучающимися первого класса. Данный метод позволяет эффективно решать задачи связанные с развитием навыков общения, управления собственным эмоциональным состоянием, корректного выражения эмоций и понимания эмоционального состояния окружающих. Трудности в общении и взаимодействии приводят к трудностям в адаптации, к трудностям во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.
В условиях введения ФГОС нового поколения, когда одним из важных аспектов организации учебно – воспитательной работы является формирования коммуникативных универсальных учебных действий по средствам как рабочих программ по всем учебным предмета, так и по средствам организации внеурочной воспитательной работы, данная программа носит значимый практический характер, является уместной и актуальной в плане учебно – воспитательной работы школы.
Цель коррекционно – развивающей программы: развитие коммуникативных УУД у младших школьников.
Задачи:
повышение уверенности в себе, формирование положительной «Я-концепции».
осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации;
активизация процесса самопознания;
формирование коммуникативных умений и навыков эффективного общения;
развитие умений взаимодействовать с другими людьми;
развитие умений по использованию невербальных средств общения;
овладение умениями понимающего слушания;
развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;
обогащение эмоциональной сферы детей, развитие умения адекватно выражать свои чувства;
сплочение, формирование взаимного доверия;
развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произвольного внимания, сосредоточения).
Организация занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий - 30-40 мин.
Общее количество занятий – 15.
Количество детей в группе - 10 человек.
Возраст участников 7-8,5 лет.
Структура каждого занятия:
1 этап (вводный этап) - приветствие, разминка.
Цель: создание в группе доверительной атмосферы, чувства общности с членами группы.
этап (основной) - совокупность психотехнических упражнений направленных на реализацию содержания коррекционно - развивающего занятия.
этап (заключительный)- обратная связь, выводы, рефлексия, прощание.
Основные приемы работы: игры, психогимнастические упражнения, беседа, ролевые ситуации, драматизация, элементы арт - терапии, мини – этюды, моделирование коммуникативных ситуаций, тренировка эффективного поведения, анализ конфликтной ситуации.
Основные этапы осуществления программы:
1.Организационный этап.
Мотивация на проведение тренинга.
Формирование сплоченности группы.
2.Содержательный этап:
Формирование эмоциональной сферы.
Формирование компетентности в общении.
Формирование положительной «Я-концепции».
Заключительный этап. Подведение итогов. Анализ проведенных занятий. Оценка достижений.
Тематическое планирование
коррекционно – развивающих занятий
№ п/п Раздел программы Тема занятия Кол-во часов
Организационный этап.
Мотивация на проведение тренинга.
Формирование сплоченности группы.
Знакомство 1
«Мы-команда» 1
«Наши сходства и различия» 1
Основной этап.
Формирование эмоциональной сферы. Чувства людей. Знакомство с фундаментальными эмоциями: интерес, радость, удивление, печаль (страдание), гнев, страх. Ситуации их возникновения, особенности интонации, мимики, пантомимики и жестов в различных эмоциях. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций. Обучение умению говорить о своих чувствах. Обучение детей пониманию эмоционального состояния других. Создание условий для формирования механизма эмоциональной регуляции поведения ребенка.
«Что чувствуют другие?» 1
Проявление эмоций и чувств 1
Формирование компетентности в общении. Коммуникативные навыки. Понимание базовых коммуникативных умений: приветствие и прощание, обращение, просьба о помощи благодарность. Развитие навыков невербального общения, развитие наблюдательности, сенситивности (чувствительности, внимательности) друг к другу. Работа по развитию навыков вербального общения; обучение методам конструктивных форм общения; формирование уверенного поведения; обучение методам разрешения конфликта. Общение и умение слушать 1
Коммуникативные навыки. Приветствие. 1
Коммуникативные навыки. Разговор по телефону 1
«Я вам хочу сказать…» 1
Средства общения 2
Конфликты и пути решения 1
Формирование мотивации достижения успеха, положительной «Я-концепции» и положительной концепции другого человека. «Я и другие» 1
«Моя лесенка успехов» 1
3. Заключительный этап.
Подведение итогов. Анализ проведенных занятий. Оценка достижений.
Заключительное занятие 1
Итого 15
Содержание программы
Занятие №1 «Знакомство»
Задачи занятия: знакомство участников друг с другом, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Структура занятия:
вводная беседа;
упражнение-разминка «Карандаши»;
знакомство;
обсуждение и принятие правил работы;
игра «Дракон ловит свой хвост»;
придумывание ритуалов приветствия и прощания;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Вводная беседа
Ведущий беседует с детьми о том, что такое психология, зачем она нужна человеку. Как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы: дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей. Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
2.Упражнение-разминка «Карандаши»
Цель: активизация детей для включения их в совместную деятельность
Инструкция: суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед —поднять руки);
использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;
держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;
выполнять упражнение с закрытыми глазами.
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение: какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
3.Знакомство. «Снежный ком»
Цель: развитие умения слушать, знакомство детей с ведущим, получение дополнительной информации друг о друге, установление позитивного отношения друг к другу.
Инструкция: первый участник (например, слева от ведущего) называет своё имя. Следующий повторяет его, затем называет своё. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовёт по именам всю группу.
4. Обсуждение и принятие правил работы
Цель: для продуктивной работы сформулировать и принять правила, которые позволяют структурировать общение в группе.
Инструкция: сейчас мы с вами составим перечень правил, которых будем придерживаться на занятиях.
Возможный свод правил
Приходить на занятия без опоздания Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях
Говорить только от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю» Не обсуждать то, что происходит на занятиях, за пределами группы
Слушать друг друга внимательно, не перебивая ? — заполните эту клетку сами
5.Игра «Дракон ловит свой хвост»
Цель: установление позитивного отношения друг к другу.
Инструкция: группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны — это «голова», а конец — «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. При выполнении этого упражнения двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Можно повторить игру несколько раз, при этом желательно менять порядок построения участников в колонне.
Психологический смысл игры. Активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена чувствами.
6. Придумывание ритуалов приветствия и прощания
7. Обсуждение текущего занятия.
В конце этого и всех последующих занятий происходит короткий обмен впечатлениями. Участникам, сидящим в круге, предлагается высказаться по следующим темам.
Что в прошедшем занятии запомнилось, что показалось важными интересным?
Какие чувства испытываются в данный момент?
Возможно, появились пожелания к следующим занятиям?
8. Ритуал прощания.
Занятие №2 Знакомство
Задачи занятия: формирование понимания ценности личности своей и другого, сплочение группы, формирование чувства команды, создание благоприятного климата в группе
Структура занятия:
ритуал приветствия;
знакомство;
беседа;
психогимнастика – «Марионетка» ;
упражнение «Перетягивание каната»;
упражнение «Встреча взглядами»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Продолжение знакомства
Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на работу.
Инструкция: сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. А сделаем это так. Нам нужен доброволец. Ему нужно встать в круг, его стул убирается из круга. Он будет говорить «Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какое-нибудь умение или какой-нибудь признак. И те, кто этим обладает должны быстро поменяться местами, пробегая мимо ведущего, а ведущий должен успеть занять любое освободившееся место. Тот, кому места не досталось становится ведущим. Будьте внимательны!
