Опыт работы учителя начальных классов с одарёнными детьми
ОТЧЁТ
«Опыт работы
учителя начальных классов
с одарёнными детьми»
Сеземина Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пос. Светлодольск
телефон: 9377986478
Е-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2014
Актуальность проблемы. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?
И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Целью работы с одаренными детьми в ГБОУ СОШ пос. Светлодольск на начальной ступени является:- выявление таких детей;- создание условий для их оптимального развития.
Младший школьный возраст период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Здесь очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в старших классах.
Предполагаю следующие варианты обучения «обычных» и одаренных детей в обычном классе.
Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребенка, процессу его самореализации. Учитель должен способствовать тому, чтобы ученик раскрывался постепенно, как цветок. При этом педагог обязан быть личностью. О.В. Касперская утверждает, что учитель становится для учащегося авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Это предполагает знание, педагогом принципов развивающего обучения, включая владение специальными умениями применения дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты).
Если же говорить об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, то необходимо, во-первых, в условиях урока с обычными детьми создаю максимально комфортные условия для работы. Как правило, эта индивидуальная работа, имеющая многофункциональную диалоговую работу, цель которой не только оценка за достижения, но и оценка как поощрение к дальнейшим шагам в творческой работе. Во-вторых, образовательное пространство обеспечено доступностью, мотивацией заданий лингвистического характера. В условиях урока представляю учебный материал, но и создаю ситуацию, при котором мотивированным детям уделяю особое внимание.
В начальных классах сталкиваемся с различными учебными возможностями детей. Свою задачу я вижу, прежде всего, в том, чтобы развивать познавательные способности сильных учащихся. Убеждена, что высокий интеллектуальный фон класса, несомненно, скажется на общем развитии «слабых» учеников, а при усилении индивидуальной работы с одаренными детьми высокий уровень познавательной активности всего класса будет обеспечен.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одаренными учащимися сочетаются с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходят в форме реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачета. Для развития интеллектуальных способностей учащихся используются тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», уроки-конференции, работа в клубе «Умники и умницы» во всех вариантах и т.п.
Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика предполагает демократичность, открытость, диалогичность. Я, учитель, выполняю функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.
В своей практической работе ориентируюсь на группы учащихся, которые на уроке представлены разными учебными возможностями.
1-ая группа – школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способные обобщать, анализировать. Работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Стратегия обучения исходит от степени требований к одаренному ребенку. Ускорение обучения может быть оправдано только в том случае, если за основу в работе с этой категорией детей предусматривается обогащение углубленным изучениям. Содержание данного обучения сопровождается с выходом за рамки изучения традиционных тем. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способом и приемам работы. Такое обучение осуществляется в рамках традиционного образовательного процесса.
Стимулирование личностного развития учащихся проявляется в использовании оригинальных объяснений, в пересмотре имеющихся сведений, в поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что, в конечном счете, способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). К примеру, на помощь приходят вопросы и задания олимпиад по русскому языку разного уровня сложности по основным разделам для учащихся 1 – 4 классов. Содержательный и разнообразный материал с элементами занимательности помогают в проведении различных работ на уроке.
2-ая группа – со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание уделяется развитию их познавательной активности. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы учащихся и постепенного перехода части из них по возможности на работу в 1-ую группу.
Безусловно, постоянное внимание уделяется совместной работе обеих групп, необходимо подчеркивать роль работы каждой группы в решении общей познавательной задачи.
Следует сказать, что положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы.
Работа с одаренными детьми на уроке осуществляется при повторении, закреплении и (в определенных случаях) при объяснении нового материала. Перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями соответствующими их познавательным возможностям.
Все эти методы и формы присутствуют в работе и дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Наши дети, начиная с 1 класса, принимают участие в школьных, всероссийских конкурсах, дистанционных олимпиадах, и не просто принимают участие, а занимают призовые места. Кроме традиционных, таких как «Кенгуру», «Русский медвежонок», дети участвуют во Всероссийских конкурсах «Познание и творчество», Интеллект-экспресс «Калейдоскоп тайн», «Классики», во Всероссийских дистанционных конкурсах: «Русский язык со Смешариками», «Универсал-турнир». В прошедшем учебном году стали победителями и призерами Новичкова Полина, Слепченко Екатерина, Кабаев Дмитрий.
Таким образом, вовлечение учащихся как одаренных, так и детей со средними способностями в активную познавательную деятельность – основная задача учителя начальных классов. На мой взгляд, ценность такого подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации сотрудничества для всех учащихся в образовательном пространстве.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996
2. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1987.
3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.
4. Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? Вестник Ассоциации "Развивающее обучение". 1997. №2 , С. 48-65.
5. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 3-12.
6. Эльконин Д. Б. Связь обучения и психического развития детей. - М.: Педагогика, 1989. С. 78-92.
7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития вдетском возрасте. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77.
8. Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
9. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.- 206 .