Причины возникновения трудного поведения детей
Пять поражающих факторов сиротства.
Что общего у детей, оставшихся без попечения родителей – это отсутствие привязанности. Физическая зависимость есть, а эмоциональной привязанности нет. Привязанность – это эмоциональная связь, обеспечивающая чувство защищенности. Привязанность – это зависимость, в которой нуждается ребенок. Если у ребенка есть кредит доверия к взрослому, то он нацелен на общение с взрослыми. Привязанность неразрывается безболезненно. За чувство постоянства, избирательности, зависимости ответственны взрослые.
1.Депривация
Первые месяцы эмоционально-телесное общение, формируется эмпатия. После рождения родители в контакте сообщают ребенку про него (как он выглядит, что хочет, зачем ему это надо). Ты существуешь! И это хорошо!
Появляется чувство, что мир принял, что он легитимен, что он вправе здесь находится. Если развита эмпатия – мы понимаем другого человека. Без эмоционального интеллекта людям тяжело в коллективе, социуме. Депривация – одно из самых тяжелых воздействий. Лучше боль разрыва, чем отсутствие чувств. Депривация поражает на глубинных структурах.
30% детей. Перечеркивается взрослый как объект привязанности. Привязанность формируется к группе сверстников. Взрослый непонятен, не существует. Детдом норма. Там ребенку хорошо. Таким детям будет легче в многодетной семье.
10% детей. Ребенок ставит крест на себе. Психические нарушения – неорганический аутизм, шизофрения, умственная отсталость.
10% детей. Перечеркивается привязанность, формируются поверхностные отношения. Дети «обаяшки», стремятся привлечь внимание взрослых. Таким детям нужна семья с большим опытом, запасом собственных эмоциональных ресурсов, важна не демонстрация любви, а постоянство.
30% детей. Так называемые «заморыши». Не ставят ни на чем крест, просто временно застывают, выжидают – «гармоничная задержка». В семье быстро «расцветают». Привязанность формируется через стадию тревожной привязанности.
10% детей принимают роль взрослого, очень сильные, бойцы. В привязанности их пугает зависимость. Взрослый воспринимается либо как опасный, либо как слабый. Если родитель проявляет беспомощность, ребенок чувствует тревогу.
10% детей – сохранные, «подарочные».
2. Пренебрежение
сигнал
Рдискомфортдействие родителей
комфорт
На рисунке круг заботы – в норме. Ребенок чувствует дискомфорт, подает сигнал взрослому (сначала это крик, плач). Взрослый устраняет дискомфорт, ребенок ощущает комфорт, и так – до следующего раза. В норме на базе такой схемы формируется доверие и улучшается качество сигнала (речь), развивается рефлексия (контакт с самим собой, осознание собственных потребностей).
Если же в ответ на сигнал, действия родителей неопределенные (могут проигнорировать, удовлетворить потребность ребенка, или накричать), у ребенка истощаются ресурсы, он перестает правильно осознавать свои потребности – «отрезание тела». Последствия: невротический голод, дефицитарная травма («в мире всего мало, и мне может не хватить»). Необходимо работать с моделью мира, привлекать к приготовлению пищи, давать, до того, как попросит – создать модель изобилия.
3. Потеря
Ребенок проходит все стадии горя, как и взрослый. Если нет возможности проработать все стадии, он застревает на определенной стадии. Острое горе – измененное состояние сознания. Если ребенок потерял в течении года семью, то ему не рекомендуется ставить диагнозы, делать выводы о его развитии. Помогает базовая забота, боль – показатель привязанности.
Если ребенок застрял на стадии отрицания, то он может или очень хорошо себя вести, или очень плохо. Если на стадии гнева, то проявляется в агрессии к родителям. Вина проявляется в аутоагрессии, ребенок сам себе наносит вред себе. Если на стадии депрессии, то у ребенка наступает апатия. Чаще всего на этой стадии дети попадают в семью.
Рекомендуется первые два года избегать разлук.
4.Жестокое обращение
Ребенок подвергавшийся жестокому обращению провоцирует на насилие. картина мира разделяется на сильных и слабых. Не хватает телесного контакта. Ребенок агрессивен – измененная картина мира.
5. Жизнь в учреждении
Поражение эмоционально-волевой сферы, неспособность к саморегуляции, нарушение личных границ.
Ресурс реабилитации – регрессия.