3. Беседа.
Цель: формирование чёткого представления, что такое общение
Инструкция: ведущий совместно с группой в процессе обсуждения определяет общее понятие, которым группа будет руководствоваться в дальнейшем. Как вы понимаете, что такое общение?
Общение – взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями.
4.Психогимнастика – «Марионетка»
Инструкция: для выполнения этого забавного упражнения вам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке даётся задание: двое должны играть кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 2 метров. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый.
5.Упражнение «Перетягивание каната»
Цель: формирование чувства команды, сплочение.
Инструкция: для упражнения нужно запастись прочным канатом диаметром не менее 10 мм и длиной не менее 5-6 м (вполне годится веревка для буксировки автомобилей, которую можно позаимствовать у любого водителя). Участники делятся на две подгруппы, расстояние между которыми 1,5-2 метра, берутся за канат и по команде ведущего начинают его перетягивать. Выигрывает команда, которой удалось заставить соперников сдвинуться вперед не менее чем на метр. Упражнение выполняется 3-5 раз, состав подгрупп желательно менять. Требуется много свободного места (по технике безопасности, за спиной каждой из подгрупп должно быть не менее 3 метров свободного пространства).
Психологический смысл упражнения. Энергетическая мобилизация, развитие умения координировать совместные действия. Такая разминка обычно вызывает высокую эмоциональную вовлеченность детей, способствует формированию «чувства команды».
Обсуждение: чем еще, помимо физической силы, определяется выигрыш в этом упражнении?
6.Упражнение «Встреча взглядами»
Цель: развитие навыка межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.
Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, Можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение.
Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.
Обсуждение: на какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?
7. Обсуждение текущего занятия
8. Ритуал прощания.
Занятие № 3. «Наши сходства и различия»
Задачи занятия: продолжение работы по формированию интереса к занятиям и сплочение группы. Введение понятия «психологическая информация», обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Построение круга»;
упражнение «Поиск сходства»;
упражнение «Запоминание позы»;
упражнение «На кого я похож?»;
упражнение «Я умею, знаю, могу»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
2.Разминка «Построение круга»
Цель: развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков невербального общения и саморегуляции.
Инструкция: участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист и т. п.) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает "повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.
Обсуждение: что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий.
3.Упражнение «Поиск сходства»
Цель: сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Инструкция: группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.
Обсуждение: все ребята такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
4.Упражнение «Запоминание позы»
Цель: развитие наблюдательности по отношению к другим людям и отчасти тренировка памяти.
Инструкция: участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Водящий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить эти позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то одну деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается по памяти восстановить позу каждого из участников в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в подгруппы и строят настоящие «живые скульптуры».
Обсуждение: какие характеристики позы было легче запоминать? Какие изменения в первую очередь бросались в глаза?
5.Упражнение «На кого я похож?»
Цель: познание себя, рефлексия своих чувств.
Инструкция: нарисуйте себя таким, каким вы себя сейчас ощущаете. Вы можете выразить себя как хотите, так, как чувствуете. Затем покажите рисунок группе, а группа должна высказаться, что она видит на этом рисунке. Автор рисунка после того, как все выскажутся, расскажет, угадала ли группа его замысел, и что он на самом деле хотел изобразить. Такое упражнение можно выполнять каждый день, чтобы понять, что вы чувствуете, какого ваше настроение.
Упражнение «Я умею, знаю, могу»
Цель: изучение внутренних установок и актуализация внутреннего потенциала.
Инструкция: сейчас мы с вами попробуем выявить собственные силы, о которых, возможно, не знаем или не задумывались. Разделите лист на три колонки умею, знаю, могу; И отвечая на вопрос, «Общаясь с другими людьми, я…умею/знаю/могу…», заполните их или подумайте, то бы вы написали.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 4. Общение и умение слушать
Задачи занятия: формирование представления об общении как о психологическом явлении, развитие навыков эффективного слушания.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Испорченный телефон»;
упражнение «Привет себе»;
информационный блок «Психология общения»;
упражнение «Слушание в разных позах»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Испорченный телефон»
Цель: сплочение группы, развитие навыков вербального общения.
Инструкция: участник, начинающий игру, шепотом передает соседу справа слово, которое назвал ему ведущий, далее слово передается по цепочке шепотом. Участник, который ошибся при передаче сообщения, встает в конец колонны.
Упражнение «Привет себе»
Цель: подготовка к беседе о психологических аспектах общения.
Инструкция: группа встает в круг, спинами к его центру, и начинает неспешно вращаться. Участник, начинающий игру, шепотом передает соседу справа какое-нибудь сообщение из одного-двух предложений, которое он сам хотел бы услышать. Например, задание можно сформулировать так: «Прошепчите соседу тот привет, который сами хотели бы сегодня услышать». Сосед шепотом передает это сообщение следующему участнику, тот — следующему и т. п., пока оно не вернется к отправителю. Каждый следующий участник тем временем отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет от него на 2-3 человека, а не дожидаясь, пока оно пройдет весь круг. Упражнение лучше выполнять под музыку.
Обсуждение: что чувствовали участники, когда получали собственные послания? Насколько приходящие сообщения были похожи на исходные? А что можно было бы сделать, чтобы говорить и слушать послание было приятнее и проще?
Информационный блок «Психология общения»
Цель: формирование представления об общении как о психологическом явлении.
Что такое общение?
-Общение: единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга.
Зачем мы общаемся друг с другом?
Функции общения:
обмен информацией;
объединение людей;
передача эмоций, переживаний;
инструмент передачи опыта от поколения к поколению.
Что надо помнить, что надо уметь, чтобы общение стало успешным?
-Факторы, определяющие успешность общения: искренний интерес к партнеру; умение внимательно слушать его, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что партнер говорит, но и того, что он при этом чувствует, переживает (здесь уместно ввести понятие «эмпатия»); умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражений лица и т. п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая и грамотная речь.
Как, с помощью чего мы общаемся?
- вербальные средства (речь);
-невербальные средства (мимика, пантомимика).
Упражнение «Слушание в разных позах»
Инструкция: участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре является говорящим, второй — слушающим. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется — говорящий встает, слушающий продолжает сидеть. Еще через минуту следует новое изменение — теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.
Психологический смысл упражнения: участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.
Обсуждение: при каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 5. «Что чувствуют другие?»
Задачи занятия: развитие экспрессивности, совершенствование умения выражать чувства, расшифровывать проявления эмоций и чувств других людей.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка;
беседа: «Как мы можем узнать, что чувствуют другие люди?»;
проигрывание ситуаций;
игра «Тень»;
упражнение «Закончи предложение»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка
Цель: сплочение группы, создание положительного настроя на работу.
Ведущий объясняет детям, что занятия обычно начинаются с психологической «зарядки». Это необходимо, чтобы участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
«Зайчик испугался – зайчик рассмеялся»
Инструкция: по сигналу ведущего участники игры быстро меняют изображаемое эмоциональное состояние (чередование напряжения и расслабления).
Кричалка: «Я очень хороший!»
