Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему: «Путешествие в Москву»
Конспект занятия
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
5-6 лет
на тему: «Путешествие в Москву»
Воспитатель: Хакимова Наталья Михайловна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Гармония»
Цель: эффективность методов мотивации к познавательной активности дошкольников.
Задачи:
расширять представление детей о Москве;
продолжать знакомить с историческим центром Москвы – Кремлем (внешним и внутренним видом);
познакомить с приемом арттерапии – рисованием указательным пальцем;
развивать логическое мышление при решении проблемных ситуаций, заданий на смекалку;
воспитывать коммуникативные способности, любовь к Родине, заботу о своем здоровье.
КМО: ТСО, ватман, краски, кисти для рисования, мольберт, сердечки, указка, губка, салфетка, гуашь. Методические приемы:
1.Эмоциональный настрой «Мулевание» - детям предлагают отобразить свое настроение красками на мольберте. Установка быть аккуратными, быстрыми, внимательными, наблюдательными.
2.Мотивация к предстоящей деятельности:
1слайд - заставка географической карты России.
Ребята как вы считаете, что это? Пофантазируйте. Для чего она здесь помещена?
А что это за огонек? Так обозначается столица нашей страны - Москва. Нам надо срочно туда попасть. Каким образом? Отправляемся на самолете. Усаживайтесь поудобнее (профилактика по нарушению осанки, ЗОЖ) и полетели. Для того, чтобы не потеряться в большом городе, мы должны вспомнить правила поведения в городе:
не отставать во время экскурсии от группы, можно потеряться;
соблюдать правила дорожного движения;
соблюдать правила поведения и культуры в общественных местах;
помогать друг другу.
3.Изложение учебного материала:
Дети прилетают на самолете в Москву (звучит песня о Москве в исполнении О. Газманова, изображение общей панорамы Москвы на экране)
2слайд - изображение президента России - Путина В.В. и председателя правительства Медведева Д.А.
Ребята, кто нас встречает? Правильно, руководители нашей страны. Вы представляете, ребята, Дмитрий Александрович и Владимир Владимирович поручили мне быть вашим гидом по Москве. А какого человека называют гидом? Правильно, гид - это тот человек, который сопровождает гостей по городу и рассказывает о нем. По-другому его можно назвать экскурсоводом. Вы согласны отправится со мной в путешествие по Москве?
3сайд - Кремль – Рассказ воспитателя о Кремле.
это огромное, хорошо защищенное стенами место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» или «кремник». Позднее стали говорить «Кремль» Стены Кремля всегда зубчатые и напоминают нам хвосты ласточек. Послушайте стихотворение Агнии Барто о них.
Десять сотен ласточек спустились с высоты.
Сели, поседели, оставили хвосты.
Действительно, зубцы на стенках Кремля напоминают нам хвосты ласточек.
.
4слайд - Главная башня кремля – Спасская.
Рассказ воспитателя о Спасской башне.
На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты, они показывают время, по которому живет вся страна.
Бьют часы Кремлевской башни.
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день.
Сейчас я хочу пригласить вас в музей, который находится на территории Кремля под открытым небом.
5слайд - Царь – колокол
Жили в старину два мастера, которые отливали колокола. И решили они отлить колокола для Кремля. Для отливки колокола они выбрали место в Кремле – Ивановскую площадь. На площади соорудили литейную яму, глубокую-преглубокую. И отлили они бронзовый колокол, какого еще никогда не было. Удивительно большой колокол украшал орнамент: растения, фигуры людей. Неожиданно для всех случилась беда – в Москве разразился страшный пожар, охвативший почти весь Кремль. Загорелась деревянная постройка и над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин, и от него отвалился огромный кусок. Так и не сбылась мечта славных колокольных дел мастеров – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхал и не видел. Но дело мастеров не забыли и оставили на память колокол в музее.
6слайд - Царь - пушка
Недалеко от Царь-колокола стоит Царь – пушка. Она огромна, самая большая пушка в мире. Отлита она была давным – давно руками мастеров – пушкарями Пушка бронзовая, ствол её украшен орнаметром. Царь-пушка должна была защищать Московский Кремль, но так ни разу и не выстрелила. Своим пушкам мастера давали названия: Лев, Орел, Волк и другие. И теперь на пушках мы можем увидеть изображение льва, орла, волка.
Динамическая пауза: «Бывает, не бывает». Дети определяют по словесному указанию воспитателя, предложенные познавательные вопросы о Москве.
Правильный ответ - хлопают в ладоши, неправильный - руки в стороны.
Бывает: метро, аэропорт, музеи, Красная площадь.
Не бывает: лошадей с повозками, домашние животные гуляют по улице, в жилых домах идет дым.
Проблемный вопрос: Как менялись улицы Москвы? (решение задания на развитие логического мышления на экране).
7слайд - Задание на внимание, сообразительность: «Что перепутал художник»
4.Практическая деятельность детей
Создание проекта будущей Москвы.
С каждым годом столица становится все краше и краше. И перед вами ставится такая задача. Вы – архитекторы. Творите свою Москву, город будущего (дети рисуют на ватмане, расположенном на полу, варианты домов указательным пальцем).
