Открытый урок биологии Развитие жизни в мезозойскую эру
ПАСПОРТ ОТКРЫТОГО УРОКА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
Учитель Дрожджа Наталья Борисовна
Тема «Развитие жизни в мезозойскую эру»
Место проведения.
Уровень МБОУ СОШ №73
Внутриучрежденческий
Дата 18 ноября 2015 года
Цель Формировать знания учащихся об особенностях животного мира в мезозойскую эру.
Задачи Образовательные: Выявить особенности строения и жизнедеятельности животных палеозоя. Обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его способностей, возможностей и интереса.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
- Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; классифицирование.
5.Установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
Знают: главных представителей и их особенности строения и жизнедеятельности мезозойской эры, периоды мезоозоя, главные ароморфозы мезозоя;
Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать животных по способу питания и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.
Личностные:1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.Знают: эволюцию происхождения жизни на Земле.
Метапредметные:
1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.
2.Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, дополнительных источниках, анализируют и оценивают информацию.
Основные понятия Ароморфоз, мезозой, динозавр
Межпредметные связи География, история
Ресурсы:
- основные
- дополнительные 1. Учебник
2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены виды динозавров различных периодов палеозойской эры.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая, коллективная
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технология проведения Деят-тьучеников Деят-тьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии; обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. Проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое, но для этого необходимо повторить некоторые знания, выбрать маршрут и определиться с целью и задачами нашего путешествия. За время прогулки вы сможете набрать определенное количество баллов и получить различные статусы ученика. Заявка на оценку:
25-24 - Вы, Гений!
23-21- Вы, несомненно одаренная личность!
21-19- Прекрасно, вы отличник!
18-16- Вы способный ученик, у вас все впереди!
15-11- У вас скрытые таланты и я предлагаю их вам раскрыть!
Менее 10- Не унывай, друг, ты удивительная личность, просто сегодня не твой день!
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин)
Цель: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Выполняют тестовую работу индивидуально-фронтальную Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их. Фронтальная работа проверка пройденного материала. Итого 5 баллов
1.Закончи предложение:
Приспособленность к условиям среды обитания или способу питания живых организмов, приводящее к появлению новых видов живых организмов называется ……(идиоадаптация)
1 балл.
2.Исключи лишнее и сделай пояснение: Ордовик, Селур, мезозой, Пермь, Девон 2 балла (1 за правильный ответ, 1 за пояснение)
3.Установи логическую последовательность животных : губки, офиуры, моллюски, дицидонты, ихтиостеги. 2 балла. Знают: что такое ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, эры Земли
Дают определение биологическим терминам; устанавливают логическую последовательность, выполняют задание на соответствие признаков и направлений эволюции Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
III. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цель: Актуализация опорных знаний и умений.
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
Создать условия для самостоятельного определения темы и цели урока. Установив логическую последовательность мы можем сформулировать тему нашего урока.
« Динозавры» 1 балл
«Эволюция пресмыкающихся в мезозойскую эру»
В 1822 году впервые были найдены окаменевшие кости крупного ящера. Его зубы напоминали по форме зубы игуан – ящериц, которые встречаются в Центральной и Южной Америке. Поэтому открытое животное назвали игуанодоном (зуб игуаны). Лондонский профессор Ричард Оуэн впервые пришёл к выводу, что эти животные относятся к самостоятельному виду пресмыкающихся, и он предложил назвать их динозаврами – ужасными или ужасно большими ящерами.
А в 1854 году крупнейшие учёные Англии получили приглашение на обед, который должен был состояться в брюхе динозавра. В самом деле, банкетный стол был накрыт внутри макета только что открытого в те времена гигантского чудовища. Макет был изготовлен в натуральную величину. Игуанодон – так был назван этот ящер. Он стоял на четырёх ногах, а брюхо почти касалось земли. Прошло 159 лет. Учёные нашли тысячи скелетов динозавров, и были крайне поражены той оплошности, которую совершили англичане в 1854 году на званном обеде. Ну а теперь давайте уточним: «Какова же тема нашего путешествия».
Тема: Короли мезозоя.
Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности представителей мезозойской эры. Составить сборник понятий «Динозавры» Знают последовательность геохронологии Земли.
Умеет планировать свои действия.
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Индивидуальная работа. Изучают текст в учебнике находят главное.
Парная работа Выполняют практическую работу с учебником и дополнительными источниками выявляют признаки.
Групповая работа. Просматривают папку с фотографиями и текстом из дополнительного источника, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. Готовят проект-презентацию по изученному материалу. Организует учебную деятельность. Координируются действия учащихся
Задачи путешествия изложены в вашем маршрутном листе.
Индивидуальная работа 3 балла
Используя информацию учебника и дополнительной литературы
1.Выявить возраст мезозойской эры;
2.Назвать период мезозойской эры расцвета динозавров;
Работа в парах 3 балла
Рассмотрите представителей динозавров мезозойской эры.
1.Назовите группы на которые бы вы распределили всех динозавров по способу питания.
2.Приведите по одному-два примера каждого из групп.
Результаты занесите в таблицу.
№ Содержание понятие Объем понятия
Динозавры По способу питания:
Растительноядные
Хищные
Всеядные
Работа в группах 3 балла
Изучите представленный материал в презентации.
1.Назовите представителей растительноядных динозавров мезозойской эры;
2.Выявите ароморфоз и идиоадаптацию в эволюции пресмыкающихся в мезозое. Результаты занесите в таблицу 5 баллов.
Коллективная работа 5 баллов
Заполним схему «Эволюция динозавров в мезозойскую эру» Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Знают основные особенности эволюции животных в мезозое, представителей фауны мезозойской эры.
Умеют сравнивать фотографии динозавров, находить ароморфозы и идиоадаптации Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
V. Закрепление нового (5 мин)
Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации;
выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
Коллективная работа. Самостоятельная работа с учебником, с дополнительными источниками информации с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Составляют логическую схему «Эволюция динозавров в мезозойскую эру» Постановка вопросов. Помощь, при Составлении логической схемы «Эволюция жизни в палеозойскую эру» Наше путешествие подходит к концу, Мы познакомились с особенностями эволюции динозавров в мезозойскую эру. Давайте подведем итог.
Схема на доске.
Физкультминутка Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
Знают Эволюцию динозавров в мезозойскую эру.
Умеют различать идиоадаптации мезозойской эры; давать характеристику основным представителям Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.
VI. Контролирующее задание (10 мин)
Цель: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно составляют синквейн
Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе составить синквейн.
Составьте синквейн на тему «Периоды палеозойской эры».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например:
Мезозой (заголовок)
Разнообразная, удивительная ( два прилагательных).
Изменяет облик, появляются динозавры, исчезают виды (три глагола).
Мезозой – это эра Земли (фраза, несущая определенный смысл).
Эволюция (резюме). Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.
Знают Эволюцию динозавров в мезозойскую эру.
Умеют составлять синквейны Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать периоды палеозойской эры.
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)
Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
VIII. Информация о домашнем задании (1 мин) Фиксируют домашнее задание. Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации. Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.
10-9 Мини-исследование «Гибель эры динозавров»
8 Составить кроссворд, сканворд, ребус на выбор. «Эра динозавров не менее 10 слов.
7-6 Выдвинуть несколько гипотез гибели динозавров.
5-4 Прочитать параграф учебника и ответить на вопросы
3 Прочитать параграф учебника, зарисовать динозавров.
Приложение 1.
СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ
-191135683895031565856838950-191135459676531565854596765-191135-2540-1911352357120315658523552153156585-4445