Инструкция: детям предлагают повторить слово вслед за ведущим сначала шепотом, затем громко и, наконец, очень громко. Таким образом, ведущий и дети прошептывают, проговаривают, прокрикивают слово «Я», затем слово «очень», и наконец, «хороший». Упражнение по-вторяется несколько раз.
Беседа: «Как мы можем узнать, что чувствуют другие люди?»
Какие чувства могут испытывать люди?
Ответы детей. Например: «Радость, грусть, страх, удивление и т.д.»
А какие еще слова мы можем сказать, если кто-то радуется?
Какие еще слова мы можем сказать, если кто-то грустит?
А как мы можем узнать, догадаться, какие чувства испытывает человек?
Как мы можем догадаться, что он чувствует?
Хорошо, если дети сами отвечают на этот вопрос. Однако это зависит от их прошлого опыта. Можно помочь найти ответ, демонстрируя противоположную мимику, пантомимику, жесты и интонацию, и прося объяснить, как они догадались о ваших чувствах.
Проигрывание ситуаций
Цель: знакомство с основами вербальной и невербальной коммуникации. Развитие навыков восприятия невербальной информации.
Инструкция: психолог просит детей посмотреть на него и назвать его чувства.
Демонстрирует радостное и грустное лицо и спрашивает детей о том, что он чувствовал, и как они об этом догадались.
- по мимике – выражению лица.
Затем аналогично демонстрируются радостные движения тела (чаще носят танцевальный характер) и испуганные движения, и задается тот же вопрос.
-по пантомимике – выразительным движениям тела.
Затем психолог просит посмотреть на него, показывает жест одобрения (например, большой палец наверх) и отвращения (отодвинутые вперед руки с поднятыми ладонями) и задается аналогичный вопрос.
-по жестам – движению рук.
«Теперь, закройте глаза, я скажу одни и те же слова, сможете ли вы догадаться о моих чувствах и каким образом?». Произносится фраза типа: «Иван Иванович пришел» с интонацией радости, а затем страха. «Что я чувствовала в первый и второй раз? Как вы догадались?»
-по интонации – выразительности голоса.
Обсуждение и показ мимики, пантомимических движений и жестов в эмоциях радости, печали, удивления, интереса.
Ребята, покажите нам, какое бывает лицо, его выражение, мимика, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и сами наблюдают мимику других).
А какими бывают движения тела, когда мы чувствуем радость? (дети показывают и наблюдают других).
А движения рук, жесты? (дети показывают).
Кто хотел бы показать чувство удивления с помощью мимики, выразительных движений рук и тела? (можно при этом вспомнить конкретный случай удивления). Несколько детей показывают. Аналогично для эмоций интереса и страха.
Игра «Тень»
Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Инструкция: звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – зрители. Один ребенок – путник, другой – его тень. Путник идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его тень. Он старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно стимулировать путника к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т.д.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: развитие эмпатии, развитие экспрессивности и умения выражать свои эмоции и чувства.
Инструкция: дети дают определения шести различным чувствам:
«Радость – это когда…»
«Печаль – это когда…»
«Страх – это когда…»
«Гнев – это когда…»
«Обида – это когда…»
«Стыд – это когда»
Наиболее удачные определения ведущий записывает на доске.
«Рисунок чувств»
Дети получают по листу бумаги, разделенному на четыре равные части. Каждый выбирает любые четыре чувства из шести, и выполняет маленькие рисунки на темы этих чувств. Затем рисунки сравниваются и обсуждаются.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 6. Проявление эмоций и чувств
Задачи занятия: развитие экспрессивности, совершенствование умения выражать чувства, расшифровывать проявления эмоций и чувств других людей.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Выражение чувств»;
разминка «Хлопки по коленям»;
практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»;
игра-соревнование «Замороженные»;
Домашнее задание;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Выражение чувств»
Цель: развитие внимательности и навыка группового взаимодействия.
«Попугай»
Инструкция: ведущий произносит короткое предложение, например «Я иду гулять». Один из участников повторяет это предложение с определенной интонацией. Остальные дети отгадывают, какое чувство при этом выражается.
«Покажи мне дневник»
Инструкция: из числа участников выбирается «мама» и «ученик». «Ученик» пишет на листочке оценку и показывает ее так, чтобы видела только «мама». «Мама» должна без слов выразить свое чувство так, чтобы все остальные догадались, какую оценку получил «ученик».
Разминка «Хлопки по коленям»
Цель: развитие внимательности и навыка группового взаимодействия.
Инструкция: участники, сидя в кругу, кладут руки на колени своих соседей таким образом, чтобы правая рука каждого оказалась на левом колене соседа справа, а левая — на правом колене соседа слева. После этого им предлагается считать по кругу в направлении часовой стрелки таким образом, чтобы цифры произносились в том же порядке, как лежат руки на коленях: тот, кто начинает, произносит «один», сосед справа произносит «два» (так как его рука лежит по порядку следующей), сосед слева — «три», а «четыре» — опять тот, кто начинал счет. По такому же принципу счет продолжается, пока в нем не примет участие каждый.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно короткого обмена впечатлениями.
Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций»
Рис. 10. Образцы мимики при различных эмоциях
Цель: развитие внимательности и навыка расшифровывать проявления эмоций и чувств других людей.
Инструкция: участникам демонстрируется разнообразный иллюстративный материал, изображающий людей, выражающих определенные эмоции.
На первом этапе целесообразно использовать картинки или фотографии, содержащие четко прослеживаемую мимику, характерную для определенных
Обсуждение: участники выдвигают гипотезы о том, какие эмоции отражены на этих картинках и в каких именно деталях мимики они выражаются.
Игра-соревнование «Замороженные»
Цель: тренировка навыка саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.
Инструкция: участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» — людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий выходит в центр крута и пытается «разморозить» кого-нибудь из них — своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т. е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?
Обсуждение: что помогало не реагировать на происходящее вокруг, внутренне отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния?
Домашнее задание
Выбрать какую-нибудь из рассмотренных эмоций. По дороге домой посчитать встречных прохожих, демонстрирующих невербальные признаки этой эмоции. В начале следующего занятия обсуждается выполнение данного задания.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 7. Коммуникативные навыки. Приветствие
Задачи занятия: развитие навыков вербального общения, навыки приветствия.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка;
беседа;
проигрывание ситуаций;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Контрасты»
Цель: совершенствование умения выражать чувства.
«Черная рука – белая рука»
Инструкция: дети должны представить и изобразить «черную руку» – руку, готовую к агрессии, с напряженными пальцами, а затем по сигналу ведущего превратить ее в «белую руку» – расслабленную, готовую приласкать.
«Разозлились – одумались»
Инструкция: по сигналу «разозлились» дети напрягают тело, сжимают кулаки, по сигналу «одумались» – расслабляются и улыбаются.
«Поссорились – помирились»
Инструкция: из группы выбирается два участника, им предлагают представить, что их правые руки – это человечки, которые выполняют на столе по команде ведущего различные действия: знакомятся, идут вместе гулять, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут вдвоем играть. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с прибавлением «петушиных» звуков.