8слайд – картина Москвы –
Афиширование работ:
Вы настоящие архитекторы, сегодня вы создали проект будущей Москвы. Как только он высохнет, мы отдадим его нашему правительству, чтобы при строительстве новых домов они учли наши пожелания.
Ребята, время нашего путешествия заканчивается, мы возвращаемся домой.
Недаром в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».
5.Закрепление пройденного материала
Во время полета в самолете ребята рассказывают, что им больше всего запомнилось в путешествии по Москве.
Подведение итога
Педагог благодарит детей за совместную деятельность и дарит им на память свою любовь и частичку сердечной доброты.
Представление занятия
Тема занятие «Путешествие в Москву»
Модель: обучающее занятие по познавательному развитию
Форма проведения: учебно-игровая
Тип занятия: интегрированноеМетодическая цель: эффективность методов мотивации к познавательной активности дошкольников.
Задачи:
1.Образовательная - расширять представление детей о Москве;
продолжать знакомить с историческим центром Москвы – Кремлем (внешнем и внутренним видом);
познакомить с приемом арттерапии – рисование указательным пальцем;
2.Развивающая-развивать логическое мышление при решении проблемных ситуаций, заданий на смекалку;
3.Воспитательная-воспитывать коммуникативные способности, любовь к Родине, заботу о своем здоровье.
Для того чтобы дать знания детям о столице нашей Родины, я выбрала тему «Путешествие в Москву». Используя опыт и знания детей, я организовала интегрированное занятие для расширения знаний о столице нашей Родины. На протяжении занятия у детей воспитывались патриотические чувства.
В организационной части планирую провести разминку «Мулевание» которое снимет мышечное напряжение и активизирует познавательную деятельность детей. Для положительного настроя детей, создания позитивного отношения к предстоящей деятельности и активного включения детей в работу, для возникновения интереса к теме занятия, готовности к восприятию материала планирую использовать разнообразные методы мотивации.
Эмоциональные:
1.Создание яркого наглядно – образного представления при помощи слайдовой презентации: «Путешествие на самолете в Москву».
2.Ситуация удивления при появлении сувениров в виде сердечек.
Социальный
1.Развитие желания быть полезным обществу во время создание проекта Москвы.
2.Заинтерисованность результатом коллективной работы при решении перфокарты и задания на смекалку.
Учебная
1.Предъявление учебных требований при выполнении приема арттерапии по изобразительной деятельности.
Познавательные
1.Поисковые и проблемные вопросы во время экскурсии по Москве
2.Опора на жизненный опыт при проведении диалога.
3.Выполнение коллективного творческого задания при создании проекта Москвы.
Изложение учебного материала планирую с помощью беседы с опорой на слайдовую презентацию.
Закрепление учебного материала во время обобщающей беседы.
Подведение итогов планирую провести с помощью словесного поощрения: анализа коллективной работы, подарка в виде сердечка.
Самоанализ занятия.
Занятие на тему: «Путешествие в Москву проведено с подгруппой детей старшей группы. Тема занятия и программное обеспечение соответствуют возрасту детей и построены на основе требований программы Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество». Занятие разработано с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и усвоения предыдущих разделов программы.
В изложении учебного материала использовала средства обучения: ТСО: мультимедиапроектор, магнитофон.
Формы организации занятия: беседа, решение проблемных ситуаций, поисковые вопросы, приемы релаксации, арттерапия.
Эмоциональный настрой на занятие провела с помощью приема «Мулевание», который помог снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение и активизировал детей на познавательную деятельность.
Мотивацию к предстоящей деятельности сформировала с помощью эмоционального метода: создания ситуации удивления, любопытства (путешествия на самолете в Москву).
Изложение учебного материала было организовано с использованием учебного метода «беседа», предъявления учебных требований при выполнении проекта детьми о Москве, познавательного метода (поисковые и проблемные вопросывовремя путешествия по Москве, опора на жизненный опыт при проведении диалога, закрепления правил поведения и культуры в общественных местах, выполнение коллективного творческого задания по созданию эскиза проекта о Москве). Закрепление учебного материала пошло с помощью обобщающей беседы. Подведения итогов прошло с помощью словесного поощрения: анализа коллективной работы детей, сувенира в виде сердечка.
Организация учебного материала была осмысленной, преобладал характер познавательной деятельности, индивидуальный подход в обучении. Стимулировала положительное отношение детей к обучению через похвалу, афиширование творческой работы. Сочетала разные формы работы: коллективные, индивидуальные, чередовала разные виды деятельности. Организовала в середине занятия динамическую паузу. Поводила мероприятия по закреплению правил поведения и культуры в общественных местах. Пополняла активный словарь детей через ознакомление с новыми словами (пушкарь, гид, орнамент, кром, кремник), использовала устное народное творчество («В гостях хорошо, а дома лучше»). Развивала все психические процессы разными видами деятельности.
На протяжении всего занятия реализовывались воспитательные задачи по привитию патриотических чувств к Родине, Москве и родному краю.
В группе царила атмосфера доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества педагога и детей.