Беседа с детьми
«Ребята, многие из вас, придя сегодня в группу, сказали мне и своим друзьям одно и тоже слово. Какое?»
- Здравствуйте.
А что означает это слово? Что мы хотим сказать другому человеку, когда говорим его? (Высказывания детей). Если дети затрудняются сами определить значение слова «здрав-ствуйте», спросить их, знают ли они, как приветствуют друг друга военные? «Здравия желаю!» – что означают эти слова, похожи ли они на слово «здравствуйте». Таким образом, дети сами находят ответ.
Слово «здравствуйте» означает пожелание здоровья, благополучия. Но не все дети поприветствовали других словом «здравствуйте», некоторые поприветствовали нас другим словами. Например: «Доброе утро!» Что означают эти слова? То, что сегодня утро доброе, он желает нам добра, или то, что мы хотим, чтобы для нашего друга утро оказалось добрым? (Высказывания детей).
Да, слова «доброе утро», «добрый день» и «добрый вечер» означают все эти пожелания.
Какими еще словами мы иногда приветствуем своих друзей?
-«Привет»
Что означает это слово?
-Оно означает: «Я вижу тебя и этому рад»
А что чувствуют люди, когда с ними здороваются?
Да, им приятно, их настроение улучшается. Сейчас я прочту стихотворение Тима Собакина «Здравствуй, Гусь», а вы подумайте и скажите, почему намерения Гуся изменились?
Ко мне бежит огромный Гусь. Я говорю себе: «Не трусь, Быть может, этот Гусь – ручной, бежит знакомиться со мной».
Но у Гуся свирепый вид – Он угрожающе шипит. Щипаться будет? Ну и пусть.
Я улыбнулся: «Здравствуй Гусь!»Он головой кивнул в ответ. И мне послышалось: «Приве-е-ет». Как вы думаете, почему свирепый Гусь кивнул головой мальчику и как бы сказал «Привет»?
Верно, если ты идешь на встречу с добрым словом приветствия – это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть и, наверное, даже самый сердитый Гусь смягчится.
А почему люди здороваются? Именно потому, что хотят показать свою доброжелательность другому.
Проигрывание и анализ ситуаций
Цель: формирование навыка приветствия.
Итак, мы знаем слова приветствия и что они означают, знаем, что людям приятно, когда с ними здороваются, поэтому приветствие – одно из правил вежливости. Но в разных ситуациях мы выбираем разные способы приветствия, те, которые считаем наиболее подходящими для данной ситуации.
Инструкция: сейчас мы будем разыгрывать ситуации, в которых нужно поприветствовать других людей, а затем подумаем, как это можно сделать наилучшим способом.
Утром ты приходишь в школу. Заходишь в класс, а там, в дальнем его конце кто-то что-то рисует.
Попросить разыграть сценку 1-3 раза (в зависимости от успешности решения ситуации). Входящие дети меняются, а того, кто находится в классе, может играть один ребенок.
Обсуждение: что было приятно, понравилось в приветствии в каждом случае? (Вопрос тому, кто был в классе, и всем детям). В результате обсуждения важно подчеркнуть, что:
Лучше подойти к другу (но не очень близко), а не кричать из другого конца комнаты.
Лучше смотреть на друга, а не на другие предметы.
Лучше назвать его по имени, подчеркивая, что обращаешься именно к нему. Улыбнуться, чтобы показать, что рад его видеть
Первым здоровается входящий
Из разных дверей коридора идут навстречу друг другу Ваня и Маша.
Разыгрываются 1-3 пары в зависимости от успешности).
Обсуждение: что нам понравилось в каждом случае? В результате анализа подчеркнуть:
Первым здоровается мальчик
Предыдущие пункты из первой ситуации закрепляются
Ты идешь по коридору и видишь свою учительницу и еще двух незнакомых женщин. Они стоят рядом.
Обсуждение: сценка разыгрывается и анализируется аналогично. В результате анализа прийти к выводу, что лучше вначале поздороваться со всеми, а затем со своей учительницей, назвав ее по имени и отчеству (или в обратном порядке).
Ты едешь на эскалаторе метро вниз, а на эскалаторе вверх едет твоя учительница. Вы заметили друг друга.
Сценка разыгрывается и анализируется аналогично.
Обсуждение: в результате анализа подчеркнуть, что когда неудобно приветствовать словами, нужно поприветствовать без слов: кивком головы.
А если бы ехал твой приятель, например мальчик из нашей группы, как можно было бы поприветствовать?… Помахать рукой или тоже кивнуть. Обобщение знаний о приветствии: «Итак, мы поговорили о том, каким словами люди приветствуют друг друга, узнали, какой смысл имеет приветствие, узнали, как лучше приветствовать в различных ситуациях: встречаемся мы с другом или взрослым, видим друг друга издалека или оказываемся близко друг к другу.»
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 8. Коммуникативные навыки. Разговор по телефону
Задачи занятия: развитие навыков вербального общения, навыки общения по телефону.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка;
беседа;
проигрывание ситуаций;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Хочукалки»
Цель: тренировка умения управлять своими чувствами.
Инструкция: ведущий кончиком карандаша рисует в воздухе очень медленно какую-либо букву. Детям предлагается угадать букву (а угадывают они обычно все), но не закричать тут же правильный ответ (а очень хочется), а, преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды ведущего и ответ прошептать.
«Тыкалки»
Инструкция: дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.
«А-а-ах»
Инструкция: ведущий кладет руку на стол и затем медленно поднимает ее до вертикального положе-ния. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы, когда рука достигнет верхнего положения, завершить ее громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.
Беседа «Разговор по телефону»
Инструкция: взрослым и детям часто приходится разговаривать по телефону. Сейчас мы с вами подумаем о том, как бы нам хотелось, чтобы снами разговаривали по телефону, и как нам лучше вести разговор, чтобы нашему собеседнику было приятно и понятно все, что мы хотим сказать.
Проигрывание и анализ ситуаций
Для организации сценки разговоров по телефону надо приготовить два стула, расположив их спинками друг к другу, на расстоянии приблизительно 2 метра и игрушечный телефон.
Инструкция: дети садятся спиной друг к другу. Маша и незнакомец (название сценки детям не говорится).
Маше и всем детям: «Маша дома и у нее звонит телефон. Нужно взять трубку и отвечать». В качестве незнакомца можно пригласить ассистента-взрослого, предложив ему говорить слова «неприятным голосом», хотя эту роль может сыграть и ребенок. Слова «незнакомец» выучивает заранее.
Это Маша? – слышится в трубке (говорит незнакомец).Ответ ребенка.
Ты дома? Ответ ребенка .
Как себя чувствуешь? Ответ ребенка.
Обсуждение: вопрос ведущего к Маше: «Маша, тебе понравилось так разговаривать по телефону?».
То есть, тебе не понравилось то, что с тобой не поздоровались и не представились, то есть, не назвали себя. Дети, какой вывод мы можем сделать для себя: что нам нужно сказать в начале разговора, если мы кому-либо звоним?
- Ответ детей (поздороваться, представиться, то есть назвать себя).
Да, это нужно запомнить: в начале разговора по телефону надо поздороваться и представиться.
Первоклассница Лена и ее подруга Валя.
«Первокласснице Лене нужно позвонить своей подруге Вале и узнать у нее домашнее задание». Кто будет Леной, и кто еще будет в этом участвовать? Второму участнику (это тоже девочка) тихо сообщается, что она не Валя, а ее мама, по телефону она должна говорить так, как говорили бы мама Вали. Инструкция Лене повторяется и разговор начинается. Обычно он идет следующим образом:
Здравствуй, Валя. Это Лена.
Я не Валя. (Или: я не Валя, а ее мама).
Далее некоторое замешательство.
Обсуждение: «Ребята, когда звоним кому-нибудь по телефону домой, к телефону может подойти кто-нибудь из его семьи: мама, папа, сестра и т.д., поэтому, если к телефону подошел кто-либо, кого мы не знаем, то после того, как мы поздороваемся и представимся, что нужно сделать?».
- Ответы детей (попросить позвать подругу, со словом «пожалуйста»).
А если к телефону подошла, например, мама подруги, которую мы знаем, но не узнали по голосу (как произошло в сценке), что нужно сказать?
-Ответ детей (Поздороваться еще раз, назвав по имени и отчеству, а затем попросить позвать подругу).
А если вы сразу узнали по голосу маму Вашей подруги?
- Ответ детей (Здравствуйте, Светлана Ивановна. Это Лена говорит… Позовите, пожалуйста, Валю…).
А если вы сомневаетесь, подошла это ваша подруга или ее сестра?
- Ответы детей (Здравствуйте! Это Валя?).
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания
Занятие № 9. «Я вам хочу сказать…»
Задачи занятия: формирование навыка корректного, чёткого формулирования текста.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка;
беседа. Упражнение «Другой акцент»;
беседа. Просьба «Пирог начинка»;
беседа. Упражнение «Переводчик»;
беседа. Задавание вопросов;
домашнее задание;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка
Цель: сплотить группу и настроить на работу.
Инструкция: давайте поприветствуем сегодня друг друга приятным словом, приятным комплементом. Мы будем ходить по комнате и говорить друг другу какие-то добрые слова, опираясь на то, что уже знаем, о том человеке, к которому подошли, например, о его достоинствах, или о том, как он сегодня хорошо выглядит и так далее.
Беседа. Упражнение «Другой акцент»
Цель: формирование смыслового понимания и выделение ключевых слов, фраз в речи в процессе общения.
Часто в нашей речи мы совершенно не обращаем внимание на то, какие слова мы говорим. И бывает, что нас не понимают, не понимаю то, что мы имели ввиду. И когда нам говорят, что «Я не понял, о чём идёт речь», мы можем отреагировать двумя принципиально разными способами:
Мы можем сказать «Вы меня не поняли» («Ну какой же Вы бестолковый человек!»).
А можем сказать, «Извините, я, должно быть, не так выразился» или «Извините, я, вероятно, плохо выразил мысль».
Есть ли разница, в этих двух способах, и если есть, то какая? … Первым способом мы перекладываем ответственность за такую ситуацию на партнёра, ставя его в неловкое положение и даже обижая. Второй способ снимает с вашего партнёра эту ответственность и берёте её на себя, ведь это же ваши слова привели к непониманию. Этим вы продемонстрируете, что готовы продолжить разговор и привести его к пониманию партнёров друг друга, даже если всё получилось не так, как вы хотели вначале. Давайте сегодня потренируемся в использовании именно второй тактики ведения разговора. Для этого мы сначала соберём несколько примеров высказываний первого типа, при котором вся вина перекладывается на партнёра. Желательно, чтобы вы брали примеры из вашей личной практики, которые вы слышите при общении со своими друзьями, знакомыми, и другими людьми. И тогда мы с вами перенесём акцент на второй вариант, который более эффективен при ведении диалога.
Беседа. Просьба «Пирог начинка»
Цель: формирование корректного отношения и понимания к «просьбе» и «просящему», а также определение собственной позиции в ситуации просьбы как со стороны «просящего», так и со стороны того, к кому обращаются за просьбой.
Инструкция: просьба, в чём-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или солёным и т.п. Давайте с вами нарисуем или опишем разные пироги-просьбы – их форму, цвет, вкус…
Обсуждение: что вы чувствовали, когда «создавали» такой пирог, какие ассоциации возникали, приятные, неприятные, которые вызывает «просьба». Анализируется, с чем связано. Подчёркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.
Беседа. Упражнение «Переводчик»
Цель: формирование навыка внимательного приёма информации, и передачи полученной информации без искажений.
Инструкция: выбирается 4 добровольца. Двое – иностранцы (они из разных стран и друг друга не понимают) и двое – переводчики. Ситуация деловых переговоров. Иностранцы встретились, чтобы сделать друг другу деловое предложение. А переводчики, должны друг через друга передавать слова иностранцев, но не слово в слово, а через перефразирование (другими словами), стараясь не исказить информацию.
Беседа. Задавание вопросов
Цель: формирование навыка задавания открытых и закрытых вопросов.
Инструкция: вопросы бывают разные… Есть вопросы открытые, на которые человек отвечает целым текстом в свободной форме, а есть закрытые, на них человек может ответить конкретно «да», «нет», «может быть»… Давайте с вами попробуем позадавать такие вопросы соседу справа. И эти вопросы вам нужно будет ответить (раздаются карточки с указанием вопросов для соседа).
Домашнее задание
Попробуйте на практике при общении в своём окружении применять вот всё, что мы изучили , все правила обращения, просьбы о помощи (услуге, поддержке), оказания помощи (услуги, поддержки), благодарности, разные способы задавания вопросов.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 10. Средства общения
Задачи занятия: развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Пишущая машинка»;
беседа «Средства общения»;
упражнение «Испорченный телевизор»;
упражнение «Стеклянная дверь»;
игра – драматизация «Репка»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Пишущая машинка»
Цель: развитие внимательности и навыков группового взаимодействия.
Инструкция: участники изображают клавиатуру «пишущей машинки». Так как количество ребят в группе обычно гораздо меньше количества букв в алфавите, каждому достается несколько букв. Ведущий (при желании и кто-то из участников) диктует фразы, остальные участники «печатают» их — когда встречается их буква, громко произносят ее, подпрыгивают и хлопают в ладоши.
«Печать» может происходить непосредственно во время медленного произнесения фразы, но упражнение проходит интереснее, если сначала фраза произносится быстро, а потом участники «печатают» ее по памяти.
Обсуждение: длительное обсуждение не требуется, достаточно обмена впечатлениями.
Беседа «Средства общения»
Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить?
Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.
Задание по группам.
Пользуясь языком жестов показать:
Тихо.
Подозвать ребенка.
Обрадоваться друзьям.
Поприветствовать соседа.
С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению? (ответы детей) О чем может рассказать лицо человека?
Задание фронтальное.
Пользуясь языком мимики (движения мышц лица) показать:
Радость
Грусть
Страх
Удивление
Злость
Обиду
Безразличие
Как с помощью чего мы можем общаться и передавать чувства, наше состояние и какую – либо информацию? (Ответы детей)
Речь. Жесты — движения, за которыми закреплено определенное значение: кивок головой, сжатый кулак и т. п. Мимика — движения лицевых мышц, обычно выражающие чувства и эмоции. Пантомимика — движения частей тела.
Упражнение «Испорченный телевизор»
Цель: развитие невербальной экспрессии. Оно служит хорошим введением к беседе о невербальной коммуникации и/или о внешнем выражении эмоций. Упражнение позволяет, как и «Испорченный телефон», продемонстрировать искажения информации в общении. Кроме того, обычно оно проходит очень весело, может служить хорошей разминкой.
Инструкция: участники сидят в кругу. Доброволец, желающий начать игру, изображает на лице какое-либо необычное выражение и показывает его только своему ближайшему соседу, прикрывшись от остальных участников. Сосед передает увиденное выражение дальше и т. д., пока оно не пройдет полный круг. Участник, находящийся непосредственно перед начавшим игру, показывает то, что до него дошло, уже всему кругу. После этого начавший игру демонстрирует всему кругу то выражение лица, с которого игра началась.
При повторении упражнения целесообразно передавать выражение лица по кругу в другую сторону.
Обсуждение: выражения лица, которые вы передавали друг другу, несли какую-либо информацию. Как вы думаете, какую именно? А почему к концу круга информация так изменилась?
Упражнение «Стеклянная дверь»
Цель: развитие экспрессивности и улучшение взаимопонимания в группе. Участники в ходе выполнения этого упражнения убеждаются, как много возможностей для общения существует и без использования речи.
Инструкция: участники разбиваются на пары. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон поезда. Один из вас успел зайти внутрь, а второй — нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы уже не можете, но прекрасно видите собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о месте следующей встречи. На это есть 15 секунд — потом поезд уйдет». Участники становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5-2 м, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участники «разговаривают» сквозь них, через 15-17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» — общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о месте встречи, а «оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все-таки имел в виду. Потом участники меняются ролями.
Обсуждение: с помощью чего осуществлялось общение, когда использовать речь было нельзя? Легко ли было понимать такой «разговор»? А самому передавать таким образом информацию?
Игра – драматизация «Репка»
Инструкция: детям предлагается представить сказку «Репка» в ролях без слов. Ведущий рассказывает сказку, дети – инсценируют.
Обсуждение: достаточно короткого обмена впечатлениями. И уточнение, какими средствами общения пользовались, чтобы передать характер героя.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 11. Средства общения
Задачи занятия: развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровывать невербальные сигналы других участников общения. Данное занятие носит преимущественно игровой характер.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Сбор по голосам»;
игра-имитация «Мы обезьянки»;
упражнение «Испорченный телефон» (тактильный контакт);
упражнение «Дрозд»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Сбор по голосам»
Цель: тренировка внимательности, избирательности социального восприятия.
Инструкция: ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки, на которых написаны названия животных, способных издавать характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.), — по 2-3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники, никому не показывая свои карточки, читают про себя, какое животное им досталось, после чего убирают карточки и закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только звуками, характерными для ваших животных».
Обсуждение: достаточно короткого обмена впечатлениями. И уточнение, какими средствами общения пользовались, чтобы передать характер животного.
Игра-имитация «Мы обезьянки»
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.
Инструкция: психолог по желанию приглашает двоих детей выйти перед группой. Одному из них предлагается показать какую-либо позу и вернуться в исходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу. Затем играющие меняются ролями.
Обсуждение: достаточно короткого обмена впечатлениями. И уточнение, какими средствами общения пользовались, чтобы передать характер животного.
Упражнение «Испорченный телефон» (тактильный контакт)
Инструкция: упражнение напоминает обычный «испорченный телефон», но отличается от него тем, что передается не голосовое, а тактильное сообщение. Участники сидят в тесном кругу, взявшись за руки и закрыв глаза, и передают по кругу через контакт руками выражения эмоций. Разговаривать по ходу выполнения упражнения не следует.
Цель: развитие навыков тактильного контакта, а также демонстрация искажения информации в процессе ее передачи от человека к человеку.
Обсуждение: сильно ли исказились передаваемые движения? Что в этом упражнении было проще, а что сложнее по сравнению с обычным «испорченным телефоном»? Какими средствами общения пользовались, чтобы передать информацию?
Целесообразно напомнить участникам об изученных средствах общения, предложить им вспомнить и обсудить, какими из них они пользовались на занятии.
Игра – драматизация «Дрозд»
Инструкция: детям предлагается инсценировать стихотворение «Дрозд» в ролях без слов. Ведущий рассказывает стихотворение, дети – инсценируют. После многократного повторения, дети проговаривают слова вместе с ведущим.
Я – дрозд, ты – дрозд.
У меня – нос, у тебя – нос.
У меня – щечки аленькие, у тебя – щечки аленькие.
У меня – губки красненькие, у тебя – губки красненькие.
Я - твой друг. Ты – мой друг.
Мы с тобой два друга,
Любим мы друг друга!
Обсуждение: достаточно короткого обмена впечатлениями. И уточнение, какими средствами общения пользовались, чтобы передать эмоции, чувства.
Обсуждение текущего занятия
Ритуал прощания.
Занятие № 12. Конфликты и пути решения
Задачи занятия: формирование представления о сущности конфликтов, причинах их возникновения и путях разрешения.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Угадайка», «Снежная королева»;
беседа;
разбор ситуаций, приводящих к конфликту;
обучение способам выхода из конфликта;
упражнение «Мостик»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Придумай и отгадай»
«Угадайка»
Инструкция: участники должны внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что в нем нравится его маме. Дети по очереди высказывают свои предположения. Затем каждый выбирает тех, чьи отгадки близки к истине. На втором этапе игры дети отгадывают, что может нравиться в соседе его друзьям, на третьем – что нравится учительнице в школе и т.д. Ведущему придется оказывать детям помощь в отгадывании, особенно на третьем этапе.
«Снежная королева»
Инструкция: ведущий предлагает детям вспомнить сказку «Снежная королева», «В этой сказке было зеркало, в котором все доброе и прекрасное, что есть в человеке, уменьшалось, а все дурное и безобразное увеличивалось. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, попадая в глаза людям. Представьте: когда Кай и Герда выросли, они создали волшебные очки, которые помогали разглядеть хорошее в человеке, и даже такое, которое человек прячет от всех. Пусть каждый из Вас примерит сейчас такие очки. Как это сделать? Просто представьте себе, что вы в очках, посмотрите сквозь них на каждого из ребят и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, вы увидите и то хорошее, что обычно не замечается».
Ведущий первым «надевает очки» и показывает детям, как ими пользоваться. После игры дети могут поделиться своими чувствами, которые они испытывали в обеих ролях: наблюдателей и наблюдаемых. Игру можно повторять, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в такие «очки» можно увидеть все больше хороших качеств. Можно попробовать провести коллективные обсуждения каждого из участников: вся группа «надевает очки» и буквально забрасывает испытуемого его хорошими качествами?
Затем ведущий предлагает вспомнить – «собрать» – те слова, при помощи которых ребята называли хорошие качества друг друга: честный, добрый, веселый и т.п. Эти качества записываются на доске. Вводится понятие «качества людей».
Беседа
Иногда случается так, что ребята ссорятся, потому что каждый уверен в своей правоте и не хочет уступить другому, как герой рассказа А.Моргунова «Мой друг Вовка».
-Мир? – спросил Вовка.
-Мир, - сказал я.
Постояли, помолчали, потом Вовка сказал: « У нас очень хорошая учительница. Лучше ее на свете нет». «Еще чего! – возразил я. – Вот наша Зоя Ивановна – это да! Так объяснит – самый глупый поймет». «Самый глупый – это ты?» - спросил Вовка.
Мы поссорились, разошлись. На другой день встретились.
-Мир? – спросил я.
-Мир, - ответил Вовка.
На этом рассказ не заканчивается – друзья опять ссорятся, опять мирятся… Надо ли спорить о том, чья учительница лучше? И тем более ссориться? (Ответы детей).
А вот из-за чего поссорились друзья из рассказа Николая Носова «Телефон». Вспомните, Мишка с другом купили телефон. Долго копили на него деньги. Зато теперь они могут говорить друг с другом, когда захотят…
Я покажу несколько сюжетных картинок, где звери тоже спорят между собой, ссорятся.
Не могли бы вы сказать, что возникло между участниками во всех этих ситуациях? (Ответы детей).
Можно сказать, что между участниками возник конфликт.
Разбор ситуаций, приводящих к конфликту
Цель: формирование представления о понятии «конфликт».
Ребята, наша задача заключается в том, чтобы дать определение этого слова.
Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, когда вы с кем-то ссорились из-за того, что:
-не поделили какую-то вещь;
- не могли договориться о том, какой мультфильм смотреть в первую очередь;
- не могли договориться о том, какой подарок купить другу.
Что за этим последовало?
(Выслушиваются примеры детей).
А теперь проиграем ситуации с игрушками.
(Дети разбиваются на группы, каждой группе предлагается своя ситуация.)
1-я ситуация. Два медвежонка не могут решить: кто первым будет кататься на велосипеде.
2-я ситуация. Два зайца делят морковку.
3-я ситуация. В магазине куклы выбирают подарки для своей подруги на день рождения. Не могут прийти к согласию.
Инструкция: обыграйте ситуации так, чтобы возник конфликт.
Итак, все возникшие здесь споры, которые закончились по-разному (драка, спор, крики друг на друга), привели к конфликту.
Давайте попробуем определить сущность конфликта.
Что такое конфликт?
Из-за чего возникают конфликты (предмет конфликта)?
(Выслушивается мнение детей)
Конфликт – это когда дерутся.
Конфликт – это непонимание.
Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.
Конфликт – это когда люди что-то не поделили.
Конфликт – это когда люди спорят.
Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.
Обучение способам выхода из конфликта
Почему происходят конфликты? Каковы их причины? Можно ли разрешить возникшую неприятную ситуацию, не доводя её до конфликта?
(Дети обсуждают причины возникших ссор в созданных ситуациях. Выясняется, кто был виновником. Предлагают способы выхода из конфликтных ситуаций).
-установить очередность
-уступить другу
-вспомнить о том, что любит подруга.
Как вы думаете, конфликты неизбежны? Как необходимо людям относиться друг к другу, чтобы их было как можно меньше?
(Выслушивается мнение детей: терпимо, уважать, сочувствовать, ставить себя на место другого).
Давайте выведем несколько законов (правил), которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию.
(Детям раздаются карточки со словами, они читают и прикрепляют на доску, по их мнению, правильные фразы)
Правила выхода из конфликта.
Уступать друг другу
Уважать друг друга
Уметь ставить себя на место другого
Сочувствовать
Договариваться
Драться
Ссориться
Спорить
Кричать друг на друга
Упражнение «Мостик»
Цель: в контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.
Инструкция: двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Кто поставит ногу за ее пределами — упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика». Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка). Если же такой возможности нет, следует выбрать или провести на полу прямую полоску (это может быть полоса на линолеуме, продольная рейка в паркете и т. п.) длиной не менее 3 метров, находящуюся на расстоянии не менее 1 м от ближайшей стены и предметов мебели. Лучше, если она будет иметь ширину 5-10 см, но можно обойтись и простой линией.
Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремились помочь партнеру.
Обсуждение: -Можно ли избежать конфликты ?
-Можно ли научиться выходить из конфликтных ситуаций?
-Как себя будут чувствовать люди, если конфликтов не будет?
Обсуждение текущего занятия;
Ритуал прощания.
Занятие № 13. «Я и другие»
Задачи занятия: развитие навыков вербального общения, навыки приветствия.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Съедобное – несъедобное»;
упражнение «Волшебные очки»;
упражнение «Царевна Несмеяна»;
игра «Дракон»;
упражнение «Зеркало»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Съедобное – несъедобное»
Цель объединение детей.
Инструкция: дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду, то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребёнок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребёнку и бросает мяч.
Упражнение «Волшебные очки»
Цель: формирование умения ориентироваться на внешние качества личности сверстника, умения «разглядеть» положительные качества в людях. Коррекция низкой самооценки.
Инструкция:детям предлагается «надеть волшебные очки». Инструкция: «Сегодня мы будем поочерёдно надевать волшебные очки. А волшебные они потому, что позволяют увидеть самое лучшее, что есть в каждом из нас, даже то, чего мы обычно не замечаем. Представьте, что вы внимательно смотрите сквозь волшебные очки на всех присутствующих, и постарайтесь увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети должны рассказать о тех качествах, которые они заметили в других после того как «надели» волшебные очки.
Упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
Инструкция: взрослый рассказывает сказку про Царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая всё время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться её рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выиграет тот, кто сумеет всё-таки вызывать её улыбку или смех.
Игра «Дракон»
Цель: развитие двигательной активности, ослабление негативных переживаний.
Инструкция: звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается от нее. Роли головы и хвоста выполняются детьми поочередно.
Упражнение «Зеркало»
Цель: развитие наблюдательности, коммуникативных способностей.
Инструкция: из группы детей выбирается водящий. Представляется, что он пришёл в магазин, где много зеркал. Водящий встаёт в круг, а дети полукругом. Водящий показывает движения, а зеркала повторяют.
После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными.
Релаксация «Конкурс лентяев»
Цель: расслабление мышц.
Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко,
Хоть и зной,
Занят весь
Народ лесной.
Лишь барсук -
Лентяй изрядный
Сладко спит
В норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Инструкция: дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или на коврик и, пока звучит песня Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
Обсуждение текущего занятия;
Ритуал прощания.
Занятие № 14. «Моя лесенка успехов»
Задачи занятия: формирование мотивации достижения успеха, положительной «Я-концепции» и положительной концепции другого человека.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка «Отгадывать и придумывать»;
упражнение «Моя лесенка успехов»;
упражнение «Угадай, кто это?»;
обсуждение текущего занятия;
ритуал прощания.
Ритуал приветствия
Разминка «Отгадывать и придумывать»
«Мысленные картинки»
Инструкция: дети слушают музыку с закрытыми глазами и рисуют в воображении картины и образы, которые навевает им музыка, а затем рассказывают другим о своих фантазиях. Завершите это упражнение обсуждением: чьи мысленные картинки оказались самыми интересными и почему.
«Домашние занятия»
Инструкция: дети пластически изображают обычные домашние занятия: уборку квартиры: приготовление еды, купание в ванной… Слова не используются. Ситуации не повторяются. Зрители разгадывают, какое занятие изображается каждым участником.
«Какое чувство ты испытываешь?»
Инструкция: ведущий называет различные домашние занятия и предлагает детям мимикой выражать то чувство, которое возникает при этом (интерес, грусть, скука). Остальные отгадывают, какое чувство изображает водящий.«Небылицы»Дети соревнуются в сочинении невероятных историй.
Упражнение «Моя лесенка успехов»
Цель: формирования мотивации достижения успеха.
Инструкция: «Ребята, вы уже многому научились, многое умеете делать и эти м можно гордиться. Но человеку всегда хочется достичь большего, всегда есть то, что мы хотели бы научиться делать. Но чтобы научиться чему-то трудному, например, быстро и выразительно читать, надо пройти ряд этапов, как бы «подняться по лесенке»: вначале выучить буквы – первая ступенька, потом научиться складывать слоги – вторая ступенька, третья ступенька – читать по слогам, четвертая – читать целыми словами, пятая – читать не только целыми словами, но и выразительно.
В разных делах может быть разное количество ступенек. Чтобы на них подняться, надо трудиться, прилагать усилия. Когда мы поднимаемся на следующую ступеньку, уже можно радоваться и гордиться своим достижением, ведь мы идем вперед, к своей цели. Теперь я предлагаю вам вспомнить, чему вы хотите научиться в ближайшее время? Какие ступеньки для этого надо пройти? Рисунок с такой лесенкой нужно нарисовать. На самой верхней ступеньке – то, что вы хотите научиться делать, а на нижних – одной, двух или трех – что нужно для этого сделать. Я буду подходить к каждому, и мы сможем вместе обсудить вашу лесенку. Начинайте с верхней ступеньки. Каждая ступенька изображается горизонтальной линией по всей ширине листа.
Рисование лесенки достижений каждым ребенком
Ведущий ходит и помогает каждому осознать ступеньки. Их должно быть хотя бы две. Для того чтобы цели детей были, по возможности, разными, хорошо до занятия поговорить с каждым ребенком об этом отдельно, тогда уменьшается их желание просто повторить услышанное, либо во время рисования стимулировать формулировку разных целей. Чем больше вариативность целей детей в группе, тем больший опыт целеполагания получает каждый ребенок.
Обсуждение: рисунки детей по очереди вывешиваются на специально отведенное место. Автору рисунка предлагается рассказать, чему он хочет научиться в ближайшее время и что для этого нужно сделать, какие ступеньки пройти. Можно задать вопрос, сколько времени понадобиться на каждую ступеньку и достижение конечной цели. Выражайте одобрение цели каждого ребенка и побуждайте других детей к такому одобрению.
Упражнение «Угадай, кто это?»
Цель: формирование положительной «Я-концепции» и положительной концепции другого человека.
Инструкция: участники образуют круг, выбирается один человек, которого будут загадывать, о нем можно говорить только хорошее, отмечая его конкретные хорошие черты и поступки. Выбирается водящий, который выходит из комнаты на то время, пока выбирается тот человек, о котором будут говорить. Водящий входит и прослушивает высказывания всех участников, по которым он должен угадать «кто это». Затем тот, кого загадывали, становится водящим и т.д. Побыть в качестве загадываемого человека должны все дети. Организуя игру, подчеркните необходимость называть конкретные хорошие черты и поступки. Не стоит говорить в общем: это хороший человек, т.к. у нас все хорошие и по этому высказыванию невозможно догадаться, кто это. Говорите конкретно, например: "он очень быстро бегает"… Подчеркните также необходимость выслушать все высказывания, а потом отгадывать. Это, с одной стороны, каждому получить высказывания от всех, с другой стороны – уменьшает количество ошибок.
Преподаватель также участвует в игре. Его задача – облегчить отгадывание, поэтому ему, возможно, следует высказываться о том, что научился делать этот ребенок: «Этот человек недавно научился завязывать шнурки».
Обсуждение: вопрос ребенку, которого загадывали: «Что ты чувствовал, когда о тебе говорили?». Чаще всего дети не отвечают на это вопрос вербально, демонстрируя однако невербально, что им было приятно. В таком случае, не «вытягивайте» ответ, не говорите: «Тебе было приятно, правда?». Можно улыбнуться ребенку и продолжать, а можно задать другой вопрос: «А о чем ты думал?» Чаще опять дети отвечают только невербально, но бывают и вербальные ответы, которые чрезвычайно ценны для нас, т.к. приоткрывают внутренний мир ребенка.
Обсуждение текущего занятия;
Ритуал прощания.
Занятие № 15. Итоговое
Задачи занятия: закрепление и отработка полученных навыков, подведение итогов всех занятий, получение участниками и ведущим обратной связи по результатам занятий.
Структура занятия:
ритуал приветствия;
разминка;
добрые пожелания;
подведение итогов занятия;
ритуал прощания. Упражнение «Импульс».
Ритуал приветствия
Разминка
Цель: сплотить группу и настроить на работу.
Дети сами выбирают игры, в которые им хочется поиграть на этом занятии.
Упражнение «Хочу тебе пожелать».
Инструкция: давайте начнём сегодняшнее занятие с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это по кругу. А потом, встанем, возьмёмся за руки и насчёт три дружным хором скажем друг другу «Спасибо! Спасибо! Спасибо!»
3. Основное содержание занятия
Добрые пожелания друг другу, беседы, любимые игры.
Упражнение «Свободный микрофон».
Цель: сформировать навыки сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе коммуникации.
Инструкция: вы уже достаточно хорошо знаете друг и друга и готовы отвечать на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете задавать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило – отвечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете ещё лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Одним словом, вы – очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Участник, который будет первым отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть всех членов группы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т.е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задать свой, заранее подготовленный. И так далее, до тех пор, пока все желающие не воспользуются своим правом подойди к свободному микрофону.
4.Подведение итогов занятий
Цель: получение участниками и ведущим обратной связи по результатам занятий.
Инструкция: мы с вами провели 15 занятий. Узнавали что-то новое о себе, о других людях, о том, что можно вести себя разными способами, что ситуация, такая как она есть, не всегда нам понятна, а также чему-то научились. Сейчас я попрошу вас высказаться о том, что вы узнали здесь, чему научились. Что вам понравилось (Здесь уже важно говорить обо всех занятиях, помогая детям вспоминать их содержание, а также делиться впечатлениями, чувствами).
5.Ритуал прощания. Упражнение «Импульс»
Инструкция: все участники встают в круг, берутся за руки. Ведущий сжимая руку рядом стоящего участника, как бы пускает импульс – сигнал, который передаётся следующий участником по – цепочку. Импульс передаётся по всему кругу 1-2 раз.